Будем ли молиться за «Свободу»?
Основное оружие церкви — молитва
Львовские события 9 мая углубили раскол в обществе. Но сами по себе они — лишь отражение усиления отчужденности между людьми, исповедующими разные идеологические принципы. Как нам жить с этим дальше? Додавить оппонента или заглянуть прежде в собственную душу? С этими вопросами «2000» обратились к архиепископу Львовскому и Галицкому УПЦ Августину (Маркевичу). — Владыко, в молитве «О ненавидящих и обидящих нас» говорится, что Христос повелел нам прощать таковых. Означает ли это, что мы должны простить и тех, кто пытался переворачивать автобусы с ветеранами и их малолетними правнуками, кто не пускал детей к могилам родителей, кто избивал мыслящих иначе? — Есть такое крылатое выражение церковное: «Прощай личного врага, гнушайся врага Божия и отражай врага Отечества». Так и здесь. Эти люди ведь не нас с вами лично обидели. Они прежде всего оскорбили память усопших. Вспомните советские времена, когда человека исключали из партии за крещение ребенка, когда детей не пускали в церковь — даже тогда на 9 Мая никто не запрещал батюшке прийти на могилы убиенных воинов. Это я как сын священника говорю. А тут в «демократическом государстве» настоятеля львовской Свято-Георгиевской церкви о. Николая Баранова власти не только не пускают провести молебен на кладбище, но и не пресекают призывы «Геть московського попа!» и «Бий ворога!». — Причем знают, что священник постоять за себя не имеет права? — Меня как священника когда бьют, я максимум что могу — уворачиваться и прикрываться. Но когда бьют кого-то рядом, я обязан не допустить этого. Конечно, это сопряжено с последующим церковным судом... — ...где вы все же можете оправдаться правилом «Положить живот за други своя». — Да. Но речь все-таки не о священниках. Вы же спрашивали, как должен относиться к такой ситуации мирянин. Так вот — эти люди ветеранов, стариков унижали, избивали своих же соотечественников. Этим они показали, что никакая соборная Украина им не нужна — у них совсем другое на уме. Это же враги Отечества по большому счету. Так за что их прощать? — Но та же молитва напоминает и о словах Христа на кресте: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят». — Повторивший их первомученик Стефан молил о личных врагах, убивающих его. — В этой молитве христиане также просят Бога, чтобы Он врагов от зла к братолюбию направил. Должны ли мы молиться и не о своих личных врагах? — Обязаны. Мы только за сатану не можем молиться. Никто не запретит отдельному верующему молиться даже за самоубийцу. Но личной молитвой. Церковь соборно не может молиться за попирающих Христовы заповеди. — А что все-таки может сделать церковь, чтоб остановить в стране неофашизм и ксенофобию? — Основное оружие церкви — молитва. Мы когда молимся о властях (в том числе и о допустивших то, что случилось 9 мая), то не благоденствия им желаем или «успехов» в их трудах (не всегда праведных). Мы просим: «Господи, вразуми заблудших, просвети их светом Твоим истинным, наставь на путь истины, да все будем едины». — Вы не только правящий архиерей, но и председатель Синодального отдела УПЦ по взаимодействию с Вооруженными силами. В ваши обязанности входит также связь с ветеранскими организациями. 9 мая вы освящали ДОТ, восстановленный историко-патриотическим клубом «Поиск» в с. Вита-Почтовая. Освящали ДОТ с красным знаменем. Именно красное знамя называют сегодня поводом к противостоянию во Львове. Церковь не менее части галичан была гонима в период богоборческой власти, избравшей своим символом красное знамя. Каково отношение церкви к этому символу сегодня? — Есть понятия «Знамя Победы», «знамя полка». Даже в Вооруженных силах Украины во время юбилеев выносят на плац исторические знамена. Несколько лет назад в некоторых военных вузах, правда, была и другая практика: начальствующие «суперпатриоты» устраивали галереи выдающихся военачальников Украины. Но там были портреты лишь князей и гетманов. А дальше что — провал памяти? Гонимая Русская православная церковь, в отличие от других конфессий, молилась за победу нашего оружия (тогда — советского) и таким образом — за знамена, под которыми она была достигнута. Это не означает, что мы должны заставлять кого-то в обязательном порядке почитать флаг Победы. Но и на наше право праздновать с ним никто не должен посягать. Львов