logo

Хлебные крошки

Статьи

Безопасность
Политика

Андрей Белов

Буш и Керри стартовали по-разному

Не за горами – президентские выборы в США

Буш давно не дружит с прессой. Президент США, стяжавший "славу", пожалуй, самого косноязычного и нелогичного из всех президентов, каких только знала Америка, крайне неохотно позволяет задавать себе неудобные в его положении вопросы, а потому и с журналистами общаться предпочитает как можно реже. Особенно сегодня, после всех иракских перипетий и накануне президентских выборов. Когда же он встречается на фоне здания Белого Дома с аккредитованными корреспондентами, сценарий самого "шоу" продуман самым тщательным образом, а главной подоплекой каждой беседы первого лица страны с "пишущей братией" является очередное напоминание избирателям: "Я пока еще здесь, кормило власти в моих руках". Необходимость в таких заявлениях остро продиктована временем и ситуацией: шеф Белого Дома самым драматичным образом теряет поддержку нации. Очевидно, лавры иракского "победителя" поблекли, а вместе с ними померкла надежда на легкую прогулку на предстоящих осенью выборах.

Последняя победа – поимка Саддама – быстро потускнела. Театральное обращение к нации с Капитолийского холма оказалось обычным в таких случаях пропагандистским ходом, а проект бюджета на 2005 год вызвал нарекания даже у сторонников-республиканцев как безответственный и основанный скорее на фантазиях, чем на реалиях дня. Проходящее же сегодня в США заседание независимой комиссии, занимающейся расследованием терактов 11 сентября 2001 года, продолжает косить ряды сторонников Буша. И вот закономерный результат: согласно последнему опросу "Gallup", впервые Джон Керри – нынешний кандидат от Демократической партии – обошел действующего президента Буша-младшего с результатом 53% против 46%.

Джон Керри, сенатор из Массачусетса, добился самого большого успеха на предварительных выборах, а вместе с тем зарекомендовал себя реальным и очень опасным для Буша конкурентом, являясь к тому же ветераном войны во Вьетнаме в пику действующему президенту. Кстати, произошли все эти "неприятности" тогда же, когда вновь всплыла докучливая для Буша тема иракской кампании. Шеф ЦРУ Джордж Тенет провел встречу в Вашингтонском университете с общественностью и журналистами и разоблачил некоторые пропагандистские трюки, благодаря которым Джордж Буш "одарил" американскую нацию войной. Директор ЦРУ и одновременно главный координатор всех американских спецслужб и полиции сделал несколько громких заявлений, благодаря чему полностью сложил вину за происшедшее с себя и со своих подчиненных, переложив ее на президента и его "ястребов".

Масла в огонь подлил Дэвид Кей, руководитель инспекционной группы в Ираке, после того как публично признался в полной безрезультатности работы своей команды (1400 специалистов). Люди Кея не нашли никаких следов ядерного, химического или биологического оружия. И, по-видимому, как заявил Кей ошарашенным сенаторам, такого оружия в Ираке нет уже с давних пор.

"Как видно, мы все в той или иной степени в этом замешаны, и это тревожит", – отметил Дэвид Кей. После войны в Заливе 1991 года Кей инспектировал Ирак от ООН и, очевидно, гораздо тщательнее занимался проблемой разоружения Ирака, а потому лучше осведомлен о реальном состоянии иракских арсеналов, чем этого хотелось бы Вашингтону. Вместе с тем, Кей полагает, что Джордж Буш не стал бы обманывать нацию сознательно, а лишь сам пал "жертвой" спецслужб, "злоупотребивших" доверием президента.

Поставленный в весьма неудобное и двусмысленное положение, Тенет "сдал назад": война якобы была полностью оправдана; кроме того, никто не вынуждал ЦРУ выдавать "анализы", содействовавшие нарастанию напряженности и в конечном итоге – военной кампании против Ирака. "Наши аналитики совершенно по-разному подходили к некоторым важным аспектам данных военных программ Багдада, и в целом все эти дебаты пришли к общему знаменателю. Мы ничего не утверждали, мы лишь констатировали опасность", – сетует шеф ЦРУ.

Сегодня только один персонаж злополучных перипетий годичной давности вокруг Ирака, приведших к трагедии, видит себя разоблаченным и фактически одураченным: это госсекретарь США Колин Пауэлл. В феврале прошлого года Пауэлл после безуспешной попытки вытрясти из Совбеза ООН нужную резолюцию по Ираку получал целые горы "сверхсекретных" донесений от ЦРУ, дабы до всего мира донести, "что Соединенные Штаты знают все об оружии массового уничтожения Хусейна". "Каждый факт, который я сегодня сообщаю, зиждется на самых надежных источниках, заслуживающих доверия. Это не голословные утверждения", – уверял Пауэлл в Совете Безопасности ООН. "Смертоносные программы вооружений" представляли, по его словам, "реальную опасность", а Пентагон якобы на тот момент уже владел описаниями лабораторий биологического оружия "из первых рук".

А сегодня Кей, напротив, берет на себя смелость утверждать: "Мы нашли указания, которые приводят к совсем другим выводам". Уже в ранге инспектора ООН он пришел к убеждению, что все "перебежчики" рассказывали то, что от них хотели услышать. А лаборатории, которыми стращал белый свет Пауэлл, служили самой банальной цели: в них производили обычный водород для бытовых целей. По словам Пауэлла, "Саддам не отчитался перед ООН в том, куда делись более 550 снарядов с горчичным газом, 30 000 неснаряженных химических снарядов и компоненты для почти 500 тонн химических боевых отравляющих веществ". А Кей сегодня заявляет: "Неизвестно, были ли эти боеголовки вообще когда-нибудь чем-нибудь наполнены".

Вообще на данный момент опровергнуто уже почти каждое утверждение Пауэлла, в котором он опирался на мифические "данные ЦРУ и спецслужб". А потому неудивительно, что сегодня Пауэлл к вящему ужасу Белого Дома пришел к тому, что, повторись ситуация, его мнение относительно войны было бы иным: "Отсутствие оружия массового уничтожения изменяет все политические расстановки".

Главный же вывод из этих событий, очевидно, таков: единственное по-настоящему виновное во всех бедах и ошибках лицо – это не Тенет и не Пауэлл, а Джордж Буш, президент Соединенных Штатов Америки.

Дебаты о персональной ответственности президента за развязывание войны давят на Буша как мельничный жернов. В Чарльстоне (Южная Каролина) Буш признал, что оружие массового уничтожения найдено не было. В оправдании же "превентивного" удара по Ираку президент упрямо продолжает твердить, что "Америка в Ираке все делала правильно".

Но теперь Буш испытывает на себе давление, под которым ему придется-таки создать комиссию по расследованию всех обстоятельств годичной давности и пролить свет на то, как и зачем ЦРУ намерено представляло ложные данные по оружейным арсеналам Ирака. Президент оставляет за собой право назначать членов этой комиссии. Так, в председатели он уже предложил бывшего судью и сенатора от демократов Чака Робба. Однако и тут Буш сохранил возможность маневра: комиссия представит результаты своей работы (какими бы негативными для действующего кабинета они ни были) только в 2005 году, уже после президентских выборов. И, конечно, Буш серьезно рассчитывает на оправдательный вердикт, чего уже сумел добиться британский премьер Тони Блэр.

В настоящее же время Буш все менее владеет ситуацией в Ираке. На передний план там весьма уверенно выходят шиитские духовные лидеры, которые в Ираке "весят" гораздо больше, чем "мировая держава". Кроме того, оккупационная армия по-прежнему бессильна против опустошительных партизанских вылазок.

После ареста Саддама США обрели было надежду, что отныне покушения в Ираке прекратятся. Однако сегодня о примирении и речи не идет.

Насколько поблек в результате всего этого Буш, указывает опрос общественного мнения "Ассошиэйтед Пресс": только лишь 47% всех опрошенных находят, что он по-прежнему справляется со своей работой на "хорошо" – это самые неутешительные цифры после 11 сентября 2001 года, а потому на предстоящих выборах президенту рассчитывать на легкую победу не приходится.

Разумеется, Буш до сих пор может полагаться на "счастье", которое ему пока благоволило: когда осенью прошлого года он внезапно растерял свой рейтинг, помогла поимка Саддама. На что сегодня сделать ставку, об этом ломают голову в предвыборном штабе президента. Экономический подъем в настоящий момент, несомненно, увеличил бы перспективы переизбрания. Однако с этим сложнее, в отличие, скажем, от поисков виртуального оружия массового уничтожения. Несмотря на то, что за третий квартал 2003 года конъюнктурный рост составил 8%, и в связи с этим даже ожидалось создание примерно 150 тысяч новых рабочих мест, в действительности американцев ждал шок: вместо 150 тысяч мест появилась только одна тысяча.

С каждым следующим месяцем сомнения в том, что экономика – это сильный аргумент для переизбрания Буша, только растут. Если не произойдет чудо, Буш войдет в историю как первый президент после Герберта Гувера, при котором больше рабочих мест исчезло, чем возникло новых. Но Гувер, как известно, президентствовал во времена самого мощного экономического кризиса прошлого столетия – "Великой депрессии" 1929 года. Количество безработных американцев сегодня составляет примерно 5,6%. Это на 2,3 миллиона человек больше, чем было безработных в 2001 году, когда Б.Клинтона сменил нынешний президент.

К прочим проблемам следует приплюсовать и федеральный бюджет: минимум 521 миллиард долларов дефицита в этом году – пока абсолютный рекорд. Внешняя задолженность США составляет около 3,9 триллионов долларов – для сравнения это почти суммарный ВНП лидеров Европейского союза Германии и Франции вместе взятых! Для президента эти цифры тем убийственнее, что они стремительно подрывают к нему доверие нации. Буш фактически проводит в жизнь бюджет, который противоречит его же экономической теории. Как он сам заявляет: "В вопросе налоговых сокращений мы намерены идти дальше".

Сегодня беспокойство растет даже среди верных республиканцев. В самом деле, расходы непомерно выросли в течение прошедших двух лет там, где у правительства были развязаны руки, в среднем на 8,2%. Даже во времена весьма дорогостоящего идеологического противостояния с СССР при Рональде Рейгане не было ничего похожего. "Поистине шок", – отмечает близкий к нынешней администрации "Уолл Стрит Джорнал".

А президент тем временем продолжает сулить "золотые горы". Ему, впрочем, ничего иного и не остается. Он намерен к 2009 году наполовину сократить бюджетный дефицит. Это несмотря на то, что в новом бюджете, который недавно представило на рассмотрение правительство, "заморожено" множество государственных программ – за исключением, разумеется, бюджета Пентагона (плюс 7%) и расходов на национальной безопасность (плюс 9,7%). Все это и является главным обвинением в адрес действующего главы государства со стороны его конкурентов в предвыборной борьбе от демократов.

Тем не менее, сами реформаторские идеи главного претендента на президентство от демократов – Джона Керри – весьма умеренны. В той же сфере налогообложения Керри считает, что лишь доходы свыше 200 000 долларов должны облагаться высокими налогами. Керри также понимает, что крайне непопулярно было бы заявить о немедленном сокращении ассигнований на национальную безопасность, поэтому никто из кандидатов на этом также не настаивает.

Главный "конек" Керри – внешняя политика. "Сегодня мы приходим для того, чтобы положить конец бесславному президентству Буша", – заявляет он где-нибудь в Нью-Гемпшире или Миссури. То, что Керри стяжал лавры победителя в разных штатах, делает его по-настоящему реальным кандидатом на выборах во всей Америке. Демократическая партия в Америке сегодня едина в своем стремлении: сказать категорическое "нет" еще четырем годам неоконсервативного правления и дальнейшим экспериментам с превентивными войнами.

Планирует ли Джордж Буш изменить свой курс? Некоторые эксперты близкие к республиканцам полагают, что "ястребам" и идейным вдохновителям войны в Ираке – Дональду Рамсфельду, Полу Вулфовитцу, Колину Пауэллу и Кондолизе Райс – места в новом правительстве Буша в случае его переизбрания на второй срок уже не будет. Так ли это, покажет уже близкое будущее.

Статьи по теме

Партнеры