logo

Хлебные крошки

Статьи

Станислав Епифанцев
Русский мир
Политика
Россия
Станислав Епифанцев

Чего хотят русские, или как нам обустроить Русский мир

Портал RUSSKIE.ORG  публикует текст выступления эксперта Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств - участников МПА СНГ, заместителя директора Центра сотрудничества с СНГ РГПУ им. А.И. Герцена Станислава Викторовича Епифанцева на заседании Ливадийского клуба, состоявшегося 7 июня в рамках работы XV международного фестиваля «Великое русское слово».


Буквально недавно новые независимые государства отмечали своеобразный юбилей – 30 лет, как не стало великой страны. Отмечали, как праздник. 30 лет в сегодняшних обстоятельствах — это огромный срок, больший, чем мир между двумя войнами, больший, чем срок, за который Россия сумела в значительной мере залечить раны Великой отечественной войны и полететь в космос.

Для современной же России последние 30 лет оказались совсем непростыми, оказались временем испытаний.

И Владимир Путин стал первым в истории руководителем России, который обратил в это непростое время внимание на огромный Русский мир. Мы не можем, конечно, знать, какие мысли посетили на тот момент нашего президента, но остановив страну у последней черты и начав возрождение России, он объявил вопросы сохранения и развития Русского мира одним из важнейших приоритетов России (в том числе и внешнеполитических приоритетов).

По факту русские в новейшей истории оказались самым большим разделенным народом, за рубежами России оказались около 30 млн русских людей и российских соотечественников в целом.

Без всякого сомнения, это было мощное политическое решение президента и выдающийся момент в современной политике России, но и одновременно ожидаемо логичный.

Сегодня мы, безусловно, наблюдаем подъем патриотического духа в России, сплочение русского народа вокруг политики Президента.

Что ждет нас всех завтра? Думаю, все будет неплохо. Да, будет бурление и противостояние, но нам уже понятно, что сегодняшний глобальный мир не просто жесткий, но и жестокий, особенно к слабым. Сказки не будет.

Да, конечно, на этом пути Россию и всех нас ждут не только розы и не только санкции. Гражданская война на Украине принесла на Восток страны кровь, слезы и разрушения, разделила страну, народ. Однако, все здесь не так однозначно, в том числе и для судеб Русского мира. Один из главных итогов, вынесенных из украинского конфликта, это трезвое отношение к анахронизму времен Союза о братских народах и интернационализму. Да, разумеется, мы по-прежнему утверждаем, что украинцы братский для нас народ, но мы помним при этом, кто называет нас небратьями.

Так что, если и стоит России сегодня платить (как считают или требуют некоторые), то только за уроки «братской» дружбы и интернационализма, за отрезвление умов. Здесь стоит крепко помнить слова царя Александра III о настоящих друзьях России.

Мы ушли наконец от порочных времен, когда слово патриот было неприличным и даже ругательным. Мы ушли от времен, когда назвавшись русским, можно было нарваться на обвинение в русском национализме. И очень хорошо, что мы вспоминаем доблестное прошлое России. Это и Великая отечественная война, и забытая 1-я мировая война.

Первая мировая война, столетие которой широко отмечалось, носит для нас и современной России двоякий характер. С одной стороны, это мощнейшее событие в истории человечества, ужаснейшее, как всякая война, и при этом изменившее судьбы всего мира и России в том числе, в чем-то даже перевернувшее этот мир. По результатам этой войны разрушились мощные «вечные» империи, появились новые государства, новые социальные системы. По сути, даже сегодняшние события на Украине в значительной мере заданы последствиями той войны. Ведь главными возбудителями спокойствия являются Польша и Литва, эти осколки Российской империи, а в состав Украины входят части бывшей Австро-Венгрии. При этом и на бывшую Австро-Венгрию есть претенденты, да и Польша с Литвой имеют серьезные территориальные претензии не только друг к другу.

Так случилось, что у нас произошел разрыв исторической памяти. Вот был царь Иван Васильевич, а потом сразу раз! и Октябрьская революция, интернационал и прочее. А до этого царизм, реакция и отдельные просветы в «темном царстве».

Ну, а в новейшие времена так называемой креативной, либеральной частью общества была развязана целая кампания борьбы с патриотизмом, по результатам которой от слова патриот стали чуть ли не шарахаться.

Здесь я хотел бы привести выдержку из выступления американского конгрессмена Рона Пола: «Я думаю, русские проснулись. Не просто проснулись, а стряхнули с себя весь пепел своей прошлой истории. Забыли политиков-предателей типа Горбачева, Ельцина и прочих, и просто живут заново».

У процессов, приведших к Первой мировой войне, были, помимо прочего, и идеологические причины. В России на тот момент существовало огромное количество всевозможных организаций либерального толка. Как и сегодня, они ненавидели государство, церковь, традиционные семейные ценности. В архивах можно найти массу документов, подтверждающих прямую связь и финансовую поддержку их деятельности со стороны европейских государств.

Обращаясь к дню сегодняшнему, мы должны осознать, что политика национального достоинства — это то, что мы все ждали. Быть может, мы и не до конца стряхнули пепел прошлых унижений и предательств, быть может у нас в обществе еще достаточно любителей пармезана и хамона, готовых разменять интересы страны и народа на потребительское благополучие, но, тем не менее факт, что патриотизм в России на подъеме. Несмотря на сильнейшее давление Запада, россияне сплотились, и это очевидно.

Сегодня Россия, как и в Первой мировой войне, сражается за свою безопасность, за суверенитет, веру и ценности, за русских людей, отвечая на агрессию Запада (здесь стоит сказать, что планы того времени по расширению влияния Европы на Восток очень сильно напоминают современные планы по расширению НАТО).

Но теперь, как бы ни развивались события в дальнейшем, Россия изменилась. Более того изменения эти рано или поздно коснутся и всего остального мира. Никакие санкции не смогут вернуть прежнего, и это начинает понимать весь мир. И этот мир, похоже, никогда тоже не станет прежним. Россия и русские пошли по дороге, которую выбрали сами. При этом России необходимо будет стремиться, так или иначе, отстоять свои интересы, интересы Русского мира на всем пространстве бывшего СССР. И тем, кто не поймет новых реалий, придется непросто.

Пора всем понять, что Запад есть Запад, а Россия — это Россия.

Говоря о нашей идентичности, культурной идентичности, уверенно можно сказать, что ее основой является русский язык и это альфа и омега вопроса. Прожив всю сознательную жизнь в Центральной Азии, могу сказать, что особенно ясно это видно из-за пределов России.

И именно вопрос культурной идентичности стал моментом жесткого противостояния с Западом. И не просто вербального противостояния. Сегодня поляки сносят памятники советским солдатам, спасшим их от фашизма, а после революции 17-го года они же снесли православный собор в Варшаве, построенный на собранные народом деньги. Мы наблюдаем акты вандализма в Прибалтике и не только. Сносятся памятники русских литературных классиков, которые являются и всемирным достоянием.

Отвечая же на вопрос, поставленный в заголовке выступления, «чего же хотят русские?», можно сказать: в сущности, немногого, не более того, что хотят другие народы.

Все просто, мы хотим спокойствия, здоровья себе и своим близким, уверенности в завтрашнем дне и хотим благополучия своих детей. Разве не хотят того же люди любой национальности в любой стране?

И, безусловно, русские хотят всегда и везде иметь право и возможность говорить и думать на русском языке, мечтать на русском языке, воспитывать своих детей в среде русской культуры на русском языке.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie