logo

Хлебные крошки

Статьи

Безопасность
Политика

Андрей Белов

Cезонное миролюбие

Последние "мирные инициативы" Аслана Масхадова скорее похожи на попытки чеченских боевиков и их зарубежных спонсоров добиться передышки

Зима 2005 года в Чечне ознаменовалась признаками серьезных трудностей, испытываемых террористическим подпольем в республике. Причем это связано не только с традиционным зимним снижением активности боевиков, но и глубоким внутренним кризисом в рядах действующих на территории Чечни террористических группировок.

Недавно достоянием гласности стали факты повального разворовывания лидерами и "загранпредставителями" сепаратистов средств, выделяемых зарубежными спонсорами на "священную войну" против России. Даже в западной прессе появились сообщения об острых конфликтах на почве дележа "спонсорских" денег между чеченскими полевыми командирами и арабскими наемниками.

Ходили упорные слухи и о гибели в ходе одной из вооруженных "разборок" с арабами самого Шамиля Басаева. Все это заметно подрывает и без того невысокий рейтинг доверия вождей "независимой Ичкерии" в глазах их зарубежных покровителей и сторонников, ведет к заметному снижению объемов финансовой помощи извне чеченским экстремистам.

В этой ситуации ряд шагов, предпринятых, судя по всему, совместно руководством чеченских боевиков и их зарубежными кураторами от имени формального лидера вооруженного подполья в Чечне Аслана Масхадова, явно направлены на то, чтобы захватить информационно-пропагандистскую инициативу и выиграть для бандформирований время для подготовки к "весеннему наступлению".

Как известно, Масхадов сначала подписал некий "приказ об одностороннем прекращении огня" до конца февраля, а затем с помощью ряда западных СМИ и российской либеральной газеты "Коммерсант" обнародовал свой призыв к президенту России о начале мирных переговоров. При этом Масхадов пригрозил, что если российская сторона не воспользуется предложенным им "шансом закончить войну", то "…кровь будет литься еще очень долго". "Президент Ичкерии" даже объявил, что подготовил делегацию для переговоров с российской стороной во главе с Умаром Хамбиевым, "министром здравоохранения Ичкерии" и по совместительству "генеральным представителем" Масхадова за рубежом.

Комментируя свой пресловутый приказ о прекращении огня, Масхадов напирал на то, что это был "жест доброй воли, попытка продемонстрировать приверженность к миру и призвать российское руководство к разуму". Выразив сомнение в слухах о гибели Шамиля Басаева, Масхадов пообещал, что "после окончания боевых действий" Басаев будет непременно передан в руки Международного трибунала и вообще "открестился" от соратника утверждая, что после "Норд-Оста" и Беслана Басаев уже не входит в структуры "вооруженных сил Ичкерии". Тем не менее, то ли живой, то ли мертвый Басаев продолжается "раскручиваться" антироссийскими кругами в западных СМИ, примером чего может служить скандальное интервью с Басаевым, показанное в январе с.г. по 4-му "независимому" каналу Би-би-си.

По мнению ряда российских обозревателей, "мирный демарш" Масхадова явно срежиссирован не без участия представителей ряда зарубежных спецслужб и известного "лондонского диссидента" Бориса Березовского, которому, кстати, как известно, и принадлежит газета "Коммерсант", опубликовавшая интервью с Масхадовым. Причем, заведомо зная, что Москва, конечно, не пойдет ни на какие переговоры с Масхадовым, как хорошо всем известно, практически никого и ничего, кроме своего ближайшего круга, не контролирующим, инициаторы этой затеи преследовали вполне конкретные цели.

Отказ российской стороны от очередного "мирного предложения" Масхадова даст определенным кругам на Западе свежий предлог для разворачивания кампании по информационно-пропагандисткому давлению на "не желающую прекращения кровопролития" Россию. В последнее время на Западе вновь поднимается вопрос о предоставлении ОБСЕ, НАТО или ООН "активной миротворческой роли" в Чечне. Это также даст российским либералам и другим оппозиционным нынешней власти кругам "горячий материал" для усиления критики и дискредитации политики президента Путина в Чечне.

Если эту кампанию удастся "раскрутить" до желаемого уровня и заставить руководство России оправдываться и защищаться, то это вполне может дать нужную передышку загнанным в подполье бандформированиям и предоставить им возможность подготовиться к "весенне-летней" диверсионно-террористической кампании в самой республике и возможно в других регионах России. А это значит, что для России ситуация в Кавказском регионе будет продолжать балансировать на грани дестабилизации, чего и добиваются в своих корыстных геополитических и экономических интересах поддерживающие чеченских сепаратистов определенные зарубежные круги.

Небезынтересно и то, что сезонный "мирный демарш" Масхадова последовал вскоре после серии бандитских вылазок террористов в Дагестане, Карачаево-Черкесии и других республиках Северного Кавказа. Как полагают эксперты, активизация деятельности боевиков в соседних с Чечней республиках также осуществляется в рамках общего замысла по "снятию давления" на террористическое подполье на территории самой Чечни.

В то же время складывающаяся в Чечне и вокруг нее ситуация вполне очевидно требует и от федерального центра в Москве активизации усилий по предотвращению и нейтрализации сохраняющихся здесь негативных тенденций. Не случайно в последнее время многие политики и эксперты в России заговорили о возможности в перспективе ухода Кавказа из сферы влияния России. Политика федеральных властей на Кавказе пока не обрела желаемую четкость, организованность и понятность. Несмотря на очевидные определенные достижения, ее все же вполне справедливо можно критиковать за недостаточную эффективность и известные издержки.

Пока еще явно слабо решаются проблемы строительства жилья, обеспечения занятости населения, в первую очередь молодежи, борьбы с коррупцией и контролем за целевым расходованием поступающих в республику средств, криминализацией и беззаконием части представителей власти, противодействия идеологии ваххабизма и укрепления доверия населения к правоохранительным органам и размещенным в республике федеральным силам и т.д.

Определенные вопросы вызывает и "перекос" в сторону Чечни в плане удовлетворения ее нужд и финансово-экономической подпитки из Центра по сравнению с другими республиками Северного Кавказа. Это нередко вызывает недоумение и раздражение властей и населения сопредельных с Чечней российских регионов.

Ввиду этого тем, кто отвечает за формулирование и проведение "кавказской" политики России предстоит сделать еще очень многое для того, чтобы в ближайшем будущем развитие обстановки в Чеченской республике и вокруг нее не привело бы к существенной дестабилизации ситуации на всем Северном Кавказе. Ведь, скорее всего, вслед за зимним "сезонным миролюбием" чеченских террористов последуют их попытки весной вновь разжечь пламя войны на многострадальной чеченской земле и совершить новые масштабные теракты на территории России. Очень хочется надеется, что наши власти и силовые структуры будут к этому готовы.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie