logo

Хлебные крошки

Статьи

Соотечественники
Общество
Россия

Станислав Епифанцев

Без сильной России не бывать сильному русскому миру

Как обустроить русский мир. Часть 2

Часть I

Русский мир это и в самом деле целый мир, а не просто фигура речи. И это не какое-то однородное, одноцветное полотно. Палитра русского мира чрезвычайно многоцветна и, в тоже время, представляет нечто единое целое, подобно ковру, состоящему из множества узоров и красок, а вместе - ослепительно красивому.

Секрета нет в том, что русское зарубежье еще вчера радикально делилось по многим параметрам. Даже церковь имели разную. Только в одном ХХ веке Россия исторгла мощные волны миграции после войн и революций, а в конце века и вовсе начала разваливаться, оставив за своими пределами десятки миллионов людей. Эти потоки русских людей существовали, да и сейчас по большей части существуют сами по себе, никак не сливаясь и не смешиваясь, нередко и враждуя между собой. Впрочем, такая ситуация нисколько не противоречит высказанному тезису о красоте и целостности «русского мира». Мы, русские, таковы, каковы уж есть.

Новое русское зарубежье, образовавшееся в постсоветских государствах, пыталось самоорганизоваться. Во всех новых независимых странах почти сразу же появились независимые русские организации, которые были созданы энтузиастами, активистами на свои собственные средства. Однако, сколько-нибудь значимой и влиятельной силой эти организации так и не сумели стать. Да и исходя из всего предыдущего исторического опыта, вряд ли и могли бы стать. Здесь хотелось бы привести один из «комментов» на первую часть статьи: «Не уверен, что для сильной диаспоры и для сохранения идентичности обязательно наличие сильного материнского государства. Все перечисленные Вами выдающиеся диаспоральные нации очень долгое время или вообще не имели своих государств, или они были крайне слабы. Цыгане - разбросанный по миру народ с непоколебимой идентичностью - вообще никогда не имели не только государства, но и стабильного ареала проживания… Здесь нужно что-то другое».

Формально говоря, комментатор как бы прав. Более того, большинство русских, проживающих в России, скорее всего, согласятся с автором комментария. И все же, я категорически не соглашусь с этим мнением. Цыгане, это цыгане и честь и хвала им, что сумели сохранить свою идентичность на протяжении тысячелетий. Точно также и другие народы, о которых говорилось в предыдущей части статьи. Однако, и русские это русские, имеющие свой национальный характер и свою историческую судьбу. Судьбу тяжкую, но и прекрасную, в чем-то великую, а в чем-то многострадальную. И чужую судьбу им не пришьешь и не приклеишь.

Разумеется, в своих рассуждениях я не претендую на истину в последней инстанции, но мои выводы опираются на четверть вековой опыт жизни в диаспоре, а еще и годы советской жизни на окраине империи. В том-то и дело, что русский народ создал великую культуру и великую цивилизацию, создал великую империю и надо ли говорить, что немногие народы за всю историю человечества сумели создать нечто подобное. Однако, вот создать эффективную диаспору русские никогда в истории не сумели и новейшая история только подтверждает это правило. Здесь соглашусь с другим комментатором, который возводит такой результат к Бердяеву, к его оценке русского характера. Думается, труды Бердяева были бы весьма актуальны в современной российской жизни.

Если абстрагироваться от каких-то моментов, то ничего особо трагического нынче, слава Богу, не происходит. Просто потому, что трагедия уже была и прошла незаметно для России, занятой своими проблемами и заботами. Да, русские это не евреи, не китайцы, и не цыгане, но не стоит представлять русских спивающимися маргиналами, скорее наоборот. Несмотря на неблагоприятные обстоятельства, русские достаточно успешны в странах Центральной Азии и ценятся, как специалисты, которых охотно приглашают на работу те же иностранные компании. В мелком и среднем бизнесе в регионе также широко представлены русские. И если мы взглянем на миграцию русских, то также увидим, что русские больше привыкли полагаться на себя, на свои силы.

Сравните - несколько десятков тысяч человек перебравшихся в Россию с помощью Программы переселения и миллионы переселившихся самостоятельно. Немало русских перебирается и в Австралию, и в Канаду, которые охотно принимают русских. Это ведь в России только охают, а на Западе давно ценят русских, как добросовестных работников, да и демографию им подправлять надо. У нас нет статистики переселения, но по опыту знаю, что таких переселенцев немало. Поэтому, если в странах региона не случится катастрофически негативного развития событий, то русские люди как-то решат свои проблемы сами.

Однако, в странах региона происходит нарастание напряженности. Усиливается давление на русское население, наблюдается резкий рост национализма, который превращается уже в организованную политическую силу, происходит радикализация ислама на фоне обнищания коренного населения. Говорим «коренного» населения, ибо именно это большая социальная проблема для всего региона. К тому же до проблем некоренного населения никому, собственно, и дела нет, да и научились эти люди как-то сами выживать. В этих условиях не исключено любое развитие событий, тем более, что настроения националистами подогреваются. В среде русского населения высок уровень тревожности. Однако, при всем этом речь стоит вести в первую очередь не об этом.

В таких обстоятельствах стоит говорить в первую очередь об интересах России, а в широком смысле об интересах русского мира. И не потому что пелось в некогда знаменитой песне «жила бы страна родная и нету других забот…». Просто напросто надо было жить все годы здесь, чтобы видеть и понять трансформацию отношения к русским и к России все эти годы. В 90-е годы Россию не пинали в здешних краях только ленивые. И как стал меняться тон, когда Россия стала обретать силу. А уж короткая и эффективная война с Грузией 2008 года заставила многих совсем неожиданно сильно отрезветь. По крайней мере, из открытой прессы стали уходить русофобские материалы. То есть, тот самый «опыт сын ошибок трудных» прямо показывает метаморфозы местных националистов. Впрочем, произошло точно то самое, что произошло с парижской прессой после бегства Наполеона с Эльбы. Эпитеты вроде «корсиканского монстра и бандита» сменились на здравицы «великому императору» по мере приближения Наполеона к Парижу. Так что такова психология человека всегда и везде, силу и сильных уважают.

Говоря о роли РПЦ в судьбах русского мира, нельзя не вспомнить о фактах из практики русского зарубежья. В новейшие времена, когда поездки за границу и соответственно и в Россию оттуда, стали обычной практикой, на вопросы о том, как русским людям удалось сохранить идентичность, представители диаспор рассказывали о том, что консолидация шла вокруг русских православных церквей, именно они помогли русским людям сохранить русскую идентичность и сохранить русский язык.

Или другой пример. Известно, что с 1861 по 1915 год из Российской империи выехало порядка 4,6 миллиона человек. Собственно русских в этом составе было 350-400 тысяч человек, большинство из которых составляли старообрядцы разного толка. Так вот, именно религия способствовала тому, что многие из этих людей сохранили русский язык и идентичность. И это касается русских-липован в Румынии и староверов с Амазонки. Еще один пример, это потомки русских солдат в Иране. Несмотря на полную потерю связей с Родиной эти люди уже сто лет сохраняют свою русскость благодаря православной церкви. Да и в практике сегодняшнего постсоветского зарубежья мы наблюдаем сильный позитивный фактор РПЦ, который кратно усиливается, если на местах мы видим сильных священнослужителей. Из личного опыта могу говорить о большом и продуктивном опыте сотрудничества русской диаспоры и Русской Православной Церкви в Киргизии. И в первую очередь это касается морально нравственных аспектов жизни диаспоры, а также многих других сторон нашей жизни, образования, сохранения сферы русского языка.

Без сильной России не бывать сильному русскому миру. Возможно, в этом есть и некая наша слабость, но в этом состоит и сила русского человека. Как бы то ни было, мы люди системы (причем во всех странах проживания), «государевы люди». Да, русские люди всегда и во все времена были пытливы, динамичны и креативны. Собственно вся Российская империя была создана русским народом, который двигался на Юг, на Север и Восток. И всегда наши предки ощущали себя частью России.

Если снова вернуться к теме патриотизма, так успешно ныне уничтожаемого в России, то без сомнения, это целенаправленная политика по отношению к русским и к самой России. Здесь стоит напомнить слова Бисмарка о том, что с русскими нельзя воевать: «Даже самый благоприятный исход войны никогда не приведет к разложению основной силы России, которая зиждется на миллионах собственно русских… Эти последние, даже если их расчленить международными трактатами, так же быстро вновь соединяются друг с другом, как частицы разрезанного кусочка ртути. Это нерушимое государство русской нации, сильное своим климатом, своими пространствами и ограниченностью потребностей».

Но и Бисмарк же сказал, что русских могут победить только сами русские. И как мы видим, это успешно проделывается с нами. В том числе путем уничтожения русского патриотизма. Все в этом процессе ложь, начиная с известного либерального постулата «патриотизм - последнее прибежище негодяя». На самом деле эти слова Самуэля Джонсона извратили с точностью наоборот. Ибо Джонсон-то говорил, что если у этого самого негодяя сохранилась любовь к Родине, то для него еще не все потеряно. Однако, российская молодежь в значительной мере все-таки оболванена. И эта атака на русский патриотизм ведется  при том, что те же американцы самые что ни на есть фанатичные патриоты Америки. В США это культовая, фундаментальная вещь, усомниться в которой равносильно предательству.

То есть в России все новейшие времена идет работа по уничтожению русской идентичности. Да, быть может, в советские времена был перебор с какими-то моментами. К примеру, с приписыванием себе приоритетов во всем. Однако, нынешнее поливание самих себя помоями и посыпание головы пеплом опять же во всем стократно хуже. Вот статистика показывает, что численность русского населения неуклонно сокращается и это немудрено при такой политике. У русского народа подрывается вера в свои корневые сущности. Когда народу вбивается в голову, что он «быдло», то и немудрено, что прекращается размножение такого народа. При этом можно наблюдать интересную тенденцию. Если в советские времена детей от смешанных браков, как правило, записывали русскими, то теперь ровно наоборот. Такова была сила привлекательности русской идентичности и эти нынешние перемены в смене приоритетов весьма показательны. Вполне очевидно, что уничтожение идентичности ведет к уничтожению русского народа, а в конечном итоге и самой России.

Остается уповать, разве что, на слова того же Бисмарка (чтоб я без него со статьей то делал?): «Не надейтесь, что единожды воспользовавшись слабостью России, вы будете получать дивиденды вечно. Русские всегда приходят за своими деньгами. И когда они придут - не надейтесь на подписанные вами иезуитские соглашения, якобы вас оправдывающие. Они не стоят той бумаги, на которой написаны. Поэтому с русскими стоит или играть честно, или вообще не играть».

Прав ли железный канцлер, нам суждено узнать еще при своей жизни. В России сегодня идут сложные процессы. На фоне сильной критики власти, тотальной коррупции все-таки начинают проглядываться и какие-то позитивные тенденции. Понятно здесь одно. Если Путин сумеет уйти от себя вчерашнего, сумеет поднять Россию, то заслужит вечную признательность народа.

Ну, а что касается русского зарубежья, то «в Россию можно только верить», и мы вопреки всему верим. Воздастся ли нам по вере нашей?!

ИА REX

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie