Чей рояль в бессарабских кустах?
На выборах в Приднестровье – череда сюрпризов
На выборах в Приднестровье – череда сюрпризов. Ожидалось, что будет лидировать президент Смирнов, но он оспаривает итоги голосования. Ожидалось, что главным противником Смирнова будет спикер Каминский, но им оказался экс-спикер Шевчук. Впрочем, сути это не меняет: когда-то он тоже был "фаворитом Кремля".На пост президента Приднестровья претендовали шесть кандидатов — действующий президент Игорь Смирнов, председатель местного парламента Анатолий Каминский, экс-спикер парламента Евгений Шевчук, лидер приднестровской коммунистической партии Олег Хоржан, руководитель движения "Прорыв" Дмитрий Соин, политолог и журналист Андрей Сафонов.
Сами выборы прошли спокойно, явка составила 56,65%. Европейские наблюдатели особых нарушений в ходе голосования не зафиксировали, и даже назвали его "образцом для некоторых европейских стран". Но дальше начались странности.
Несмотря на относительно малое число голосовавших (а в Приднестровье всего живет чуть более 500 тыс. человек, многие из которых постоянно живут за рубежом), ЦИК республики отказался озвучить проценты голосов, отданных за каждого из кандидатов. Сделать это в центризбиркоме обещают только в среду – но при этом заявляют: по предварительным данным, в первом туре выборов никто не победил и, скорее всего, будет объявлен второй.
Столь откровенную проволочку наблюдатели связывают с сильным давлением, которое оказывают на ЦИК основные кандидаты — Смирнов, Шевчук и Каминский, а на кандидатов — Москва.
Президент Смирнов, бессменно возглавляющий ПМР уже 20 лет, требует аннулировать результаты выборов 11 декабря и объявить новые. Повод – некие неназванные нарушения, в частности агитация в день голосования. Это очень нетипично для постсоветских президентов. То ли ПМР – образцовая демократия, где даже глава исполнительной власти не контролирует ЦИК, то ли против старика Смирнова в Приднестровье сговорились все, включая всемогущую группу "Шериф". При этом очевидно, что предварительные итоги волеизъявления Смирнова не устраивают.
"Фаворит Москвы" Анатолий Каминский потребовал срочного оглашения ЦИКом итогов голосования и пообещал избирателям "не допустить фальсификации итогов первого тура". У него "есть информация о том, что возможны различного рода попытки фальсификации итогов голосования". "Я этого никому не позволю сделать", — грозит он. - "Я уверенно вышел во второй тур".
Но главным героем приднестровских выборов стал Евгений Шевчук. Он единственный заявляет, что уже победил на выборах. Сылаясь на данные своего штаба, он заявляет, что набрал 39,1% голосов. По его же собственным данным, у Каминского — 27,7%, а у Смирнова — 25,5%.
Нежелание ЦИК обнародовать предварительные итоги Шевчук назвал "вопиющим фактом". Он напомнил, что результаты выборов обретают юридическую силу только после их оглашения Центризбиркомом, и комиссия должна выполнить свои обязанности. На вопрос РИА, что он будет делать в противном случае, Шевчук ответил: "Реагировать будем соответствующим образом, но исключительно в рамках правового поля. Мы сторонников не приглашаем никуда, в том числе и на улицы. Надеемся, что в ближайшее время что-то прояснится, и мы будем ориентироваться и принимать решения по ходу событий".
Все это оказалось полной неожиданностью, поскольку активных попыток оспорить результаты выборов все ждали как раз от Каминского. Основания для этого были. Во-первых, Кремль, публично поддерживавший Каминского, столь же публично требовал отставки действующего президента Смирнова, а после отказа начал уголовное преследование его семьи. Во-вторых, на прошлой неделе таможня Приднестровья сообщила о большом грузе палаток и зимних курток, поступивших из-за границы в адрес "одного из кандидатов в президенты". Адресат назван не был, но речь шла о подготовке "зимней революции" в ПМР. Многие тогда решили, что речь идет именно о Каминском.
Но Каминский как-то очень быстро затерялся в тени Шевчука. Независимо от того, кто и сколько голосов набрал в действительности, бывший спикер действует по канонам цветных революций: самое категоричное непризнание итога выборов, озвучивание радикально иных цифр, массированная информационная поддержка извне.
Извне – в данном случае из России, чьи государственные и близкие к таковым СМИ тоже вдруг подзабыли о Каминском и тиражируют "победу" Шевчука — причем не как его собственное мнение, а как почти свершившийся факт.
Эксперты предполагают, что, независимо от реальных итогов голосования, Смирнова обвели вокруг пальца: тот явно не был готов к таким сюрпризам. Тут стоит напомнить, что в бытность спикером приднестровского парламента Евгений Шевчук уже носил в республике неформальный титул "фаворита Москвы", которая пытается убрать Смирнова, как минимум, с 2007 года.
Политтехнолог Дмитрий Соин, также не чуждый московским структурам (руководил тираспольским филиалом московского Института национальной стратегии), заявил сегодня тому же РИА, что "ситуация развивается по югоосетинскому сценарию". "Мы не знаем, насколько далеко может зайти все у нас, но я уверенно предсказываю развитие серьезного политического кризиса в Приднестровье", — сказал он.
Какими будут внешнеполитические последствия этих выборов, пока неизвестно, но совершенно очевидно: если Смирнов уйдет, шансы на "слив" Приднестровья Молдове, а затем и Румынии, резко повышаются. Хотя бы потому, что Смирнов (воровал его сын российскую финпомощь или нет) за 20 лет доказал свою приверженность независимости республики. А как поведут себя на посту президента Каминский и Шевчук — еще вопрос. Известная бизнес-ориентированность того же Шевчука априори помещает этого молодого политика в монетократическую парадигму, в рамках которой суверенитет не является безусловной ценностью и конечной целью.
Напомним, что незадолго до выборов в ПМР молдавские СМИ писали о конфиденциальных договоренностях Путина, Меркель и Саркози относительно дальнейшей судьбы ПМР. Известно также, что канцлер ФРГ обсуждала эту тему на трехсторонней встрече с молдавским премьером Владом Филатом и Игорем Смирновым. О содержании все ее участники молчат, но главу МИД РФ Сергея Лаврова неожиданно признали в Молдове "человеком десятилетия". "Налицо, что Россия "сливает" Смирнова, и что Россия даст согласие на интеграцию Приднестровья в состав Молдовы, — убежден украинский политолог Юрий Романенко. — А в Молдове сильны позиции в пользу объединения с Румынией".
Почему Кремль так упорно добивается аншлюса Приднестровья, не имея гарантий нейтралитета Молдовы и ее невхождения в состав Румынии (не говоря уже о судьбах сотен тысяч российских граждан ПМР) – одна из загадок текущей внешней политики РФ. Единственный ответ, который кажется правдоподобным автору этих строк – попытка российских собственников крупнейших приднестровских предприятий легализовать свои активы не территории ЕС путем включения территории ПМР в состав Румынии.
Напомним, что Приднестровье, в отличие от аграрной Молдовы, это мощнейший индустриальный парк бывшего СССР. Молдавская ГРЭС, снабжающая электроэнергией часть южной Европы, принадлежит "ИнтерРАО". Молдавский металлургический завод (ММЗ) в Рыбнице, который обеспечивает 30% бюджетных поступлений республики – принадлежит российскому газовому олигарху Алишеру Усманову (доли ММЗ есть у украинских олигархов Рината Ахметова, Игоря Коломойского и Вадима Новинского). Московскому "Салюту" принадлежит производящий оружие завод "Прибор", бендерский кабельный завод "Молдавкабель" принадлежит холдингу "Севкабель", россияне купили не имеющий аналогов в СНГ тираспольский завод "Молдавизолит" и ряд других предприятий.
Вообще, понять, что и в какой степени тут чье, сложно. Буквально пара деталей. В апреле 2006 года РФ заявила о готовности предоставить Приднестровью кредит на $150 млн под залог непроданных приднестровских предприятий, в частности, текстильного гиганта "Тиротекс" и завода "Электромаш". А в марте 2007 года по предварительным договоренностям на самом высоком уровне "Газпром" передал приднестровский газовый долг Алишеру Усманову — причем не принадлежащим ему структурам, а лично ему. Как сообщил тогда "НГ" президент ЗАО ММЗ Анатолий Белитченко, руководство ПМР в детали сделки даже не посвятили, а "об условиях передачи долга знают только представители "Газпрома" и сам Усманов". Последний, как известно, весьма близок к высшему политическому руководству РФ.
Напомним также, что Молдова давно требует перехода всех приднестровских предприятий под свою юрисдикцию, и западные посредники, поддерживая Кишинев, оказывают сильнейшее давление на Москву. Результатом стало введение в 2006 году таможенной блокады ПМР силами EUBAM – военизированного отряда ЕС, патрулирующего границы непризнанной республики со стороны Украины. В этих условиях собственники приднестровских заводов вынуждены были уходить под юрисдикцию Молдовы. В Кишиневе был даже принят закон о гарантиях российским собственникам
И все бы ничего, но правящий в Молдове "Альянс за евроинтеграцию" (АЕИ) реализует курс на объединение с Румынией, и возможная победа на президентских выборах в Кишиневе еще одного "кремлевского фаворита" Мариана Лупу этот курс вряд ли изменит. А в Бухаресте твердых гарантий сохранения прав собственности россиянам никто не даст. Достаточно перечитать бессмертные строки Ильфа и Петрова о том, как увешанный золотом нэпман пересекал границу оккупированной румынами Бессарабии: с криком "бранзулетка!" у него отобрали все.