Белоруссия объявляет большую распродажу
Для российского капитала в ближайшее время может загореться зеленый свет
Белорусское правительство рассчитывает не только выполнить приватизационные планы нынешнего года, но и довыполнить планы предыдущего. Оппоненты власти сомневаются и в целесообразности продаж в период кризиса, и в желании инвесторов из дальнего зарубежья вложить деньги в нестабильную белорусскую экономику. Зато все согласны с тем, что для российского капитала в ослабленной белорусской экономике в ближайшее время может загореться зеленый свет.Глава Госкомитета по имуществу Георгий Кузнецов заявил о том, что в 2012 году Белоруссия планирует продать 133 предприятия. Интересно, что такая большая цифра сложилась из-за объединения новых планов с прошлогодними. Из планов 2011 года «перешли» 83 предприятия. По его словам, доходы от продажи составят 2,5 млрд. долл.
Глава Госимущества не смог сказать, какие гиганты белорусской промышленности могут быть проданы в нынешнем году.
Как писала «НГ» ранее, курс на более активную приватизационную политику, нежели в предыдущие годы, Белоруссия взяла минувшим летом в разгар валютного кризиса. Тогда правительство рассчитывало поправить с помощью инвесторов финансовое положение страны. Правда, из крупных предприятий, способных повлиять на ситуацию, был продан «Газпрому» только «Белтрансгаз», однако государство уже не так держалось за мелкие предприятия. В результате, по данным Госкомитета по имуществу, было продано 38 акционерных обществ на сумму, эквивалентную 200 млн. долл.
Если раньше приватизация в Белоруссии тормозилась из-за нежелания власти расставаться с активами (даже мелкими), то теперь в силу вступил еще один фактор – экономическая и политическая нестабильность в стране и нежелание инвесторов рисковать своим капиталом. В результате благие намерения властей в прошлом году оказались выполненными только на 20% – предполагалось, что будет продано 180 госкомпаний. В результате и доходы оказались в 7 раз меньше ожидаемых. «Громкие» сделки, которых ждали целый год, так и не состоялись. Например, госпакет акций МТС по-прежнему принадлежит белорусскому государству. С совладельцем – российской МТС, которая владеет 49% акций, не сошлись в цене. «Предложенная ранее белорусской стороной цена в 1 миллиард долларов за ее долю в 51% была несправедливой. Мы на это не согласились», – заявил по этому поводу президент МТС Андрей Дубовсков. Затем пакет дважды выставлялся на аукцион, но заявок так и не поступило. Предложение о покупке было сделано Казахстану, но там его также не приняли.
Уже несколько лет буксует продажа МАЗа. Казалось бы, около года назад было принято решение об объединении активов этого предприятия с российским КамАЗом, однако до реализации этих планов дело пока не дошло. Более того, недавно глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов признался, что процесс не идет. Напомним, что белорусскому правительству слишком низкой показалась оценка активов этого предприятия, сделанная аудиторской компанией Ernst&Young. По информации источников, это была сумма в 800 млн. долл. Официальный Минск намерен добиться переоценки.
Комментируя несостоявшиеся сделки, эксперты отмечают, что у белорусской стороны завышенные ожидания. Например, применительно к истории с МТС раза в два. По их мнению, нежелание уступить в цене спровоцировано и сделкой по продаже «Белтрансгаза» «Газпрому». Несмотря на многочисленные заявления российской стороны о нереальности запрошенной суммы (2,5 млрд. долл. за 51%), да и вовсе отсутствии экономического смысла в приобретении, сделка все-таки состоялась на условиях Белоруссии.
Желание продать подороже – не единственная причина отсутствия приватизации в республике. По мнению экспертов, в последние годы ей яростно противится местный менеджмент. «Им самим участвовать в приватизации не под силу – денег не хватает, а если они и есть, то их сложно легализовать», – говорит о причинах противостояния экономист Лев Марголин. При этом директора и высшее руководство «приспособились приватизировать оборотные средства вверенных им предприятий, то есть использовать по своему усмотрению денежные и товарные потоки», – полагает эксперт. Понятно, что в такой ситуации они не заинтересованы в приходе нового владельца.
Правда, наблюдатели предупреждают, что нынешняя раскладка сил временная. Белорусская экономика остается в тяжелейшем состоянии, о чем говорит самая высокая на просторах СНГ инфляция (более 100% в прошлом году), увеличение в 3,8 раза за 2011 год размеров госдолга (порядка 17 млрд. долл. или более 50% ВВП) и глубоко отрицательное сальдо внешней торговли товарами (5,5 млрд. долл.). Ни местные, ни международные эксперты не видят потенциала для улучшений в проводимой экономической политике в этом году. «Власти возвращаются к ужесточению государственного регулирования даже по сравнению с прошлым годом», – с сожалением констатировала постоянный представитель МВФ в Белоруссии Наталья Калядина.
Именно слабость белорусской экономики и ее усиливающаяся зависимость от России способны подтолкнуть белорусскую приватизацию, полагают эксперты. Причем в сторону сделок с российскими компаниями. Напомним, что с обязательствами по приватизации связано выделение Белоруссии очередных траншей кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС. «Условие о продаже активов на большую сумму можно трактовать как подталкивание Беларуси к процессу приватизации. В то же время прошлый год, когда состоялась сделка с «Белтрансгазом», показал, что в процессе приватизации преимущества в Беларуси будет получать российский капитал», – считает экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук.