Чужие в своей стране
Дискриминация русских велась по всем направлениям
В недрах советской империи всегда таился национальный сепаратизм. Крушение СССР развязало руки элитам титульных этносов бывших республик, получивших безраздельную власть в своих национальных "квартирах". А проживавшие в них русские стали заложниками политики, круто замешанной на шовинизме и русофобии.
Десятилетиями у русских формировалось убеждение, что их родина - весь Советский Союз, и осознание роли "старшего брата" в семье народов. Это самосознание было опрокинуто реальным статусом русских в большинстве новых государств, где они ощутили себя не только национальным меньшинством, но и меньшинством дискриминируемым. При том, что в ряде стран русские составили от двадцати до более чем сорока процентов населения и могли претендовать на серьезную политическую роль.
Насаждение антирусских настроений стало стратегической линией властных национальных элит. Русским приписали роль "пятой колонны", якобы угрожающей суверенности молодых государств. На них, навесив ярлыки "оккупантов" и "нахлебников", списали ответственность за экономический развал и катастрофическое падение уровня жизни в большинстве постсоветских стран. Это было легко принято коренным населением, которое в массе своей критично оценивало советский период развития, ассоциируя его с повсеместным доминированием русских.
Дискриминация русских велась по всем направлениям, в ряде случаев принимая тотальный характер. Основными механизмами давления стали ограничения в гражданских или политических правах, вытеснение русских из сфер государственного и муниципального управления, образования и интеллектуального труда, частного бизнеса.
Запретам и ограничениям подвергается деятельность русских организаций, выступающих в защиту прав, за расширение полномочий русского населения в сфере самоуправления, за идею двойного гражданства, за сохранение родного языка и повышение его статуса.
В большинстве стран русский рассматривается наряду с иными языками национальных меньшинств. Общим, за редким исключением, является и стремление ограничить сферу его применения. Русский язык вытесняется из значимых сфер общественной жизни: государственного и муниципального управления, судопроизводства, образования, делового оборота, информации.
Дерусификация общественного и культурно-гуманитарного пространства стала жестоким ударом по русским, подавляющее большинство которых слабо владели национальными языками – раньше весь Советский Союз знал русский. Теперь даже личные перспективы - возможность получения гражданства, образования, трудоустройства, продвижения по службе - стали напрямую связаны со знанием титульного государственного языка.
Национальный дискомфорт, а также тяжелое социально-экономическое положение республик, от чего в первую очередь и более других пострадали русские, вызвали в 90-е годы их массовый исход на историческую родину. По некоторым расчетам, к 2010 году в странах СНГ и Балтии осталось проживать около 10 млн. русскоязычного населения. Часть из них из-за возраста уже не пытается перебраться в Россию, другие приспособились к новым условиям, третьи надеются на либерализацию законодательства в России и создание лучших условий для возвращенцев из постсоветских стран.
Россия заинтересована принять русских из стран СНГ и Балтии уже потому, что в социально-демографическом плане это часть русского народа.
Но есть и другой, не менее существенный интерес, отметил заместитель генерального директора Центра политической конъюнктуры России Александр Шатилов:
"Россия нуждается в своих агентах влияния за рубежом, и прежде всего на постсоветском пространстве. Русскоязычные диаспоры могут быть ее опорными пунктами. И если Россия собирается развивать Евразйский проект, а не замыкаться в своем пространстве, безусловно нужно простимулировать развитие русскоязычных сообществ в бывших советских республиках, оказывать им различного рода помощь и способствовать тому, чтобы они захватывали все новые и новые политические и бизнес сферы влияния. Мне кажется, это была бы более адекватная стратегия, нежели программа переселения соотечественников в Россию".
За последнее десятилетие более внятной стала политика России в отношении соотечественников. Формальные декларации 90-х годов сменились конкретными государственными программами как по поддержке соотечественников в странах проживания, так и по их добровольному переселению в Россию, по развитию русского языка и культуры за рубежом.
В поддержке соотечественников недостаточно ограничиваться одними только государственными усилиями, считает директор Института русского зарубежья Сергей Пантелеев, которого особенно волнует проблема русской молодежи, родившейся за пределами России:
"Прежде всего необходимо развивать образовательные проекты, направленные на то, чтобы дети наших соотечественников получали образование в России, чтобы они чаще бывали в России, чтобы у них появлялись новые социальные связи и возможности реализовать себя, в том числе и в России, и стать естественной частью российского общества. Такое возможно реализовать на уровне общественной дипломатии через общественные неправительственные проекты".
Ощущение растущего внимания и поддержки со стороны России, близости исторической Родины поднимает соотечественников на другой уровень этнической самоидентификации, укрепляет в них осознание себя не "частью этноса" а "частью нации". А это очень нужно русским людям, которые вот уже два десятилетия подряд ведут борьбу за свое выживание, за равные с другими народами права и свободы, за возможность пользоваться плодами своей культуры и в полной мере развивать и реализовывать свой потенциал.