"Береза" под дубом
Британия приняла в свои объятия Бориса Березовского, который, тем не менее, намеревается с триумфом вернуться в Россию
10 сентября с.г. российская "либеральная общественность" и сочувствующие ей круги на Западе считают теперь днем своей "победы". В этот день власти Великобритании неожиданно для многих приняли решение предоставить скандально знаменитому предпринимателю Борису Березовскому политическое убежище в своей стране.Тем самым Борис Абрамович приобрел почетный статус "политического беженца", что уже через два дня привело к решению лондонского магистратского суда о прекращении дела об экстрадиции Березовского в Россию. Теперь о его выдаче российскому правосудию, скорее всего, можно забыть. Знаменитый экс-олигарх, словно гибкая березка, ловко спрятался под сенью могучего британского дуба от молний российской Фемиды. Кроме того, суд постановил, что судебные расходы должен оплатить истец – российское правительство, а это ни много, ни мало – около полумиллиона фунтов стерлингов.
Похоже, что такой поворот событий стал неприятным сюрпризом не только для российской Генпрокуратуры, но и для руководства России. Как известно, беглый олигарх прибыл на берега Туманного Альбиона в 2000 году, как он сам говорил "в добровольное изгнание". Устроился он там неплохо, занимаясь бизнесом, покупая и продавая шикарные особняки (один из них оценивался в 5 млн. фунтов) в престижном лондонском районе Челси. А в ноябре 2002 года Генеральная прокуратура России, ведущая против Березовского уголовное дело по обвинениям в финансовых махинациях, обратилась с ходатайством о его выдаче к властям Соединенного Королевства.
В России Березовский проходит в качестве обвиняемого по делу о хищении более 2 тысяч автомашин с Волжского автомобильного завода с ноября 1994 по июль 1995 года. В тот период Березовский занимал пост председателя Совета директоров АОЗТ "ЛогоВАЗ". "Первому российскому олигарху" также инкриминировали незаконные финансовые операции, совершавшиеся, в тот период, когда он контролировал телеканалы ОРТ, ТВ-6 и компанию "Аэрофлот" и другие.
По делу Березовского проходят также бывший председатель совета директоров телеканала ТВ-6 Бадри Патаркацишвили, бывший заместитель генерального директора "Аэрофлота" Николай Глушков и еще один соратник олигарха – Юлий Дубов, экстрадиции которого от Великобритании также добивается российская сторона.
Интересно, что 28 марта 2003 года министерство внутренних дел Великобритании отказало Березовскому в рассмотрении ходатайства о предоставлении ему политического убежища в этой стране. Адвокаты подали кассационную жалобу на это решение, но мало кто ожидал, что уже в сентябре британский МВД примет совершенно противоположное решение.
В западной и российской прессе выдвигались самые различные причины такого поворота событий в деле Березовского. Кто-то считает, что у экс-олигарха нашлись в Лондоне (а возможно и в Вашингтоне) влиятельные заступники, сумевшие убедить министра внутренних дел Великобритании Дэвида Бланкетта принять именно такое решение. Другие предполагают, что это является неким знаком российскому руководству о недовольстве Запада проводимой Москвой политикой и положением с правами человека в России. Есть даже версия о том, что, мол, все это сделано по тайной просьбе Кремля, якобы на самом деле совсем не желающего, чтобы "слишком много знающий" Березовский появился на Родине.
Сам Борис Березовский, будучи опытным политическим провокатором, связывает предоставление ему статуса политического беженца в Великобритании с тремя (!) попытками российских спецслужб убить его. Об этом он самолично сообщил в эфире радиостанции "Эхо Москвы". Причем, по утверждению экс-олигарха, агенты российской ФСБ, оказывается, планировали совершить на него покушение прямо в здании лондонского суда.
Адвокат Березовского Клэр Монтгомери даже заявила о готовности выставить свидетелей и продемонстрировать, что "правительство, которое одной рукой якобы добивается здесь правосудия, другой рукой планирует убийство г-на Березовского". А глава основанного Березовским "Фонда гражданских свобод" Александр Гольдфарб сообщил прессе, что весной этого года были получены "косвенные данные" о том, что "добровольного изгнанника" пытались устранить с помощью бинарного яда. Об этом, по словам Гольдфарба, было своевременно сообщено британской полиции.
Впрочем, эти "сенсационные" утверждения были крайне скептически восприняты серьезными британскими СМИ. Однако большинство из них сходятся во мнении, что решение о предоставлении Березовскому статуса политического беженца, несомненно, имеет политическую подоплеку. Ведь одно дело отказать в выдаче подозреваемого в уголовном преступлении, совсем другое – предоставить ему политическое убежище.
По сути, это может быть расценено, как официальная констатация правительством Великобритании того, что оно считает Россию антидемократическим, авторитарным государством, которое, не может обеспечить права обвиняемого на справедливое и объективное рассмотрение его дела в суде. А это вряд ли будет способствовать укреплению дружественного характера российско-британских связей, особенно учитывая неоднократно декларировавшееся премьер-министром Тони Блэром желание поддерживать особые доверительные отношения с президентом В.Путиным.
В Британии, несомненно, хорошо известно, что вся политическая деятельность Березовского в эмиграции носит характер личной "вендетты" против нынешнего президента России. "Опальный олигарх" всячески раздувает через подконтрольные ему СМИ версию о причастности ФСБ и лично В.Путина к организации взрывов жилых домов в Москве и других российских городах в 1999 году. Он также взялся финансировать защиту в британском суде чеченского эмиссара Ахмеда Закаева, экстрадиции которого добивается Генпрокуратура России. Березовский активно вмешался и в так называемый конфликт между властью и рядом олигархов в связи с делом "ЮКОСА", запугивая россиян "призраком гражданской войны" и "национальной катастрофой", которую де может вызвать "затеянный Кремлем передел собственности".
В последнее время с приближением в России поры выборов господин Березовский активизировал свое виртуальное присутствие на российской политической арене посредством телемостов, радио-интервью и Интернета. Получив гарантии своей невыдачи российскому правосудию, он даже вознамерился бросить вызов нынешней власти на предстоящих выборах в качестве кандидата от партии "Либеральная Россия".
На прошедшем недавно в Москве 4-м съезде "Либеральной России" был утвержден федеральный список кандидатов от этой партии на думских выборах. Список возглавляет сам Борис Абрамович вместе со своим старым соратником по Совбезу Иваном Рыбкиным и бывшим главой ЛогоВАЗа Юлием Дубовым. Тот факт, что два из трех ведущих кандидатов находятся за границей, ничуть не смущает партию. По словам господина Рыбкина, и Березовский, и Дубов "имеют все избирательные права, так же, как и другие граждане России".
Любопытно, что данный съезд прошел под лозунгом "Съезд победителей", поскольку его участники восприняли предоставление Березовскому политического убежища в Великобритании и решение Астраханского суда о неправомерности отказа Минюста в регистрации решений июньского съезда партии как начало победного пути "Либеральной России". Сам "политбеженец" Березовский выступил перед делегатами в прямой телетрансляции из Лондона. Главными задачами партии он объявил восстановление ельцинской конституции, "попранной нынешней властью" и "восстановление института независимых СМИ".
Все это говорит о том, что предоставление политического убежища в Англии заметно окрылило Березовского, который теперь открыто заявляет о намерении "вернуться во власть" в России. В своих последних интервью экс-олигарх не устает повторять: "Мой приоритет – Россия". Вот только нужен ли такой "благодетель" самой России и ее народу?
Что же касается самого решения властей Великобритании по поводу Березовского, то оно все-таки не может не вызвать законного недоумения. Ведь сколько написано в западных СМИ по поводу коррупции и разгула преступности в России. Теперь же крупные аферисты, махинаторы и воры, совершившие уголовные преступления в России, вполне могут рассчитывать на снисходительность судебных инстанций "самой старой демократии в Европе". Надо только умело представить себя "жертвой политических репрессий", как это и сделал Борис Абрамович Березовский.