Блокада ПМР
Надежда на Россию
3 марта кабинет министров Украины своим распоряжением ввёл в действие соглашение между премьер-министрами Украины и Молдовы о новом режиме пересечения украино-приднестровской границы. Согласно новым правилам, приднестровские грузы могут пересекать границу исключительно в сопровождении печати таможенной службы Республики Молдова. Следовательно, приднестровские предприятия по новым правилам будут вынуждены, регистрируясь в Молдове, платить 20%-ный налог в её бюджет. Поскольку ни одно из предприятий не может нормально функционировать на рынке в условиях двойного налогообложения, на практике это означает полную экономическую дестабилизацию в Приднестровье, невыплату пенсий и зарплат в бюджетной сфере, значительный рост цен на товары первой необходимости, массовое увеличение безработицы. Конечной целью этого кризиса, по замыслу его организаторов, должна стать смена власти в Приднестровье, приход к власти новой элиты, максимально лояльной Западу, и полное вытеснение России из региона.Понятно, что ни Украина, ни Молдова не являются самостоятельными игроками на международной арене. Их нынешние элиты выражают полную лояльность евроатлантическому блоку, часто в ущерб собственным национальным интересам. Это предательство собственных интересов нашло практическое воплощение в нынешнем кризисе вокруг Приднестровья. Украина, с которой территория Приднестровья исторически связана более, чем с каким-либо другим государством (левый берег Днестра входил в Киевскую Русь, Галицко-Волынское княжество, Подольскую и Херсонскую губернии Российской Империи, а также в Молдавскую АССР в составе УССР) фактически бросает на произвол судьбы 200 тысяч живущих здесь этнических украинцев и 67 тысяч граждан Украины. Кроме того, Украина из посредника и гаранта в процессе урегулирования превращается в участника конфликта.
Не меньший ущерб своим интересам наносит и Молдова. Отвергнув парафированный сторонами «Меморандум Козака» в ноябре 2003 года, организовав целую серию блокад Приднестровья и спровоцировав резкое ухудшение отношений с Москвой, власти Молдовы добились резкого ухудшения экономической ситуации в стране в результате введения Россией целого ряда санкций (значительное сокращение импорта молдавской продукции, ужесточение контроля за качеством импорта и нелегальными рабочими из Молдовы, резкое подорожание цен на поставляемый в Молдову российский газ). Данные меры, имевшие весьма ограниченный характер, уже повлекли энергетический кризис в Молдове в первые дни 2006 года, в условиях холодной январской зимы. Установление контроля над предприятиями Приднестровья смогут на некоторое время отсрочить разрастание внутреннего кризиса в Молдове до масштабов гуманитарной катастрофы. Однако, учитывая откровенную враждебность по оба берега Днестра, которая разрастается с каждым новым днём, можно с уверенностью сказать, что любая попытка насильственного (военным или экономическим путём) включения ПМР в состав Молдовы будет обречена на провал.
Украина и Молдова входят в состав образованных на постсоветском пространстве антироссийских блоков ГУАМ и «Сообщество демократического выбора». Эти два блока созданы при непосредственном содействии США и Евросоюза, и преследуют цель вытеснения России из постсоветского пространства, отрыв её от Черного моря и устья Дуная, противодействие любым интеграционным процессам на постсоветском пространстве под эгидой России. Всё это укладывается в старую геополитическую «стратегию анаконды», разработанную ещё американскими геополитиками, начиная с Николаса Спикмэна и кончая Збигневом Бжезинским. Несмотря на то, что достаточно многие украинские националисты, поддерживавшие Ющенко на выборах президента, считают Приднестровье «своей» землёй, и даже воевали здесь в 1991 – 1992 гг., США изначально поставил кандидату от «оранжевых» в качестве условия поддержки ликвидацию ПМР. В качестве первой награды за объявление блокады ПМР американцы отменили «поправку Джонсона – Вэника» для Украины. Эта дискриминационная поправка была введена по отношению к СССР в качестве протеста против ограничения выезда евреев. Однако границы для выезда евреев открыты уже скоро 20 лет, а в отношении России эта поправка не отменена до сих пор.
В то же время создавшаяся ситуация максимально благоприятна для российской дипломатии, способной триумфально вернуться в регион в качестве защитника своих соотечественников. В течение долгих постперестроечных лет политика России на евразийском пространстве варьировалась от откровенного предательства (во времена Козырева) до половинчатости и всевозможных закулисных комбинаций (как при Примакове и Иванове). В 2001 году, когда в Молдове на пророссийской риторике к власти пришёл лидер коммунистов Владимир Воронин, Россия поспешила сложить все яйца в его корзину. Однако Воронин изначально был настроен на конфронтацию с Тирасполем. Фактически первые блокадные меры против ПМР он начал ещё с первых же месяцев своей власти. Тогда же он, под воздействием митингов оппозиции, отказался от своих лозунгов предоставления русскому языку статуса государственного и от интеграции Молдовы в союз России и Белоруссии. В тот период в Приднестровье возросло влияние Киева, выразившего готовность отстаивать интересы республики. Однако на выборах 2004 года подавляющее число жителей республики (92,5%) поддержали Виктора Януковича как «пророссийского политика». Многое из действий нового украинского руководства в отношении ПМР можно расценить как месть за «неправильное» голосование (в частности, отказ открывать избирательные участки на территории республики, в то время как на прошлых выборах здесь было открыто 8 участков).
Сегодня приднестровцы, начиная с правящей элиты и кончая рядовыми гражданами, окончательно отрезвели от иллюзии «хорошей Украины» и видят своего единственного защитника в лице России. Сегодня Москва может вернуться к своей многовековой миссии объединительницы славян и защитницы православия. И если возрождению России в качестве мировой сверхдержавы суждено сбыться – оно начнётся с Приднестровья.