logo

Хлебные крошки

Статьи

Безопасность
Политика

Андрей Смирнов

Быть ли новой Антанте?

Россия и Франция пытаются создать альтернативу однополярному миру

Сотрудничество России и Франции, как известно, имеет глубокие исторические корни. Тесное сближение двух стран началось еще в эпоху императора Александра III, а к началу первой мировой войны оформилось в рамках Антанты ("Сердечного согласия"). Взаимные симпатии пережили даже революцию 1917 г. и успешно развивались во времена СССР.

В годы второй мировой войны российско-французская дружба была скреплена кровью, пролитой в борьбе с общим врагом. Как поется в известной песне – "в небесах мы летали одних, мы теряли друзей боевых". Французский авиаполк "Нормандия-Неман" до сих пор является особо сентиментальным для обеих сторон символом боевого братства. Даже в годы "холодной войны" отношения между Москвой и Парижем имели особый и довольно теплый характер, что уже тогда вызывало немалое раздражение в Вашингтоне.

В последнее время опять наблюдается довольно тесное сближение России и Франции, что обусловлено, как говорится, спецификой "текущего момента". Распад СССР после 1991 г. привел к нарушению мирового баланса и чрезвычайному усилению влияния и могущества США, взявших курс на односторонние силовые действия, игнорирование роли ООН, норм международного права и построение "однополярного мира". Такая ситуация очевидно не отвечает интересам ни России, ни Франции, ни многих других государств мира, выступающих за укрепление международной стабильности на основе "многополярного мира" и сохранения ведущей роли ООН в урегулировании кризисных ситуаций.

Общность позиций России и Франции была продемонстрирована в ходе недавнего кризиса вокруг Ирака, в котором они вместе с Германией выступали против силового решения иракской проблемы. В последнее время партнерство Москвы и Парижа в различных областях сотрудничества приобретает все более активный характер. Так, в июле с.г. состоялся целый ряд событий, придавших связям двух наших стран качественно новый характер.

В частности, в Москве прошло очередное заседание российско-французского Совета сотрудничества по вопросам безопасности с участием министров иностранных дел и обороны Франции и России (соответственно Доминика де Вильпена и Мишеля Айо-Мари, Игоря и Сергея Ивановых). На заседании были обсуждены вопросы взаимодействия в политической и военной сферах, которое, по оценке обеих сторон, никогда не было таким обширным, глубоким и многосторонним. Президент России Владимир Путин на встрече с французскими министрами также заявил, что взгляды России и Франции по целому ряду ключевых вопросов "не только двусторонней, но и международной повестки дня практически совпадают".

Действительно, в политической сфере Москва и Париж ныне практически не имеют разногласий. Обе стороны продолжают выступать за усиление роли ООН и укрепление авторитета и эффективности этой организации. Глава российского МИД Игорь Иванов отметил, что разрыв между сторонниками "однополярного" (имеются в виду США и их союзники) и "многополярного мира" (остальные ведущие страны мира) в настоящее время растет. Министр также высоко отозвался о недавнем докладе Французского института международных отношений, в котором Европу призывают создать "новый мировой полюс" в союзе с Россией.

По общему мнению, беспрецедентный характер принимают в последнее время и связи двух стран по военной линии. В настоящее время Россия и Франция в практической плоскости обсуждают планы совместной разработки и производства новых образцов авиационной и другой техники. В частности, специалисты двух стран уже начинают работать над созданием нового боевого самолета пятого поколения. В июне с.г. на 45-м международном авиасалоне в Ле Бурже российская компания "Сухой" и ведущий французский производитель военных и гражданских самолетов корпорация "Дассо" подписали протокол о сотрудничестве в области новых разработок в самолетостроении.

Разрабатываются также планы совместной разработки учебно-боевого реактивного самолета МиГ-АТ и нового транспортного вертолета полностью соответствующего западным стандартам. Кроме того, французы проявили заинтересованность в аренде российских военно-транспортных самолетов для формируемых объединенных вооруженных сил Евросоюза. Ведутся переговоры о сотрудничестве России и Франции в безопасной утилизации выработавших свой ресурс атомных подводных лодок.

Совершенно новый характер принимает в последнее время и сотрудничество вооруженных сил России и Франции. В июле с.г. в Норвежском море состоялись первые в истории отношений между Россией и странами НАТО совместные учения атомных подводных лодок российского и французского военных флотов. Франция – пока единственная страна НАТО, которая впервые согласилась отработать с Россией вопросы взаимодействия подводных сил в подводной среде, что в определенной степени свидетельствует о беспрецедентном уровне доверия в военной области между двумя странами.

Конечно, тесное сближение Москвы и Парижа не остается незамеченным в Вашингтоне, который практически не скрывает своего негативного отношения к этому процессу. После завершения войны в Ираке администрация Дж. Буша предприняла ряд шагов с целью нейтрализовать создание возможного единого фронта международной оппозиции своему курсу и не допустить формирования политического союза Москвы, Парижа и Берлина на основе несогласия с правом США в одностороннем порядке определять судьбы мира.

Как сообщалось в западной прессе, советник президента Буша по вопросам национальной безопасности Кондолиза Райс предложила выстроить реакцию Вашингтона на негативную позицию Москвы, Парижа и Берлина по иракской проблеме по формуле: "простить Россию, наказать Францию и проигнорировать Германию". Тем самым, руководство США рассчитывало расколоть своих противников и "разбираться" с ними по отдельности. Однако в силу того, что упивающийся своей мощью и вседозволенностью Вашингтон все время "заносит", коварный план Кондолизы Райс постоянно дает сбои. Так, несмотря на то, что Россия после падения режима Саддама Хусейна предприняла ряд шагов, чтобы смягчить противоречия с Белым домом и даже проявила желание предать забвению имевшиеся противоречия, американская сторона постоянно пытается "указать Москве ее место" и ущемить российские интересы.

Например, недавно посол США в Москве Александр Вершбоу заявил, что американцы не могут гарантировать безопасность сотрудникам российского посольства в Багдаде. Вашингтон также потребовал от России "поделиться" разведданными о местонахождении Саддама Хусейна, намекая, что российская сторона причастна к исчезновению иракского диктатора. Обещания допустить российские нефтяные компании к участию в тендере по разработке иракских нефтяных месторождений также пока весьма далеки от реализации.

Правда, "трудности", с которыми американцы столкнулась в последнее время в Ираке, заставляет их периодически показывать по очереди Москве и Парижу "пряник" в виде деклараций о том, что они в "принципе могут рассчитывать на роль в Ираке". Конечно, и Россия и Франция хотели бы признания своих интересов в Ираке и компенсации хотя бы части экономических потерь от падения режима Хусейна – хотя бы в форме новых контрактов для своих фирм. Вопрос в том, можно ли верить обещаниям весьма переменчивого и капризного в этих делах Вашингтона.

В такой ситуации сближение России и Франции для совместной защиты своих совпадающих интересов не только закономерно, но и, пожалуй, крайне необходимо. Привести в чувство очередных претендентов на неоспоримое господство над миром может только объединение противников "однополярного мира", их согласованное твердое и принципиальное отстаивание своих позиций.

Причем это вовсе не означает, что надо возвращаться к "холодной войне" с США. Но, твердо и настойчиво напоминать Вашингтону о праве России проводить свою собственную политику, не всегда совпадающую с американским курсом, все же необходимо.

Конечно, положение Москвы здесь особенно сложное и деликатное. Российскому руководству нужно сохранять нормальные, а желательно даже хорошие отношения с Америкой и при этом не допустить ущемления своих суверенных прав и интересов. В этом плане развитие тесных партнерских отношений с ключевыми странами Европы, в первую очередь с Францией, может иметь для России исключительно важное значение.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie