Бой с тенью
Почему борьба с терроризмом не дает ожидаемых результатов?
Последние события в мире показывают, что терроризм действительно превратился в самую актуальную угрозу государственной и общественной безопасности в XXI веке. Недавние крупномасштабные теракты в Ираке, России, Израиле и Испании, унесшие сотни человеческих жизней, также продемонстрировали насколько опасен, жесток и изощрен современный терроризм, борьба с которым требует огромных усилий, затрат и объединения сил и ресурсов всех заинтересованных стран планеты.Особую тревогу вызывает то, что организаторы террора целенаправленно избирают своими мишенями именно "мягкие цели" – пассажирский транспорт, жилые дома и районы, места скопления больших масс людей и т.д., а также все шире используют для проведения своих "акций устрашения" террористов-смертников. В последнее время как эксперты, так и представители общественности в различных странах мира задаются одним и тем же вопросом: почему, несмотря на привлечение колоссальных сил и средств многих государств, в том числе самых богатых и мощных в мире во главе с единственной супердержавой США, результаты борьбы с терроризмом выглядят скорее разочаровывающими?
Безусловно, спецслужбы и другие силовые структуры различных государств мира за последние годы добились некоторых успехов в борьбе с терроризмом: были арестованы или ликвидированы многие руководители террористических группировок, разгромлены отдельные террористические центры и ячейки, перехвачены крупные партии оружия и взрывчатых веществ, конфискованы финансовые средства террористов и т.д. Но в совокупности все эти успехи оказываются лишь отдельными и, увы, недолговечными победами, а количество и масштабы терактов продолжают расти.
Эксперты отмечают, что эффективному противоборству с терроризмом прежде всего мешает укоренившаяся, в т.ч. и на государственном уровне система мифов и легенд, вольно или невольно культивируемая вокруг этой проблемы. Например, не только простые обыватели, но и многие политики и даже отдельные ответственные руководители спецслужб почему-то верят в миф о существовании некоего мирового координационного центра или ключевой фигуры, стоящей почти за всеми террористическими актами в мире. Неудивительно, что основанная на подобной теории борьба с терроризмом часто превращается в некое подобие боя с тенью.
Более всего этот миф, растиражированный ушлыми киношниками и писателями детективов и пользующийся особой популярностью в США, связывается с пресловутой "Аль-Каидой" и ее лидером Усамой бен Ладеном. В итоге в общественном мнении с помощью СМИ формируется представление, что, как только будет уничтожен некий бункер, в котором укрывается "штаб международного терроризма", а Усама бен Ладен будет пойман или убит, проблема будет решена. На самом же деле, то, что называется сегодня "Аль-Каидой", является собранием нескольких десятков, а может и сотен часто совершено не связанных организационно друг с другом центров и группировок, объединенных лишь общей идеологией "глобального джихада" и ненавистью к странам Запада, Израилю, России и прочим "врагам всех истинных мусульман". Авторство этой идеологии как раз и приписывают бен Ладену, ставшему благодаря усилиям электронных СМИ этаким виртуальным образом-символом международного терроризма.
О том, что "Аль-Каида" является своеобразным "удобным флагом" террористов всех мастей, свидетельствуют и вполне конкретные факты. Например, не так давно арабская пресса сообщила об объединении шести арабских террористических группировок в организацию "Каида Аль-Джихад", объявившую войну "сионизму и крестоносцам". В новое террористическое интернациональное объединение вошли наряду с собственно "Аль-Каидой" группировки "Египетский джихад", "Йеменский джихад", "Исламская армия Адена-Абьяна", "Внуки сподвижников Мухаммеда на земле полуострова (Аравия)", "Салафитская группировка призыва в Алжире". По мнению экспертов, заявление "Каиды Аль-Джихад" отнюдь не значит, что указанные группировки объединят свои силы, а, скорее, является пиар-ходом для воздействия на западное общественное мнение.
Некоторые серьезные западные эксперты утверждают, что организации "Аль-Каида" на самом деле не существует. Так, французский исследователь и журналист Ричард Лабевьер в своей книге "Кулисы террора" утверждает, что "Аль-Каида" является прикрытием или "крышей" для множества террористических сетей, в большей или меньшей степени идеологически связанных друг с другом. По мнению Лабевьера, можно говорить об относительно автономных, гибких и постоянно меняющих свою форму и тактику структурах, использующих раскрученную "торговую марку" под названием "Аль-Каида" для придания должного пропагандистского эффекта своим действиям. Автор "Кулис террора" также намекает на вероятность возникновения в будущем в США "бенладенгейта" – громкого политического скандала о вероятной причастности американской администрации и спецслужб к созданию мифа об "Аль-Каиде". Лабевьер, кроме того, указывает на имеющиеся факты тесных финансовых связей между окружением президента Буша, членами королевской семьи Саудовской Аравии, замешанными в финансировании радикального исламизма, и семейным кланом бен Ладенов.
Однако миф об "Аль-Каиде" и бен Ладене, похоже, очень нужен нынешней администрации США для оправдания военных операций в Ираке и Афганистане, где американские военные почему-то надеются победить международный терроризм, проводя шумные поисково-ударные операции с привлечением массы военной техники в пустынях и горных районах. Поимка же бен Ладена стала чуть ли не главной интригой президентской избирательной кампании в США. В СМИ уже несколько раз публиковались слухи о том, что бен Ладен уже пойман и будет предъявлен избирателям накануне президентских выборов в Америке.
Между тем, в последнее время появляется все больше свидетельств о том, что террористические центры активно функционируют в самих странах Запада, буквально под носом у полиции и спецслужб. Выясняется, что террористические сети раскинулись по многим европейским государствам, в частности, в Великобритании, Италии, Франции и Германии. В двух последних государствах до сих пор продолжается расследование деятельности так называемой "алжирской сети", организовавшей еще в 1990-е годы серию терактов в метро городов Парижа и Лилля и планировавшей ряд масштабных "акций" в крупных европейских городах. Связи "алжирской сети" простирались даже за океан – в США и Канаду.
В последние же годы признанным идеологическим и организационным центром исламистских террористических сетей является Лондон. Именно здесь весьма активно ведется работа по вербовке проживающих в странах Европы молодых мусульман для последующей отправки в Ирак, Палестину, Чечню и на другие участки фронта "всемирного джихада". Недавнее обнародование палестинской экстремистской группировкой ХАМАС видеопленки, на которой запечатлены двое подданных Британии, ставших террористами-смертниками в Израиле, и ликвидация российскими силовыми структурами в Чечне нескольких боевиков, имевших при себе паспорта граждан Великобритании, говорят сами за себя.
Как это ни странно, но как раз Англия, являющаяся активным членом международной антитеррористической коалиции, стала надежным прибежищем для представителя чеченских экстремистов Ахмеда Закаева и даже любезно предоставила ему статус "политбеженца". Не случайно российские эксперты утверждают, что практикуемая странами Запада политика "двойных стандартов" является порой непреодолимой преградой на пути эффективного международного сотрудничества в борьбе с терроризмом. Немногим лучше и позиция некоторых арабских государств, поспешивших после 11 сентября 2001 года причислить себя к международной антитеррористической коалиции, а затем фактически оказывавших материальную, моральную и прочую поддержку тем же чеченским террористам. Так, эмират Катар, гостеприимно дававший более трех лет убежище одному из лидеров и идеологов чеченских боевиков Зелимхану Яндарбиеву, после убийства последнего тут же провел провокационный арест сотрудников российских спецслужб, обвинив их – формально граждан страны-союзника по антитеррористической коалиции – в причастности к "терроризму". Более абсурдной ситуации представить просто невозможно.
Все это говорит о том, что борьба с террористическими угрозами в современных условиях сталкивается с немалыми трудностями и проблемами. Спецслужбам приходится иметь дело с изворотливым, коварным и быстро приспосабливающимся к новым условиям противником, предугадать и предупредить действия которого без опережающей агентурной информации крайне сложно. Эффективность борьбы с террористами, как уже говорилось выше, заметно снижают неудовлетворительная координация международных усилий в этой области и вмешательство в этот процесс различных политических факторов. Наконец, нередко немалые усилия государств тратятся на борьбу с последствиями терроризма вместо того, чтобы бороться с его корнями.
Терроризм процветает в условиях бедности, социальной несправедливости, наличия очагов межэтнических и религиозных конфликтов, пропаганды межкультурной и межцивилизационной ненависти и нетерпимости. В этом плане международное сообщество, прежде всего, США и другие страны Запада должны направлять больше ресурсов, как финансовых и материальных, так и интеллектуальных, на борьбу с бедностью, нестабильностью и невежеством в слаборазвитых странах. Применение же исключительно силовых методов борьбы с террором искомого эффекта, как показывает практика, не достигает.
По мнению большинства специалистов, борьба с террором, к сожалению, продлится еще долгие годы, и потребуется еще немало жертв, ресурсов, усилий по преодолению разногласий и взаимного недоверия, поисков новых решений и подходов, прежде чем наш мир станет более безопасным и спокойным местом.