Борщику!
Практика собирать журналистов, чтобы объяснить им то, что объяснить невозможно, бытует у нас еще с советских времен
Отрабатывая дармовой обед от американских миссионеров, приехавших на Полтавщину с целью обосновать целесообразность разрушения украинского села, местные журналисты "забыли" задать организаторам акции вопрос, почему сами США ведут совершенно иную сельскохозяйственную политику.Практика собирать журналистов, чтобы объяснить им то, что объяснить невозможно, бытует у нас еще с советских времен. Журналистам – лапшу на уши, а те ее народу, вот и решена очередная проблема.
Подобная акция прошла недавно в селе Устимовка Глобинского района на Полтавщине. Там собрали редакторов районных газет и журналистов Полтавской области, пишущих на темы села. Инициатор собрания – Международная благотворительная организация "Украинский образовательный центр реформ", функционирующая при финансовой поддержке Миссии Агентства США по международному развитию. Десант юристов явился доказать местной прессе, что разрушение украинского села проведено юридически грамотно, а ваучеризация, паевание – не грабеж, "ножки Буша" и рыбопомидоры от Франкенштейна – это "писк цивилизованности". Участникам семинара гарантировались библиотечка "Новых курьеров" и бесплатный обед под присмотром гражданина Канады – наблюдателя Миссии Агентства США.
Что же он наблюдал? Да то, как представители "четвертой власти" сначала, обжигаясь, сметали "кофе на шару", потом так же рьяно поглощали обед. Это напоминало бытовые картинки П.В. Знаменского, описавшего "Духовные школы России", картинка из которых так и стоит перед глазами.
В Полтаве в начале ХIХ столетия "ходят, бывало, по дворам человек 15 семинаристов 18-,8- и 7-летнего возраста... Став в кружок посреди двора, поют они согласным хором: "Боже, зри мое смирение, зри мои плачевны дни!" По окончании жалобного канта из группы вырывается резкий дрожащий голос: "Борщику!" Наделяемые хозяевами, певцы удалялись с низкими поклонами".
Поскольку обед членам Национальной спилки журналистов был обещан заблаговременно, поклоны начали бить, уже задавая вопросы. Нормальному уму непостижимо, как это Украина, производившая по тонне зерна на каждого своего жителя и занимавшая по этому показателю третье место в мире после Канады и Австралии, сейчас стоит перед угрозой потери продовольственной независимости и безопасности. Но американские деньги на "Украинскую образовательную программу реформ" надо отрабатывать. Вот получатели гранта и стараются вовлекать в свою игру голодную "четвертую власть".
Подобное поведение "лыцарей пера" было описано, правда, по другому случаю, украинским сыном еврейского народа Л.Бронштейном (вошедшим в историю под псевдонимом Троцкий). Дело было в Бресте: "Демократические простачки не чувствовали земли под собою при виде того, что Гогенцоллерны и Габсбурги берут их всерьез. Когда глава украинской делегации, подав очередную реплику, садился на стул, тщательно раздвигая длинные полы черного сюртука, возникало опасение, что он растает на месте от кипевшего в нем восхищения. Невыносимо было исступленное самоунижение как-никак представителей революции перед презиравшими их чванными аристократами. Высокопарная низость, захлебывающееся от восторга лакейство били фонтаном из этих национальных демократов".
Вот и теперь лакейство било фонтаном.
Никто не задал вопрос о сути происходящих изменений в США, где на 11 тысячах га работают всего 18 человек, а сельское хозяйство переходит от этапа "системы машин" к информационно-биологическим системам, или инбиагре – в основе которой – система глобального позиционирования. Журналистов больше интересовали премии "терминаторам" АПК Украины за содействие тому, чтобы коллективное имущество, технику как можно быстрее разворовали.
Молодицы из "Украинского образовательного центра реформ" подробно рассказывали, как правильно юридически описывать разрушение села. А я думал, и это уже было во время голода на Полтавщине, когда газета "Коллективный путь" (1932, 5 июля) писала: "Остановить разбазаривание хлеба на вареники и затирухи. В артели "Новая жизнь" постоянно готовят для общественного питания в поле вареники и затируху, на что расходуется десятки килограммов хлеба в день, в то время когда уже есть овощи, из которых в других селах готовят прекрасную пищу...". Печально, но никто из редакторов районок не возмутился призывом "киевских юристов" "сдавать" внутренний рынок иностранному продовольствию, ратующих за позицию США в рамках ВТО. Не до того было: в зале уже распространился запах "украинского" борща, сваренного на "ножках Буша". И члены Союза журналистов дружно проследовали на халявный обед.
В подвале, приспособленном "под кафе" стены украшали репродукции известных картин, среди которых была и "Аленушка" В.Васнецова.
"Не пей, братец, – станешь козленочком" – казалось, говорит она журналистам, но никто ее не слышал. В отчетах и статьях собратья по перу, дружно отрабатывали американский Грант, "юридически грамотно" описывая умирание украинского села. А между строк читалось: "Борщику!"