«Беречь не язык, а его носителей»
Как живет русская культура в национальной республике
Надо признать, что когда живешь в небольшой республике, в которой много говорится о сохранении культуры коренных народов, то мысль о бережном отношении к культуре русской приходит в голову в последнюю очередь. Ведь, казалось бы, что там беречь, русских ведь и так - большинство. Но так ли это на самом деле и нуждается ли культура русского народа в защите – «АиФ-Карелия» поинтересовались у руководителя общества русской культуры «Русский север», историка, писателя, художника Вячеслава Агапитова. Русские – тоже коренные - Нужно ли защищать русскую культуру? Вы знаете, многие люди не только так думают, как вы говорите, но так и говорят: "Вас же много, чего вам помогать?" В действительности, мы на себе чувствуем тот самый перекос в сторону национальных финно-угорских культур, и перекос этот на правительственном уровне. Для многих карельских руководителей удивительным оказывается даже такой исторический факт, что русские - это тоже коренное население республики. К примеру, русские в Заонежье появились раньше, чем в Карелии вепсы. Смешно сказать, но мы, например, от лица нашего общества не можем даже встретиться с руководством республики. - И в чем причина такой неприязни на высоком уровне? - Вы знаете, наше общество, "Русский север" появилось в 2007 году, как бы сменив собой уже фактически умершее Общество русской культуры. Его создание поддержали многие известные в Карелии люди. Но в его Устав заложено больше, чем просто забота о сохранении русской культуры. В нашем уставе говорится о защите социально-экономических интересов коренных народов Карелии. А это, уже, извините, не так безобидно, как защита просто культурных ценностей. До того доходило, что мы свой устав не могли даже зарегистрировать, пришлось даже брать юриста, чтобы нам в принципе позволили появиться на свет. Разграбление края - Получается, что вы говорите об экономике Карелии в целом, или все же о каких-то отдельных территориях, исконных русских поселениях? - В первую очередь, речь идет все-таки о трех регионах Карелии: Пудож, Заонежье, Поморье, которые когда-то в начале 20 века были одними из самых развитых, а теперь это наиболее депрессивные районы республики. И, конечно, здесь сохранение культуры напрямую связано с экономикой. Речь идет о сохранении поморских традиционных ремесел, традиционного сельского хозяйства, в том числе, и выращивание льна. И этот сектор экономики имеет огромное значение для сохранения русской культуры. Например, Заонежье - это и Кижи, которые стоят на заонежской земле, и сохранившийся специфический русский говор, и известные сказания и былины, которые были собраны именно здесь. А в регионе закрываются школы, больницы, уменьшается население. На наш взгляд одна из главных проблем районов в том, что располагающиеся там крупные предприятия не платят в местный бюджет ни копейки. Фактически, имеет место разграбления края, фактически санкционированное властями. Не смотря на то, что нынешний губернатор Андрей Нелидов уже высказался в том духе, что это безобразие необходимо как-то прекращать ситуация и не думает меняться. В частности, именно об этом говорится в письме от жителей Заонежья, которое мы направили в правительство еще перед новым годом. На нем подписи не одной сотни человек. Но, что вы думаете? Наше письмо каким-то образом … потерялось. Второе письмо мы уже передавали через Министерство национальной политики и получили даже на него некий неопределенный ответ. - Как вы предполагаете защищать экономические интересы? - У нас есть вполне конкретные проекты. В частности в том же Заонежье есть все предпосылки для создания природного парка. Здесь мы работаем тесно с природоохранной организацией «Спок», проводим работу с населением. Это помогло бы решить ряд проблем этого региона, сохранить лес так безжалостно вырубаемый сейчас. Причем, сколько не пытались жаловаться – над нами только смеются, мол, вы номера лесовозов записывайте. Никаких серьезных мер против вырубок не применяется. Или, например, знаменитый совхоз «Толвуйский», который до сих пор выращивает самый лучший картофель в республике, он ведь едва-едва сводит концы с концами, а никакой помощи ему не предвидится. Ведь уже было сказано, что с сельским хозяйством в Карелии надо заканчивать. А ведь именно русская деревня имеет огромную ценность именно для сохранения истинно русских культурных ценностей. Людей толкают к революции - Вступить в ваше общество могут только русские? - Ну, что вы, мы, наоборот, в этом смысле не закрытая культурная община. У нас в «Русском Севере» и вепсы в том числе, кстати, известный вепсский поэт Николай Абрамов, и карелы и евреи. Мы открыты для всех. Кстати, не один раз мы предлагали и другим обществам, например, карельской и вепсской культуры координировать наши действия, но пока как-то получается не очень. - В Карелии достаточно широко практикуется литература на языках коренных народов, карельских и вепсских писателей поощряют выпуск книг, а как обстоят дела у русских писателей в Карелии? - Да, скажем прямо, нам никто не помогает. Правда, мы и не просим помощи, но иногда все равно задумываешься. Вот, например, я довольно часто перевожу на русский как раз карельских и вепсских авторов, того же Николая Абрамова, например, а вот мне самому издать книжку не в пример сложнее, хотя и у меня есть опыт издательства, но отношение уже все равно другое. Но мое кредо по-прежнему – надо беречь не язык, а его носителей, людей. Если власть перестанет толкать их к революции, лишать нормальных условий жизни и культуру беречь и сохранять станет значительно проще.