Белоруссия: жаркая осень позади?
Комментарий дня
Итоги парламентских выборов и референдума в Белоруссии комментирует политический обозреватель "Союзной газеты" Павел Сергеев.
Ожидаемый результат
Итак, выборы в Белоруссии состоялись. Несмотря на чрезвычайно активную пропагандистскую кампанию, развернутую практически во всем мире вокруг предстоящих парламентских выборов и референдума в Белоруссии, всенародное голосование 17 октября 2004 года в этой стране состоялось. Итоги важнейшего в текущем году мероприятия в целом не стали неожиданными ни для кого. По данным Центризбиркома, выборы состоялись в 109 избирательных округах страны со средней явкой избирателей порядка 89,7 процента. Второй тур голосования должен состояться в двух округах (Варшавском и Новополоцком); перевыборы пройдут лишь в Гродно (избирательный округ № 50). Всего избрано 107 из 110 депутатов, в том числе 21 – от различных политических партий (12 – от Компартии, 8 – от Либерально-демократической и 1 – от Аграрной партии Белоруссии). 77,3 процента обладающих избирательным правом белорусов положительно ответили на вопрос референдума о том, может ли один и тот же человек трижды баллотироваться на пост главы государства. Первая сессия Палаты представителей Национального собрания Белоруссии нового состава назначена на середину ноября сего года. Ожидается, что одним из первых вопросов в повестке дня парламента станет голосование о внесении изменений в конституцию страну, ранее ограничивавшую переизбрание главы государства двумя сроками.
По заявлениям не прошедшей в высший конституционный орган страны радикальной оппозиции и целого ряда зарубежных институтов, в ходе выборов было зафиксировано большое количество нарушений, ставящих под сомнение их итоги. По мнению наблюдателей от Парламентского Собрания Союза России и Белоруссии, несмотря на то, что голосование проходило "в обстановке беспрецедентной кампании внешнего давления" и "высказываний официальными должностными лицами и политическими деятелями ряда европейских стран и США резко негативных оценок… и угроз применения дискриминационных мер", выборы в целом были "открытыми, свободными, демократичными и легитимными"…
Политтехнология: наука или банальное "разведение на бабки"?
Несмотря на то, что выборы и референдум состоялись, их итоги будут еще долго критиковаться и наверняка инспирируют появление на Западе очередных резких резолюций, прошедшее в республике голосование в очередной раз подтвердило наличие серьезных сбоев в современной политтехнологии. Вкупе с невнятным характером выборов президента Абхазии и неожиданностями, которые, нельзя исключать на выборах президента Украины, сбои эти ставят под сомнение авторитет ведущих российских и зарубежных политтехнологов, с одной стороны, а, с другой, подтверждают верность интуитивного нежелания Лукашенко воспользоваться неоднократно предлагавшейся ему помощью специалистов по организации и проведению выборных кампаний. Похоже, что заимствованные на Западе новейшие схемы и модели "не работают" на постсоветском пространстве, какие бы ресурсы под их реализацию не выделялись.
Не ставя перед собой целью проведение углубленного анализа наиболее характерных ошибок современных политтехнологов, отмечу лишь, что, применительно к бывшим республикам СССР, их важнейшие просчеты лежат в сфере реалистичного определения допусков между кибернетически смоделированными процессами и их интеллектуальным осмыслением. Иными словами, стоявшие за противниками Лукашенко специалисты-политтехнологи, похоже, напрочь забыли о том, что в обществе, подобном нынешнему белорусскому, решающими являются не отвлеченные демократические идеи, а ценности, близкие и понятные рядовому избирателю. Той самой "массе", которая чувствует себя вполне комфортно и защищенно "под Лукашенко". Искренне радуется росту собственных доходов на фоне умеренной инфляции. И не вкладывает ни тени иронии в обращение "батька" к своему президенту.
Понятно, что финансируемые целым рядом западных демократических институтов специалисты не просто "разводили на бабки" своих спонсоров. Вполне целеустремленно они, скажем, формировали оппозицию. Достаточно последовательно реализовали свои предвыборные кампании в регионах. Четко сработали "на опережение", приступив к критике выборов задолго до их начала. А вот с "идеологической платформой" явно просчитались. И "клонов" начали плодить не в противовес Лукашенко, а в самой оппозиции. И информационное обеспечение своей кампании строили не внутрь, а вовне; так, как если бы выборы предстояло проводить не в Белоруссии, а где-нибудь в Швеции или Голландии. Как бы то ни было, голосование 17 октября с.г. не только подтвердило полномочия "партии власти" в высшем законодательном органе страны, но сделало легитимным переизбрание нынешнего президента страны еще на один срок. С максимальной на сегодняшний день долей вероятности это значит, что вплоть до 2011 года во главе соседней республики будет находиться ее нынешний лидер Александр Лукашенко…
Что-то будет?
Итак, выборы в Белоруссии состоялись. Несмотря на малоубедительные, но упорные ожидания многих, они не принесли никаких изменений в состав высшего законодательного органа страны и практически полностью нивелировали надежды на перемены в исполнительной и судебной ветвях власти республики. При этом, независимо от личностного восприятия тем или иным аналитиком происходящих в Белоруссии явлений, волеизъявление граждан по сути означает народную поддержку нынешнего внутри- и внешнеполитического курса белорусских властей. Со всеми вытекающими из этого последствиями. Для народа Белоруссии. Руководства республики. И соседних государств.
Вряд ли было бы корректным обсуждать выбор братского славянского народа или высказывать предположения по поводу того, как скоро белорусские власти осознают жизненную необходимость начала демократических преобразований в стране. Целесообразно, как мне представляется, рассмотреть некоторые наиболее вероятные перспективы развития российско-белорусских отношений, вот уже который год пребывающие в состоянии не всегда понятной и заметно вялой текучести.
При очевидном условии, что в свете итогов выборов 17 октября позиция официального Минска не претерпит никаких изменений, перспективы отношений между нашими странами в ближайшем будущем будут напрямую зависеть от Москвы. Точнее, от того, насколько российское руководство будет готово закрывать глаза на те инициативы партнера, которые, мягко говоря, мало учитывают интересы самой России. При этом, к сожалению, сценарии перспективного развития российско-белорусских отношений представляются не особенно оптимистическими.
Очевидно, что на фоне намеченных на 2006 год президентских выборов в Белоруссии уже в начале будущего года официальному Минску придется предпринять серию мощных пропагандистских акций, направленных на то, чтобы убедить большинство избирателей, традиционно ориентированных на развитие связей с Россией, в высоком уровне этих самых связей. Скорее всего, кандидат в президенты Белоруссии вновь будут объяснять своим российским коллегам важность скорейшего воссоединения двух славянских народов, предлагать заморозить цены на импортируемые страной российские энергоносители и, возможно, даже согласится на использование рубля в качестве единой валюты. В зависимости от позиции Москвы такая игра может вступить в очередную фазу и, надо подчеркнуть, не принесет особой пользы обеим сторонам, разве что решит текущие проблемы белорусских энергетиков. Не исключено, однако, что Россия к тому времени займет более прагматичную позицию и начнет более настойчиво отстаивать собственные интересы. Угрозу широкомасштабному сотрудничеству между нашими двумя странами это, конечно, не представит, а вот официальный Минск может заставить существенно скорректировать свою позицию. Впрочем, поживем – увидим…