logo

Хлебные крошки

Статьи

Фото: ural-eurasia.ru
Исход Востока
Политика
Казахстан и Средняя Азия
Максим Крамаренко

«Буржуазная эволюция» президента Токаева

Второй президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев закладывает новую политическую традицию – выступать с посланием к народу в начале сентября.

Так первое свое президентское послание он сделал в понедельник 2 сентября 2019 года, когда провозгласил очень важную мысль об общественном диалоге как основе процветания государства. О том самом «слышащем государстве», которое должно оперативно, и что самое главное – конструктивно реагировать на запросы общества, во избежание различных социальных конфликтов и внутриполитических кризисов.

В этом году он продолжил начатую традицию и выступил 1 сентября с очередным посланием, сообщив, следуя статье 44 Конституции Казахстана, о ситуации в стране и основных направлениях развития внутренней и, отчасти, внешней политики страны. Конечно, обращаться к народу Казахстана в начале сентября – это не дань древним традициям празднования Нового года в начале осени, а прагматичный подход – задавать направления работы главному законодательному органу страны в начале работы нового парламентского сезона. И хотя «Послание» как документ не обладает прямой юридической силой, но упоминание о нем в Конституции придает ему политико-правовой характер, в котором глава государства раскрывает свое стратегическое виденье развития Казахстана на ближайшую перспективу.

Несомненно, что Касым-Жомарт Токаев не мог предвидеть в прошлом году, когда он стал президентом республики, то, что ему выпадет участь руководить страной в период пандемии и принимать оперативно решения, от которых зависело благополучие и здоровье нации. Пандемия еще не закончилась, но ее последствия уже дают о себе знать. Еще до повторного введения строгих карантинных мер летом казахстанское информационное агентство LS, со ссылкой на слова министра труда и социальной защиты населения Биржана Нурымбетова, сообщило, что к концу 2020 года произойдет рост уровня безработицы. Нурымбетов заявил, что уровень безработицы в I квартале 2020 года составил 4,8%. К концу текущего года чиновник прогнозирует рост безработицы на 1,3%, которая в итоге составит 6,1%. Но повторное ужесточение карантина еще сильнее замедлило экономические процессы в Казахстане, что, несомненно, повысит процент безработицы. И не только в нем. Весь мир претерпевает социально-экономические изменения, находясь на глобальном карантине. Поэтому Послание президента Токаева получило соответствующий духу времени заголовок: Казахстан в новой реальности: время действий, - в котором он дал характеристику современным казахстанским реалиям.

Так, по мнению главы государства, в Казахстане раздут государственный аппарат. Это было определенно в период карантинных ограничений, когда часть государственных служащих были переведены на режим удаленной работы, и это как-то сильно не отразилось на функционировании органов власти. Поэтому было принято решение о сокращении госаппарата на 25% в течение 2 лет, из них 10% планируется сократить уже в текущем году. И как отмечает казахстанский лидер: это – не предел. В зависимости от внедрения цифровизации в управление страной вопрос о дальнейшем сокращении государственных служащих останется открытым. В то же время, оставшимся на службе чиновникам предлагается повысить заработную плату. Так как, по мнению Токаева, низкооплачиваемая государственная служба обходится обществу слишком дорого. За этим кроются такие пороки госслужбы как потеря компетенции, отрицательная селекция, когда на низкооплачиваемой должности остается работать тот, которого уже нигде больше не примут на работу из-за низкого уровня профессиональных качеств, и, что самое страшное – низкие зарплаты чиновников ведут к процветанию коррупции.

По-видимому, период пандемии обострил все эти негативные последствия низкой оплаты труда государевым людям. Поэтому казахстанский лидер поднял вопрос о необходимости привлечения новых кадров для службы государству, с новыми взглядами и инициативами, которые потребуются для новых реформ.

Интересно, что в отношении госслужащих, а также депутатов парламента и судей, прозвучали предложения о предъявлении к ним новых требований, созвучных с теми, что были внесены недавно в новую редакцию российской конституции в этом году, а именно, запрет на двойное гражданство, наличие ценностей и банковских счетов за рубежом.

Обратил внимание казахстанский лидер и на излишнюю правовую регламентацию деятельности органов исполнительной власти. В связи с этим предлагается ее ослабить, дав больше возможностей для оперативного реагирования на местах акимам различных уровней. Это необходимо сделать немедленно, считает Токаев, так как «в быстро меняющемся мире низкая скорость принятия решений становится угрозой национальной безопасности». Больше полномочий и ответственности местным органам власти предлагает передать лидер Казахстана еще и для того, чтобы решение локальных проблем не зависело от центральной власти. В ключе этого, большое внимание уделяется в Послании развитию местного самоуправления. В этом прослеживается продолжение идеи Токаева о создании «слышащего государства», которую он озвучил в прошлом году в первом своем президентском Послании. Ожидается, что будут повышены статусы таких форм самоуправления на районном уровне как сходы и собрания граждан. Кроме этого, понимая, что сейчас общественная активность «перетекает» в социальные сети, Токаев дал поручение создать единый легитимный институт онлайн-петиций для инициирования гражданами реформ и предложений, нормативно-правовая база которого, предполагается, будет разработана в сотрудничестве государства и гражданского общества.

Реформы ждут Казахстан и в экономической сфере. Они должны смягчить неотвратимый кризис после пандемии и способствовать поступательному развитию республики. Для этого вновь создается Агентство по стратегическому планированию и реформам и образуется высший президентский совет по реформам.

Возврат к использованию элементов плановой модели госуправления в экономике можно считать верным шагом. Так, благодаря госпланированию СССР в свое время смог во Второй мировой войне устоять против гитлеровской Германии, подчинившей себе всю Европу, а спустя 16 лет первым отправить человека в космос. Пандемия коронавируса, как оказалось, по своему негативному воздействию на экономику, очень похожа на войну. Кроме этого, здесь тоже есть человеческие жертвы, которые не единичны. И мягко говоря, казахстанская экономическая модель может не выдержать последствий надвигающегося экономического кризиса. Одна из главных причин - республика до сих пор во многом зависит от добычи углеводородов, цены на которые в последние время нестабильны, и склонны к падению.

Поэтому в Послании указывается на то, что Казахстан должен быть готов к совершенно иной конъюнктуре рынка, при которой благосостояние народа во многом будет зависеть от диверсифицированной, технологичной экономики. Это значит, что в ближайшее время Казахстан либо начнет развивать производства в различных отраслях экономики и производить конкурентоспособные товары, либо останется сырьевым придатком для других развитых стран, поставив в зависимость свою экономику от цен на нефть и газ.

Аналогичный призыв прозвучал в Послании относительно агропромышленного комплекса, развитие которого предполагается также планировать пятилетками. По мнению казахстанского лидера, без развитого сельского хозяйства невозможно создать конкурентоспособную экономику. Как тут снова не вспомнить опыт Советского Союза, где с помощью пятилетних планов происходило развитие все государственной экономики.

Диверсификация экономики, да и в целом ее развитие, напрямую зависит от делового климата в стране. По мнению Токаева в Казахстане сильно хромает регуляторная политика в сфере бизнеса, которую он назвал «карательной», и даже более, обладающей коррупциогенными сферами в таких отраслях, как: архитектурно-строительная деятельность, санэпиднадзор, ветеринария и сертификация. В связи с чем, необоснованное вмешательство государственных органов в предпринимательскую деятельность предлагается рассматривать как угрозу национальной безопасности.

В стремлении диверсифицировать экономику Казахстана, устранить коррупциогенность в деятельности органов власти, регулирующих предпринимательский сектор, которая объективно тормозит формирование среднего класса в РК, а также в целом, в желании сократить государственный аппарат прослеживаются очертания плана по совершению «буржуазной эволюции», именно в этом направлении Токаев стремиться направить развитие общественных отношений в Казахстане.  

Ведь «кумовство» среди чиновников, распределяющих «доходные места» на государственной службе, продолжающееся развитие коррупционных отношений при взаимодействии органов власти с казахстанской бизнес-средой, зацикленность экономики в основном на добывающей сфере – все это признаки современной формы феодальных отношений в казахстанском обществе. Существующая система устраивает некоторую часть элиты, рассматривающую в качестве своего надела, а не обязанностей, имеющуюся должность на госслужбе, или иное властное положение.

Токаев же стремится устранить такую форму взаимоотношений государства и общества, сделав ставку на формирование буржуазии, того самого малого и среднего бизнеса, или как принято сейчас говорить – среднего класса. Создание действительно «слышащего государства», которое работает в интересах общества, а не наоборот, инициатива того же порядка. Поэтому в Послании президент использует словосочетание «национальная безопасность» в привязке к деятельности госслужащих и развитии предпринимательства, так как существующие формы феодолизма действительно грозят коррозией государству, которая рано или поздно может привести к проявлениям острой формы «уличной» демократии.

Любопытные ориентиры Токаев задал во внешней политике. Одно из основных богатств Казахстана - его территории. Однако, преимущество расположения ее на перекрестке торговых путей, может потерять часть своей ценности, считает казахстанский лидер. Потому что, по его мнению, Казахстан хоть и смог восстановить свой исторический статус как связующее звено между Азией и Европой, но в Центральной Азии появился ряд альтернативных логистических проектов, которые идут в обход республики, уводя часть возможных доходов в соседние страны.

Речь в данном случае, вероятно, идет о новом транспортном коридоре из Китая в Европу, который проходит в обход Казахстана и России через Кыргызстан и Узбекистан. Возможно, ответом на этот китайский «логистический маневр» является заявление президента Токаева о том, что замороженный спор о реформе земельного законодательства РК будет завершен запретом продажи земель иностранцам. Если вспомнить историю этого вопроса, протесты, произошедшие в 2016 году в республике, были вызваны внесением изменений в законодательство РК, позволяющие приобретать казахстанские земли иностранцам, под которыми в первую очередь подразумевались предприимчивые жители Поднебесной. На действие этих норм тогда был наложен мораторий на пять лет, истекающий в следующем году. Исходя из заявления Токаева, эти нормы, вызвавшие негативный отклик в обществе, вообще будут отменены. В принципе это может быть прагматичным ответом Китаю: строите в обход нас торговый путь, так и нечего зарабатывать на наших землях.

Возможно этими же обстоятельствами продиктовано предложение Касым-Жомарта Токаева «завоевывать» рынок казахстано-российского приграничья, где проживает порядка 30 миллионов человек. Россия  так же заинтересована в развитии приграничного сотрудничества с Казахстаном, не ища альтернатив с другими странами. Поддержать взаимный экономический интерес двух стран Токаев предлагает развитием связей с органами власти российских регионов и иными организациями, что будет способствовать продвижению казахстанских товаров и привлечению инвестиций в РК.

В этом ключе стоит отметить опыт Акмолинской Ассамблеи народа Казахстана, заключившей в январе текущего года соглашение с Ассамблеей народов Зауралья (Курганская область). Помимо стандартных фраз об обмене опытом в сфере сохранения межнационального согласия, в текст договора о совместной деятельности, по предложению казахстанской стороны, были включены пункты о развитии связей между МСБ двух регионов и взаимному привлечению инвестиций. С такой инициативой выступили тогда заведующая секретариатом Акмолинской АНК Марзият Тохаева и автор этого материала. Пока состоялось только подписание этого соглашения. Пандемия внесла коррективы в его реализацию, но стоит надеяться, что руководство двух регионов поддержит эту инициативу.

Кроме этого, сейчас, пока на неформальной основе действует партнерство неправительственных организаций между тремя казахстанскими (СКО, Акмолинская и Кустанайская) и тремя российскими (Курганская, Свердловская и Тюменская) приграничными областями  - «Целина 2.0». Общественники выстраивают связи, уже реализовывают совместные гуманитарные проекты, и в планах на ближайшую перспективу – развитие бизнес-диалога между предпринимателями этих областей.

То есть, о чем говорил Президент Токаев в этой части, уже имеет поддержку «снизу», на уровне общественных структур. И такие инициативы требуют долгосрочной поддержки двух стран.

Существует мнение, что есть негласные правила организации текста президентского Послания, согласно которым 2/3 должно быть посвящено внутренней политике, а 1/3 – внешней. В этом году Послание Токаева не соответствует такой установке. Оно в основном посвящено проблемам и преобразованиям во внутренней политике. Да, президент РК проговаривает основные внешнеполитические ориентиры: во благо Казахстана необходимо максимально использовать огромные возможности Евразийского экономического союза и проекта «Один пояс – один путь». Но, единственная страна, которая напрямую упоминается в этот раз, да еще и в ключе возможного развития позитивного сотрудничества – это Россия. По-видимому, на это есть веские основания, ответ на которые могут дать наша совместная история, география и высокий уровень добрососедства между нашими народами.

Максим Крамаренко, ИАЦ «Институт Евразийской политики»

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie