Без русской основы Союзное государство не состоится
Исторические даты декабря
В нашем историческом календаре декабрь отмечен такими двумя знаменательными событиями как образование в 1922 году (30 декабря) Союза ССР и подписание в 1999 году (8 декабря) президентами Российской Федерации и Республики Беларусь Договора о создании Союзного государства. После подписания последнего нередко можно было услышать суждения, что этот договор является начальным этапом процесса восстановления СССР, но это конечно не так. При некоторой внешней схожести Союз ССР и Союзное государство – это, несомненно, два разных проекта.Здесь мы не будем рассматривать причины распада СССР (это отдельная большая тема), который просуществовал всего 70 лет. Но вряд ли можно отрицать, что в первые 50 лет проект под названием Советский Союз был весьма успешным и оказал колоссальное влияние на поступательное развитие человеческой цивилизации.
Важно заметить, что Советский Союз возник на просторах исторической России всего через 5 лет после гибели российской империи и последовавшей за этим ожесточенной гражданской войны. Страна лежала в руинах и без воссоздания сильного государства она бы просто исчезла. Однако не только разруха (т.е. интересы экономики) требовала собирания земель. Одних только экономических интересов для воплощения крупных державообразущих проектов недостаточно.
Успех или неуспех того или иного геополитического замысла непосредственно зависит от его гуманитарной составляющей, т.е. от человеческого фактора. В случае с СССР в 1922 году в качестве такового выступала не только партия большевиков, как это принято обычно считать, хотя, конечно, она была главным движителем интеграции на советских лад. В начале 1920-х годов русский народ еще в полной мере ощущал свою национальную триединую целостность. Отсечение от русского народа его белорусской и малорусской ветвей еще только намечалось в головах партийной большевистской верхушки, а вот идеи социальной справедливости, которые провозглашались большевиками, были близки мироощущению русских людей, поэтому советская власть пользовалась поддержкой большинства.
В начале 20-х годов вряд ли кто мог предположить, что власть советов выродится в диктатуру партийной бюрократии, которая под видом борьбы с «наследием проклятого прошлого» будет рьяно подавлять русское национальное самосознание, особенно среди белорусов и малорусов-украинцев. Особенно трагичной в этом отношении выглядит судьба Карпатской Руси, которая будучи веками оторванной от Русского государства вопреки всем превратностям истории сохраняла свое русское самосознание и стремилась к воссоединению с Россией. И когда после Великой Отечественной войны воссоединение, наконец, произошло, то русины оказались не в русском государстве (о чем они чаяли в течение столетий), а в СССР, где под видом пролетарского интернационализма проводилась национальная политика, нацеленная на ликвидацию общерусского самосознания у восточных славян. Русинам было отказано вправе быть русскими, а само понятие Карпатской Руси в Украинской ССР, в состав которой по решению ЦК партии был включен этот старинный русский край, было поставлено вне закона.
В то же время в период своего наивысшего могущества СССР воспринимался даже частью белой эмиграции как некая форма русской государственности. При этом некоторые русские по национальности (т.е. великороссы) представители советской интеллигенции наивно надеялись, что советское государство можно постепенно подвигнуть на путь русского, точнее общерусского развития. Однако советская система предпочла самоубийство преображению на русских основах.
Теперь рассмотрим Союзное государство. Договору о его создании уже 13 лет. Но Союзное государство так и не обрело реальных очертаний, оставаясь все эти годы на уровне проекта, т.е. замысла.
Конечно, между Российской Федерацией и Республикой Беларусь существует высокий товарооборот, при этом белорусские и российские народно-хозяйственные комплексы фактически образуют единый промышленный организм, т.е. интересы экономики требуют максимального развития интеграционных связей, в том числе и политическом уровне.
И первые шаги в этом направлении были действительно сделаны. В соответствии с союзным договором были созданы Высший государственный совет, совет министров и Парламентское собрание. И хотя назвать эти учреждения полновесными органами государственного управления было бы преждевременно, но все же они были призваны стать главными рычагами союзного строительства. Но, к сожалению, дело Союза дальше первого шага так и не продвинулось.
И причин такого положения несколько. Одна из них, это пресловутая неготовность нынешних белорусской и российской элит к передачи части своих полномочий в союзный центр. В 1922 году такой проблемы не было, т.к. идея СССР была плодом партийной верхушки, которая опиралась на всю мощь партийного аппарата, в том числе на его вооруженный отряд ВЧК-ОГПУ. Хотя наиболее дальновидные из партийных деятелей (Сталин, Дзержинский, Орджоникидзе) пытались продвинуть вместо СССР идею Российского советского федеративного государства, справедливого полагая, что устройство государства по типу СССР содержит в себе предпосылки для его развала.
О роли компартии в создании СССР хорошо известно, но никак не исследован вопрос о русском факторе в советском союзном строительстве. Ведь если бы вопреки ленинско-троцкистским вывертам в национальном вопросе («русский народ угнетатель», «великороссы должны чувствовать вину за угнетение нерусских народов», «подъем национальных окраин (республик) за счет коренной России» и т.д.) белорусы и малорусы-украинцы не продолжали осознавать свою национально-культурную общность с русским народом, то не было бы никакого Советского Союза.
Несомненно, на Украине положение было значительно сложней, но вот в Белоруссии вообще не было какого-либо заметного сепаратистского движения. Антисоветские выступления, конечно, имели место (Стрекопытовское восстание в Гомеле в марте 1919 г. и др.), но носили они исключительно антибольшевистский, но никак не антироссийский характер. Показательно, что повстанческие отряды Булак-Булаховича, которые некоторые современные деятели пытаются объявить «белорусскими национальными войсками» или же вооруженными силами опереточной «Белорусской народной республики (БНР)» именовали себя (что не меняет их бандитской сущности) Русской народной добровольческой армией.
Что касается пресловутой БНР, то это было, если использовать современную терминологию, неформальное объединение группы лиц (71 чел.), которая 25 марта 1918 г. в оккупированном немецкими войсками Минске объявила себя некой Радой БНР, из которой только 29 (по другим данным 31) человек проголосовали за провозглашение «независимой БНР». При этом вся эта кампания сразу же отправила германскому императору прошение с просьбой о принятии в подданство.
А вот состоявшийся в декабре 1917 г. Всебелорусский съезд с участием 1872 делегатов выступил против отторжения Белоруссии от Российской демократической федеративной республики. К слову, таких «республик» как БНР в годы Гражданской войны на территории исторической России был провозглашен не один десяток и все они носили опереточный характер.
Таким образом, в начале 20-х годов XX столетия население Белоруссии обладало устойчивым общерусским сознанием, что явилось необходимой основой для создания общего с Советской Россией союзного государства в виде СССР. При этом, можно быть уверенным, что если бы в результате имевшей место внутрипартийной дискуссии по национальному вопросу верх взяла группа Сталина-Дзержинского-Орджоникидзе (т.е. здравый смысл, а не идеи Льва Троцкого о мировой революции)), то со стороны белорусских коммунистов (а они тогда были единственной господствующей в крае силой) это решение было бы с воодушевлением поддержано и советское государство избежало бы участи территориального развала 1991 года.
А каково же положение с общерусской составляющей самосознания современного белорусского населения? Социологи утверждают, что примерно 40 процентов жителей Белоруссии продолжают вопреки почти уже столетней пропаганде на государственном уровне (в БССР и в Республике Беларусь) отдельности белорусов от русских считать себя частью русского народа. Правда, в советское время речь шла о братских восточнославянских народах, которые вышли из единой древнерусской народности. Это был своеобразный компромисс между исторической действительностью (белорусы – часть русского народа), «ленинской национальной политикой» («великороссы – народ угнетатель») и интересами советского государства («братство советских народов нерушимо»), но он заложил трещину в самосознание белорусов.
Вот как оценивает современное положение с национальным самосознанием белорусов
современный белорусский философ из Витебска Владимир Анатольевич Уткевич:
«Полного расчленения, однако, не произошло, но частично исказить сознание многих белорусов удалось. Да, в своей массе наш народ с искренней симпатией относится к русским, но всё же фраза о «братском союзе русских и белорусов» не вызывает у большинства протеста. То есть свыше половины белорусов уже не считают себя русскими людьми. Они считают себя очень близкими к русскому народу, родственными ему, но всё же не русскими или не совсем русскими. Десятилетия пропаганды сделали своё черное дело. Но только частично. Удалось отравить рассудок, но не душу нашего народа. На самом деле большинство белорусов до сих пор считают себя русскими людьми»
(http://www.russdom.ru/node/924).
Всякий интеграционный проект и тем более любое государство может быть успешным и устойчивым только в том случае, если стоит на прочном жизнеспособном фундаменте. СССР был чисто идеологическим государством, и как только КПСС перестала быть «руководящей и направляющей» конструкция советского государства стремительно обрушилась.
Что же может стать гуманитарной основой Союзного государства? Ответ однозначен – восстановленное культурно-национальное единство белорусской и великорусской ветвей русского народа. Причем с учетом сложившейся действительности речь не идет об ущемлении суверенных прав Республики Беларусь и Российской Федерации. Вопрос ставится о цивилизационной принадлежности Белоруссии к Русскому миру, ядром которого является русский народ.
И в этом отношении Союзное государство призвано сыграть свою определяющую роль. В рамках союзного государства выполняется значительное количество союзных программ, в том числе и гуманитарного характера. Но все программы информационной и культурной направленности носят формальный характер, проходят под девизом «дружбы братских народов» и тем самым содействуют окончательному закреплению в умах убеждения, что белорусы и русские являются разными народами. Мы все прекрасно понимаем, что «народы-братья» и ветви одного народа – это не одно и то же, это разные вещи.
При этом необходимо подчеркнуть, что белорусы совершенно осознанно не хотят терять русский язык и уходить из общерусского культурно-цивилизационного пространства. Это подтвердили два референдума (1995 и 1996 годов), это подтверждается также желанием подавляющего большинства белорусов получать среднее и высшее образование именно на русском языке, поскольку выбор основного языка обучения в настоящее время в Республике Беларусь абсолютно свободный.
Конечно, существует народный фольклор на белорусском языке, но в то же время в городах и селах повсеместно в ходе семейных праздников звучат русские песни. Все это лишний раз подтверждает, что Белоруссия на уровне народного самосознания является частью Русского мира, но вот на официальном уровне в Республике Беларусь об этом не говорится ни слова.
Чтобы Союзное государство действительно состоялось и обрело реальные очертания одних только экономических и гуманитарных программ построенных по формальному принципу совершенно недостаточно. Необходимо не только оставить в прошлом троцкистский взгляд на национальную политику, но и вести последовательную и кропотливую работу по восстановлению и упрочению национально-культурного единства всех ветвей русского народа. И именно это будет залогом того, что в XXI веке Русский мир, ядром которого выступает русский народ, будет ведущей глобальной цивилизационной общностью.