Чернильная демократия для Афганистана
Прошедшие в Афганистане выборы, несмотря на предсказуемость их итогов, могут иметь вполне непредсказуемые последствия
Прошедшие 9 октября в Афганистане всеобщие президентские выборы не принесли никаких особых сенсаций, если не считать скандала по поводу непонятной замены на целом ряде избирательных участков несмываемых чернил на легко смываемые.В такой стране, как Афганистан, где нет развитых коммуникаций и нормальной связи, а значительная часть населения просто неграмотна, специальные чернила или краска, используемые для нанесения отпечатка пальца вместо подписи и маркирования ногтя большого пальца руки уже проголосовавшего избирателя, имеют крайне важное значение при любом голосовании.
Когда в Кабуле стали известны первые факты использования смываемых чернил, 15 из 18 кандидатов на пост первого демократически избранного президента Афганистана заявили о своем бойкоте выборов и призвали также бойкотировать их итоги. Так, Масуда Джалал, единственная женщина-кандидат, заявила агентству Ассошиэйтед пресс: "Те чернила, которые используются, можно стереть за минуту. Люди могут голосовать по 10 раз".
Наблюдатели отметили, что среди упомянутых 15 кандидатов оказались генерал Абдул Рашид Дустум, представляющий узбекское этническое меньшинство, и таджик Юнис Кануни, бывший министр образования, которые, по общему мнению, единственные из всех могли бы составить реальную конкуренцию очевидному фавориту выборов нынешнему президенту страны и пуштуну по национальности Хамиду Карзаю. В какой-то момент выборы едва не были сорваны. Помимо Карзая, лишь двое кандидатов не присоединились к бойкоту, сняв свои кандидатуры еще до выборов и призвав своих сторонников голосовать за Карзая.
Однако отвечавшие за организацию афганских выборов представители миссии ООН поспешили заявить, что выборы остановлены не будут. "Совместный наблюдательный выборный орган принял решение о продолжении голосования по всей стране", – заявил журналистам Мануэль де Альмейда э Сильва, представитель главы миссии ООН в Афганистане. Другой представитель ООН Рэй Кеннеди заявил, что в целом оно проходило безопасно и упорядоченно. "Выборы будут продолжены, – сообщил Кеннеди, – потому что срыв голосования на этом этапе неоправдан, он лишит граждан их избирательных прав".
Это решение было поддержано также руководством группы международных наблюдателей от ОБСЕ, заявивших, что требования об отмене исхода голосования не имеют под собой достаточных оснований. Главный же претендент на должность президента – действующий глава государства Хамид Карзай – заявил о необходимости признать результаты субботнего голосования и поблагодарил афганцев за "массовое" участие в выборах. Он назвал выборы великим днем для афганского народа. При этом Карзай призвал подождать, пока решение по поводу сложившейся ситуации огласит избирательная комиссия Афганистана, состоящая из представителей ООН и местных властей. "Что важнее – эти 15 кандидатов, или миллионы людей, которые пришли, чтобы проголосовать", – заявил Карзай. По его словам, оппозиционеры "должны уважать наш народ, который долгие часы ждал в очередях к участкам, несмотря на пыль, снег и дождь".
Прошедшие выборы действительно считаются судьбоносными для многострадального Афганистана, измученного многолетней войной, разрухой, всевластием местных наркобаронов, племенных вождей и разношерстных полевых командиров. Многие афганцы связывали с выборами надежды на восстановление единства страны, приток иностранной помощи и инвестиций в экономику, ощутимое улучшение своей жизни.
Для участия в выборах зарегистрировались более 10,5 миллионов избирателей, более сорока процентов которых – женщины, которые голосовали на отдельных участках (для соблюдения исламских традиций). Всего в 5 тысячах городов и населенных пунктов в Афганистане было открыто около 25 тысяч избирательных участков. В голосовании также приняли участие около 740 тысяч афганцев, живущих в Пакистане, и около 600 тысяч, живущих в Иране.
Афганские выборы также крайне важны и для международного сообщества. Для руководства ООН успех афганских выборов заметно помог бы поднять престиж этой организации и создал бы удачный прецедент перед проблемными выборами в Ираке в январе 2005 года. В ООН и ОБСЕ также надеются, что после выборов в Афганистане начнется наведение порядка, и удастся хотя бы ограничить масштабы производства наркотиков, во все больших масштабах нелегально поставляемых в Западную Европу.
По своим причинам важны выборы в Афганистане и для США. Их успех может стать важным козырем в предвыборной борьбе для нынешней администрации. К тому же, ни для кого не секрет, что Хамид Карзай фактически является ставленником США, и именно его в Вашингтоне хотят видеть в кресле всенародно избранного афганского президента.
Талибы и боевики "Аль-Каиды" неоднократно угрожали сорвать выборы, в связи с чем проблема обеспечения их безопасности считалась приоритетной. Как известно, по решению саммита НАТО в Стамбуле, в Афганистан были отправлены дополнительные контингенты войск для охраны избирательных участков и повышения уровня безопасности в наиболее проблемных районах. В день голосования безопасность выборов обеспечивало более 100 тысяч афганских солдат, полицейских и натовских миротворцев. Однако, кроме одного инцидента в Мазари-Шарифе на севере страны, где произошел взрыв у избирательного участка, выборы в целом прошли спокойно.
Таким образом, безопасность оказалась далеко не главной проблемой выборов. Ряд правозащитных организаций уже заявили, что на избирателей в Афганистане оказывалось давление, а в ходе выборов в ряде провинций практиковалось запугивание голосовавших, поскольку независимых наблюдателей на избирательных участках почти не было.
Примечательно, что выборы в Афганистане сопровождались весьма пессимистическими комментариями западной прессы. В частности, британские обозреватели писали, что в настоящее время эти выборы нужны Афганистану меньше всего. В газете "Гардиан", например, высказывалось мнение, что "Там (в Афганистане – Прим. Авт.) слишком много террористов и боевиков, которые боятся демократии и готовы на все, чтобы остановить ее. Слишком велик риск, что итоги голосования будут подтасованы".
Как полагают западные обозреватели, выборы – только часть долгого процесса, который позволит народу Афганистана в будущем создать действительно демократическое общество и выбирать себе ответственных перед своими избирателями правителей. В нынешних же условиях преждевременные выборы могут быть контрпродуктивными и даже задержать переход общества к культуре свободных демократических дебатов и соревнования идей. В этой связи многие эксперты вспоминают пример Балкан начала 1990-х годов, когда международному сообществу "не терпелось там провести выборы", но победу на них тогда одержали националисты.
В Афганистане, да и в Ираке, выборы призваны создать альтернативу насилию, но на деле они могут ему и способствовать, о чем говорят активизация вооруженных вылазок талибов в последние недели перед выборами в Афганистане и эскалация насилия в Ираке по мере приближения к январским всеобщим выборам.
Судя по всему, по крайней мере, часть представителей афганской оппозиции будет настаивать, что выборы прошли с большим количеством нарушений, и, напирая на чернильный скандал, требовать их признания нелегитимными. И хотя афганские власти и международные представители отвергли возможность пересмотра итогов выборов или тем более проведения новых, вопрос далеко не закрыт. Учитывая, что многие из несостоявшихся кандидатов в президенты опираются на поддержку сильных этнических и племенных кланов страны, все это может в будущем создать для новой власти Афганистана серьезные проблемы.
В связи с этим международные наблюдатели считают, что пока не ясно, какое именно влияние могут оказать прошедшие выборы на будущее Афганистана. Многое будет зависеть от того, как отреагируют на их результаты местные элиты – как официальные, так и теневые, – и насколько готов будет победитель бросить вызов сложившемуся в стране порядку вещей, когда Афганистан фактически представляет собой непрочный конгломерат из удельных княжеств.
Поможет ли "чернильная демократия", чей не слишком удачный дебют состоялся в Афганистане, объединить страну вокруг нового президента и дать импульс продвижению к большей стабильности и безопасности в Центральной Азии, покажет только будущее. Как свидетельствует вся его история, Афганистан очень сложная и противоречивая страна и предсказывать здесь ход дальнейших событий исключительно трудная задача.