Бриллиантовый блеск: светит, но не греет?
Тема дня
"Армянская бриллиантовая мафия"
Золотых дел мастера из крошечного закавказского государства давно и хорошо зарекомендовали себя среди ювелиров всего мира. В период расцвета Великого Рима именно они поставляли к императорскому двору самые роскошные украшения из драгоценных металлов, сохранив особые привилегии придворных ювелиров в большинстве монархий средневековой Европы. Армянские мастера верой и правдой служили российской императорской фамилии и позже, уже в советские годы, активно трудились на Ереванском ювелирном заводе – одном из всего 5 предприятий этого профиля, существовавших в СССР. В первые годы после дезинтеграции Советского Союза ювелиры этой южной республики вполне успешно сохраняли лидерство в своей области, занимаясь, в частности, обработкой львиной доли добываемых в России алмазов.
Этот факт, кстати говоря, в течение довольно продолжительного времени давал пищу для скандальных сплетен о существовании на постсоветском пространстве т.н. "армянской бриллиантовой мафии", по вине которой, как утверждалось, Россия ежегодно теряет миллионы долларов. При этом регулярно появлявшиеся в прессе сведения о том, как Ереван по бросовым ценам скупает в Москве промышленное алмазное сырье, обрабатывает его и продает тому же поставщику, но, понятно, уже по ценам ювелирных бриллиантов, никто не подтверждал, но и не опровергал…
"Экономика должна быть экономной"
Серьезно сомневаясь в вероятности регулярного использования подобной "бухгалтерии", отметим лишь, что после акционирования алмазодобывающей промышленности России подобная схема уже просто не могла работать. В силу того, в частности, что интересы крупного бизнеса оказались несопоставимыми с интересами отдельных чиновников, которых в прежние времена и впрямь вполне можно было "прикормить".
Как бы то ни было, еще в начале нынешнего века доля Армении в обработке российских (и не только, кстати) алмазов была детально квотирована и "расписана по годам". При этом, скажем, характерных для середины 90-х годов показателей Армению могла бы достичь лишь к 2006 году, когда в эту страну мировые поставщики были готовы импортировать 2,1 млн. каратов алмазов ювелирного и порядка 3 млн. – технического значения. Причем доля собственно российских драгоценных камней в этом совокупном весе составляла бы не более 100 кг или порядка полумиллиона каратов.
Такими, однако, являлись только планы. Из 400 тыс. каратов алмазов, предусмотренных российскими квотами для импорта в Армению в 2003 году, эта страна сумела выкупить лишь чуть более 130 тысяч…
"Год с плохо выполненной задачей"
На состоявшейся в первой декаде февраля с.г. пресс-конференции, посвященной итогам деятельности ювелирной промышленности Армении в 2004 году, впервые было признано наличие серьезных системных проблем в этой отрасли экономики республики. В самом деле, доходы от деятельности армянских ювелирных предприятий, обеспечивающих постоянной работой свыше 4 тысяч человек и приносящих национальному бюджету небольшого государства свыше 2 млн. долларов в год, постоянно сокращаются. Только за последние два года количество закупленного алмазного сырья снизилась почти на 12 тыс. каратов, а доходы, связанные с их переработкой, сократились на 60 млн. долларов. При этом, как отмечают специалисты, на 6 процентов возросло общее число занятых в отрасли при одновременном росте средней заработной платы ювелиров на 105 процентов!
Отмечая причины драматической ситуации в отрасли, начальник отдела драгоценных камней и ювелирного дела министерства торговли и экономического развития Гагик Мкртчян, указывает на общий мировой кризис, снижение курса американского доллара (США традиционно закупают до 50 процентов продукции армянских ювелиров) и либерализацию цен на российском алмазном рынке…
Выйдет ли армянский ювелирпром из затяжного пике?
Похоже, что нынешние проблемы армянского ювелирпрома не позволят республике выйти на показатели, предусмотренные среднесрочной программой экономического развития, в рамках которой доходы страны от обработки драгоценных камней и металлов к 2006 году должны составить 500 млн. долларов. Сомневаются эксперты и в том, что в текущем году отрасль сумеет не только остановить падение, но выйти на 30-процентный рост.
В качестве выходов из создавшегося положения правительство предлагает создание совместных предприятий со смешанным капиталом, а также активизацию посреднических усилий тех представителей армянской зарубежной диаспоры, которые заняты в ювелирном производстве. Первое направление, правда, пока не особенно оправдывает себя. В прошлом году, как известно, в республике появилось несколько СП с привлечением бельгийского и израильского капитала, однако сколько-нибудь ощутимого положительного влияние на отрасль это, к сожалению, не оказало. Несмотря на радужные надежды Еревана на соотечественников за рубежом также могут не оправдаться: армяне сами любят повторять, что "бизнес не имеет национальности", однако окончательно убедить в этом власти республики сможет, пожалуй, лишь Всеармянский форум ювелиров, проведение которого намечено на первую половину 2005 года.
Маловероятным представляется и стремление Армении к пересмотру отношений с зарубежными партнерами. Общеизвестно, например, что бельгийские и израильские ювелиры (даже при условии, что многие из них являются этническими армянами) уже многие поколения демонстрируют свою приверженность к идеям "наднационального характера" бизнеса. Не верится и в то, что и российская компания "АЛРОСА", которой, по словам цитировавшегося выше Мкртчяна, "предстоит уточнить свои позиции по сотрудничеству со своим лучшим партнером среди стран СНГ", доходам предпочтет эмоции, базирующиеся на принципах интернациональной солидарности трудящихся.
Из затянувшегося системного кризиса армянская ювелирная промышленность выйдет лишь при условии формирования действенной антикризисной программы, слагаемыми которой должны стать государственная поддержка, с одной стороны, и максимальная либерализация отрасли, с другой. И усилия властей и частного капитала должны быть направлены не на поиск неких "внешних препятствий", а на расширение имеющихся и поиск новых рынков сбыта за счет повышения конкурентоспособности продукции. Приверженность армянских ювелиров древним традициям своего ремесла понятна, однако современный рынок требует принципиально новых дизайнерских решений и, главное, заметного повышения качества. Как конечной продукции, так и работы по ее созданию, ведь, по большому счету, ювелирное дело не столько производство, сколько искусство…