Черным по зеленому
Добыча углеводородов остается непредсказуемым делом
Вот уже две недели продолжаются извержения нефтяного фонтана в Мексиканском заливе.Похоже, история закончится не скоро. Но уже ясно, что по своим масштабам эта авария вошла в число крупнейших разливов нефти. И она потянет за собой не только серьезные экологические, но и экономические последствия.
Биржевой барометр
Мировые биржи отреагировали на аварию в Мексиканском заливе ростом нефтяных котировок. Инвесторы опасаются, что из-за "пятна" могут возникнуть перебои с поставкой "черного золота" в США. В результате в понедельник американская легкая нефть поднялась в цене до 86,19 доллара за баррель.
Надо сказать, что российская нефть и без взрыва на нефтедобывающей платформе у берегов Америки за год подорожала на 69 процентов, до 82,52 доллара за баррель. Вчера, правда, цены на нефть на мировых биржах снизились примерно на один процент: аналитики предрекают рост запасов в США, к тому же инвесторы боятся, что растущие цены на бензин могут затормозить рост мировой экономики. Но все же авария скорее способствует росту цен на ископаемые углеводороды, нежели их снижению.
Надо вспомнить, что до аварии представители разных стран - и потребителей, и продавцов нефти - называли оптимальной цену на нефть около 75 долларов за баррель. Это, кстати, примерно соответствует обновленному, повышенному прогнозу минэкономразвития (76 долларов за баррель). При подъеме цены свыше этого уровня российскую казну ожидает существенное пополнение. С первого апреля экспортная пошлина на нефть установлена на уровне 268,9 доллара за тонну и, если рынок пойдет вверх, в принципе может быть повышена.
Фонтан экспертных оценок
Реального положения вещей - сколько ежедневно выливается нефти в море, похоже, никто пока не знает. Но экспертных оценок хоть отбавляй. Первоначальную оценку объемов утечки - 5 тысяч баррелей в сутки - через несколько дней подвергли серьезному сомнению. В последние дни чаще звучала оценка в 25 баррелей. Если исходить из этого, то за 13 дней в море вылилось 325 тысяч баррелей, или 52 тысячи кубометров нефти. Вчера тиражировалась экспертная оценка уже в 100 тысяч баррелей в сутки. В любом случае авария в Мексиканском заливе однозначно войдет в число крупнейших в мире и самой крупной в истории США.
Однако появившееся в СМИ сравнение мексиканской аварии с чернобыльской катастрофой вряд ли оправданно. По мнению руководителя энергетической программы "Гринпис" России Владимира Чупрова, аварию можно оценить как региональная катастрофа, такие происходят довольно регулярно, раз в пять-семь лет.
Второй и, пожалуй, главный вопрос: как быстро удастся заткнуть нефтяной фонтан и ликвидировать последствия аварии? Здесь тоже широкий диапазон мнений. Сама компания British Petroleum, в хозяйстве которой случилась беда, уже заявила, что готова к худшему варианту развития событий, а это - два-три месяца.
Как наиболее приемлемый вариант обуздать скважину сейчас рассматривается 40-тонный купол, или сейф размером с трехэтажный дом, но с отверстием. Он будет оснащен трубой с воронкой, из которой предполагается собирать выливающуюся нефть и вывозить ее баржами на берег для утилизации. Этот метод впервые использовался при урагане Катрин, но на малых глубинах. Опыта работы на больших глубинах пока нет.
Следующий вопрос - причина аварии? Американские специалисты ведут расследование и результат пока не озвучили. Но не исключено, что взрыв был "запрограммирован" самой природой. По словам ведущего научного сотрудника лаборатории углеродистых веществ биосферы географического факультета МГУ Юрия Пиковского, в этом заливе земная кора имеет блоковое строение, и очень большое количество нефтяных платформ находится на стыке блоков, при этом на них оказывается сильное воздействие буровыми и разведочными работами. "При бурении в таких местах есть большая вероятность получить внезапный выброс. Платформа, на которой произошла авария, расположена на месте стыков двух крупных блоков", - сообщил эксперт.
Выходит, что нынешние события были вполне предсказуемы, однако известный эколог Алексей Яблоков напоминал, что перед началом бурения представители нефтяной компании смело утверждали, что выбросы нефти полностью исключены.
Ну и последний вопрос, который всегда встает в таких ситуациях, - цена. Здесь, пожалуй, самый большой разброс мнений - затраты на ликвидацию последствий могут составить от 10 миллионов до 4 миллиардов долларов. Можно только добавить, что очистка побережья Аляски в свое время обошлась более чем в 2 миллиарда долларов, а масштабы данной аварий уже больше.
Кто следующий?
Эксперты сходятся во мнении, что с экологической точки зрения для России случившееся в Мексиканском заливе не будет иметь никаких последствий. Однако возникает естественный вопрос. У нас-то тоже есть подобные нефтяные платформы, "Роснефть", "Газпром" и "Лукойл" также работают на шельфе. Насколько велики риски на нашем шельфе?
По мнению гендиректора Некоммерческого партнерства "Прозрачный мир" эколога Дмитрия Аксенова, у нас пока нет столь глубоководных проектов, поэтому пока бояться особо нечего, но разработка Арктического шельфа может создать нам серьезные проблемы. С ним солидарен Владимир Чупров: "В условиях Арктического шельфа, помимо штормов, ситуацию осложняют паковые льды, айсберги, и риски резко возрастают. И на сегодня нет надежных технологий ни в России, ни в мире по локализации и ликвидации последствий этих аварий".
Рыба гибнет молча
В нашем Росрыболовстве считают, что разлив нефти в Мексиканском заливе приведет к драматическим для водных биологических ресурсов региона последствиям. Пострадают в первую очередь хозяйства по выращиванию устриц и прибрежное рыболовство.
Но вот в том, что российские рыбопромышленники смогут извлечь выгоду из этого, существуют большие сомнения. Для доставки наших сахалинских устриц во Флориду не существует никаких логистических предпосылок. А есть нашу "рыбу мороженную б/г" избалованные карпачо из тунца жители южных штатов Америки едва ли станут.
Сергей Степин, руководитель аварийно-спасательных работ ООО"Техноспас":
- На пальцах одной руки можно пересчитать число нынешних методов борьбы с разливами нефти. Они все хорошо известны. Прежде всего пятно оцепляют бонами - резиновыми поплавками, которые не дают нефти расползаться дальше. Но при сильном волнении воды такой вариант оказывается малоэффективен.
Не менее важна температура воды. При высокой нефть быстро разлагается на тяжелые и легкие фракции. Тяжелые начинают опускаться на глубину. Скажем, когда мы в 2007 году устраняли последствия разлива в Керченском проливе, вода прогревалась до 15' С и нефть опустилась примерно на метр. Выловить хотя бы какую-то ее часть можно было единственным способом - рыбацкими сетями. Но большая часть топлива опустилась на дно и смешалась с водорослями.
А легкие фракции нейтрализуют с помощью специальных сорбентов, которые сбрасывают в воду. На ее поверхности образуется пена, и ее ловят специальные суда-нефтесборщики. Даже при сравнительно небольших разливах такой способ работает с низким КПД, так как много нефти, как я уже говорил, уходит за границы бонов.
Еще меньший эффект, скорее всего, окажется сейчас в Мексиканском заливе. Ведь площадь пятна огромна и будет только увеличиваться.
Есть один способ борьбы с разливом, когда на нефтяное пятно сбрасывают микроорганизмы, которые питаются этим углеводородом. Но в соленой воде они малоэффективны, а цена такой "трапезы" может составить фантастические суммы.