Бухта памяти
В Дании заботливо хранят память о гибели в 1868 году флагмана российского флота фрегата "Александр Невский"
В Дании заботливо хранят память о малоизвестной в нашей стране странице истории российского флота – гибели в 1868 году флагмана флота фрегата "Александр Невский". В порту датского города Тюборон (северо-западная часть полуострова Ютландия) уже более 130 лет на постаменте стоит якорь с российского военного корабля. В музее небольшого городка Лемвиг есть отдельный раздел, посвященный "Александру Невскому". Украшением его является штурвал с военного корабля. В постоянной экспозиции – самовары из офицерской кают-компании и матросского камбуза.На церковном кладбище городка Харбоер – братская могила, в которой покоятся три моряка – унтер-офицер Одинцов, матросы Шилов и Поляков, погибшие во время крушения российского фрегата "Александр Невский". "Они пошли на смертельный риск ради спасения своих товарищей. Господи, да упокой их души" – гласит надпись на скромном надгробном камне.
...Восточный берег полуострова Ютландия всегда был гибельным местом для кораблей и получил название "железного побережья". Причиной гибели около двухсот кораблей часто становилось сильное течение, которое мешало управлять судном. Самым значительным для местных жителей стало крушение российского фрегата "Александр Невский" 25 сентября 1868 года.
На борту флагмана флота России, который шел курсом из греческого порта Пирей на Санкт-Петербург в тот момент находился цесаревич Алексей и его наставник адмирал Посье. Капитаном корабля был Оскар фон Кремер. 24 сентября судно пересекало Северное море, рассказал сотрудник музея Хемминг Клоккер, курирующий этот отдел. Адмирал своей властью отдал приказ остановить работу паровых котлов и идти только под парусами. И в ту трагическую ночь он отдал еще одно роковое распоряжение – об изменении курса фрегата. Капитан и старший помощник возражали, но им пришлось уступить адмиралу. Усилился ветер и начался сильный ливень. В результате корабль был снесен к берегу и налетел на мель. Чтобы не допустить оверкиля (переворачивания) фрегата, было принято решение обрубить паруса и сбросить за борт несколько пушек.
Выстрел с корабля, служивший сигналом бедствия, был услышан, и практически все местное население собралось на берегу, готовое помочь российским морякам. Спасательные работы велись и с борта фрегата. В результате несчастного случая погибли пять членов экипажа – два офицера, тела которых были переправлены в Санкт-Петербург, и три матроса. Они были захоронены на церковном кладбище Харбер.
С помощью местных рыбаков удалось спасти всех оставшихся в живых членов экипажа – 734 человека. Цесаревич, а также адмирал были поселены у местного священника, затем поездом отправлены в Орхус и оттуда – в город на Неве. Остальных также приняли у себя в домах местные жители.
После отправки всего экипажа в Россию, поведал далее Хемминг Клоккер, местные рыбаки свезли на берег практически все, что было на борту "Александра Невского" – мебель, посуду, в том числе столовые сервизы, столовое серебро и цветной хрусталь, столики с дорогой инкрустацией, матросский скарб, детали оснастки корабля. И это все затем распродавалось на аукционах, якобы для того, чтобы рыбаки могли получить финансовую компенсацию за усилия по спасению россиян. До 1976 года в отеле датского города Хольстебро стоял обеденный стол и буфет из кают-компании российского судна. Затем эту мебель приобрел музей в Лемвиге.
Большое количество предметов с фрегата после аукционов оказалось в личном владении по всей Западной Ютландии. Они передаются до сих пор из поколения в поколение.
...В последние месяцы этим вопросом активно занимается посольство России в Дании и, в частности, военный атташе полковник Сергей Муравьев. У запущенной могилы трех российских моряков российский офицер рассказал об истории пока еще безрезультатной переписки посольства с Центральным военно-морским музеем в Санкт-Петербурге. Дипломаты сообщили в музей об истории крушения корабля, о том, что сейчас сохранилось. "Здесь не нужно создавать мемориала, но обязательно нужно сделать захоронение моряков достойным. Для этого установить рядом с надгробным камнем медную табличку с переводом на русский язык текста, сделать информационную табличку перед входом на кладбище, чтобы всяк сюда входящий знал, что наряду с датчанами, здесь лежат и россияне. Конечно, нужны спонсоры в России, чтобы можно было бы реализовать и более крупный проект, связанный с увековечением памяти замечательного фрегата "Александр Невский", – сказал полковник Сергей Муравьев.