logo

Хлебные крошки

Статьи

Азия
Политика

Андрей Смирнов

"Большой скачок" в космос

Космические амбиции Китая поражают воображение и сильно пугают США

Полет на орбиту первого космонавта из Китая ("тайконавта" по китайской терминологии) 15-16 октября прошлого года уже успел подзабыться за чередой других громких событий и сенсаций, регулярно сотрясающих нашу планету. Между тем, по мнению некоторых экспертов, первый китайский пилотируемый космический полет, возможно, был одним из главных событий минувшего 2003 года.

Более того, этот полет, скорее всего, будет иметь весьма далеко идущие последствия для будущего всего человечества, а также в перспективе радикально повлиять на соотношение военно-политических, технологических и космических потенциалов ведущих стран нашей планеты. Успешный полет в космос подполковника китайских ВВС Яна Ливэя не только вписал его имя в список космических первопроходцев человечества наряду с Юрием Гагариным и Аланом Шепардом, но и открыл новую историческую фазу в истории мировой космонавтики. Теперь к России и США присоединилась третья великая космическая держава – Китайская Народная Республика.

Китайский пилотируемый полет в космос показал, что Китай достиг такой степени технологического и экономического развития, на которой можно всерьез задумываться об освоении не только ближнего, но и дальнего космоса. Не случайно в своем недавнем интервью всемирно известный американский писатель-фантаст Рэй Брэдбери на вопрос журналистов, кого, по его мнению, увидят американские астронавты на Марсе, ответил: китайцев. По оценкам ведущих международных экспертов, Китай уже обогнал в своих космических разработках и Евросоюз, и даже своего ближайшего конкурента – Японию и может на равных тягаться в космической сфере с ведущими державами мира.

Сам факт первого китайского пилотируемого полета в космос собственно не имел непосредственного научного, военного или коммерческого значения. Но в долгосрочной перспективе он сулит Китаю заманчивые перспективы. В космическое пространство во все больших масштабах перемещаются современные системы связи и телекоммуникаций, растет военное значение космоса. Наконец, на космическую сферу завязываются и огромные коммерческие интересы. У Китая уже есть примерно 70 космических спутников различного назначения, и он всерьез претендует на солидный кусок рынка пусковых космических услуг. По состоянию на конец прошлого года эта страна вывела на орбиту почти 30 иностранных спутников. Более 90% запусков были успешными.

Кроме того, как полагают многие наблюдатели, немаловажной причиной запуска пилотируемого космического корабля было самоутверждение Китая, как претендента на статус великой державы, и создание мощного стимула для укрепления среди китайцев национальной гордости и сплочения населения вокруг правящего коммунистического режима. Известно, что пилотируемый полет в космос – это очень хорошая пропаганда, вызывающая взрыв массового патриотического энтузиазма.

Общеизвестно, что Китай является родиной фейерверков, петард и прочих пороховых утех и таким образом может претендовать на первенство в открытии реактивной тяги. Историки считают, что глубокие корни китайской космонавтики следует искать в XVI веке во времена правления династии Мин. Согласно хроникам того времени, некий чиновник Ван Ху попытался взлететь в небо с помощью кресла, оснащенного 47 пороховыми ракетами. "Пионер китайской тайконавтики" ("тайко" – по-китайски значит "космос") бесследно исчез в облаке порохового дыма. Реально же заниматься космосом в Китае начали примерно 40 лет назад.

У китайской космической программы – американские и советские корни. Отец-основоположник китайской космонавтики Цянь Сюэсянь – выпускник Массачусетского и Калифорнийского технологических институтов, участник послевоенной американской программы по изучению германских ракетных достижений Вернера фон Брауна. Однако из-за преследований ФБР, подозревавшего его в "коммунистических симпатиях", Цянь Сюэсянь в 1955 году эмигрировал в Китай. Вскоре после этого Госсовет КНР одобрил разработанный Цянем план развития китайского ракетостроения. В период Великой Дружбы между КНР и СССР советские специалисты создавали в Китае авиационную и ракетную промышленность, помогали готовить и необходимую научную базу. После разрыва отношений в 1960 году китайцы продолжили свою космическую программу самостоятельно. В апреле 1970 года Китай запустил свой первый космический спутник, транслировавший на землю первые строки китайского государственного гимна "Алеет восток".

В дальнейшем китайская космическая программа развивалась без особых успехов и даже несколько раз приостанавливалась из-за преследовавших ее неудач. Все изменилось, когда в середине 1990-х годов началось активное российско-китайское сотрудничество в космической сфере. Кстати, главный конструктор серии китайских пилотируемых кораблей типа "Шэньчжоу" ("Священный корабль") Ван Ючжи – выпускник Московского авиационного института и ученик известного российского ученого, ныне покойного академика Василия Мишина.

Пользуясь относительной самостоятельностью российских оборонно-космических предприятий, принужденных при Ельцине на самостоятельное выживание, Китай приобрел в России образцы российской космической техники – макет (по другим данным, реальный спускаемый аппарат) корабля "Союз ТМ", многие ключевые элементы аппаратуры и технологии. Нынешняя основная китайская ракета-носитель "Дун Фэн" ("Великий поход") – это фактически модернизированная советская ракета УР-200. В Москве и Самаре вновь появились китайские студенты-ракетчики. А в 1996 г. в Звездном городке в качестве "космонавтов-инструкторов" прошли космическую подготовку военные летчики У Цзе и Ли Цинлун, которые затем стали тренерами и наставниками первого китайского космонавта. Всего же в рамках китайской космической программы обучение работе на орбите прошли уже не менее 15-20 человек.

В ноябре 1999 года в космос стартовал первый испытательный корабль серии "Шэньчжоу", за ним последовало еще два беспилотных испытательных пуска, пока, наконец, "Шэньчжоу-5" с первым китайским космонавтом на борту не совершил свой исторический полет. Хотя корабли типа "Шэньчжоу" внешне очень похожи на "Союз", по мнению специалистов, его "начинка" в основном чисто китайская. В конструкции китайского ракетного комплекса использованы 55 новых технологий отечественного происхождения. В общей сложности на китайскую программу пилотируемых полетов с 1992 года затрачено около 2,5 млрд. долларов. Китай планирует запустить свой второй пилотируемый космический корабль "Шэньчжоу-6" в 2005 году. По предварительному плану, полет космического корабля с двумя космонавтами продлится 5-7 дней.

Дальнейшие планы Китая в космосе весьма амбициозны: 2007-2008 год – создание пилотируемой орбитальной станции (аналог МКС), затем полет к Луне автоматической станции; 2011 год – отправка на Луну лунохода; 2016 год – пилотируемый облет Луны; 2020 год – двухместный аэрокосмический самолет высадит космонавтов на лунную поверхность; 2030 год – обитаемая база Китая на Луне. В долгосрочных планах – китайский пилотируемый полет на Марс.

Все это выглядит довольно впечатляюще, особенно на фоне существенных проблем, которые испытывали в последние годы американская и российская космические программы. Первая еще не оправилась от катастрофы шаттла "Дискавери" в 2003 году, а вторая продолжает страдать от слабого финансирования и хронических организационных проблем. Хотя США пока продолжают контролировать около 80% космического бюджета человечества и в значительной степени финансируют работу МКС, им на пятки наступает не только Китай, но и ряд других стран. У Европы теперь есть своя ракета-носитель "Ариан-5" и достаточно большое число автоматических аппаратов. Космонавтику автоматов развивают и в Японии. В Индии также заявляют о планах запуска своих пилотируемых кораблей в космос.

Но до Китая всем этим странам пока далеко. Не случайно о возможном сотрудничестве с КНР в сфере освоения космоса уже заявили Бразилия и Евросоюз. Европейское космическое агентство совместно с китайскими специалистами реализует научный проект "Двойная звезда" по исследованию влияния Солнца на Землю. Пекин также намерен вложить значительную сумму в европейскую навигационную систему "Галилео".

Между тем, в США прошлогодний полет на орбиту китайского космонавта вызвал нечто вроде тихой паники. Американцев волнует прежде всего не перспектива высадки китайцев на Луну или Марс, а чисто военные аспекты космической программы КНР. Китайская военная доктрина предполагает, что более слабый в военном отношении противник может победить более сильного, атаковав его космические системы связи и разведки. Поскольку не секрет, что под этим "более сильным" противником подразумеваются именно США, это вызывает растущую тревогу в Вашингтоне.

Специалисты Пентагона всерьез опасаются, что китайские ученые используют свои наработки по пилотируемой космической программе в военных целях. Например, мощные ракета-носители, способные забрасывать грузы на Луну, смогут выводить на орбиту и более тяжелые военные спутники. А улучшенная маневренность китайских ракет может в перспективе помочь им успешно преодолеть развертываемую сейчас в США систему ПРО. В специальном докладе министерства обороны США американскому конгрессу еще в июле прошлого года содержалось предупреждение о том, что усилия КНР в сфере пилотируемой космонавтики почти наверняка будут способствовать резкому улучшению его военно-космических систем в 2010-2020 годах. О "военном уклоне" китайской космонавтики, по мнению Пентагона, свидетельствует и то, что за космическую программу КНР отвечает 2-й артиллерийский корпус народно-освободительной армии Китая (НОАК), который также контролирует ракетно-ядерный арсенал страны.

Однако, по мнению большинства экспертов, активизация космической программы Китая свидетельствует скорее о том, что эта страна активно стремится интегрироваться в мировую экономику, в особенности в ее высокотехнологичные области. Для КНР космическая программа – один из главных локомотивов основанного на передовых технологиях бурного экономического роста, прорывов в ведущих областях науки и техники, дальнейшей модернизации всей страны.

В Китае давно поняли, что отношение к науке напрямую связано с экономическим процветанием. Об этом свидетельствуют как высокие зарплаты китайских ученых, так и обратная утечка лучших китайских ученых "мозгов" из США и Западной Европы в Китай. А космическая наука всегда стояла на самых передовых рубежах научно-технического прогресса. В свете этого предсказания ряда специалистов о том, что лет через десять китайцы пойдут в космосе дальше всех, отнюдь не выглядят фантастическими.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie