Дамоклов меч реприватизации
Полная неопределенность
Предвыборные страсти в Украине всегда прохладно встречались инвесторами. При отсутствии четкого понимания ситуации они предпочитали говорить с лидерами, но после известных выборных событий уже непонятно, с кем и о чем можно беседовать.Краткосрочный бардак или новая реальность?
Собственно говоря, изменения уже повлекли за собой определенные неприятные моменты. Многие инвесторы отмечают, что ситуация в Украине в долгосрочной перспективе благоприятна, но при этом наблюдается краткосрочный бардак. С другой стороны, создать за 4 - 5 месяцев удобные условия для всех – задача трудновыполнимая даже для экстра-профессионалов.
До сих пор нет информации о намерениях западных стратегических инвесторов (кроме заявлений о приходе в Украину американского вертолетостроительного предприятия «Сикорски»). Россияне, первично выказав оптимизм, сейчас несколько сменили тон.
Реально же только банковские структуры (BNP Paribas, HSBC Investment Banking, ABN AMRO, Royal Bank ofScotland и ряд российских банков) огласили планы относительно открытия своих представительств и филиалов в Украине. Крупные промышленные инвесторы (их планы имеют задержку в 1 год +) пока молчат, как рыбы.
Во время многочисленных зарубежных вояжей и встреч украинских официальных лиц с иностранными бизнесменами все говорят о «заинтересованностях», но «конкретностей» пока не наблюдается. Ключевая проблема - неопределенная политика в сфере реприватизации, когда за пять месяцев так и не стало ясно: сколько предприятий и с помощью каких механизмов будет возвращено в лоно государства?
Также у действующих инвесторов нет никаких гарантий (кроме западных структур), что украинская Генпрокуратура не попросит их доказать законность приобретения собственности. Ее активность инвесторы «почему-то» не оценивают как фактор инвестиционной привлекательности.
Затеянная реприватизация является отчасти элементом выполнения предвыборных обещаний, отчасти ослаблением кланов, которые пока более-менее успешно борются с властью в судах. Спорить о нынешнем состоянии реприватизации - дело неблагодарное. Всеми про это сказано настолько много и настолько противоречиво, что истина находится уже даже не посередине.
Классическим примером стала «Криворожсталь», когда суды разных уровней принимают разные решения, что показало невозможность быстро решить конфликт в правовой плоскости. Предложенная нынешними собственниками «Криворожстали» некая «мировая» выглядит оптимальным решением, но, судя по всему, взгляды на эту проблему у сторон разные.
Есть порох в пороховницах!
Результаты І квартала 2005 года показывают, что в Украину вложено 382,2 млн. долл. прямых инвестиций, в том числе из стран СНГ - 14,7 млн. долл. (3,9% от общего объема), что больше, чем в 1-м квартале прошлого года, когда наблюдался прирост на 216,3 млн. долл. Основной объем иностранных инвестиций пришел с оффшоров: Виргинских Британских островов - на $128,4 млн., из США - $31,5 млн., Кипра - $25,7 млн., Великобритании - $18,5 млн., Венгрии - $17,2 млн. Россия вложила всего $16,7 млн.
Объективно говоря, Украина никогда не страдала заметным притоком иностранного капитала. Приход крупного российского капитала (с оффшорными корнями) был скорее необходимостью и данью энергопреференциям со стороны России. Реальный иностранный капитал не доминирует ни в одной из отраслей украинской экономики.
На ситуацию в Украине существенно влияют тенденции в странах ближнего зарубежья. Если относительно Беларуси по иностранным инвестициям обсуждать особо нечего, то в России ситуация другая. После номинального закрытия дела ЮКОСа инвесторы получили более чем ясный сигнал. Крупные структуры как работали, так и продолжают работать, но мелкий капитал менее охотно будет двигаться в российском направлении.
За последнее время два крупных американских инвестиционных фонда прекратили там свою деятельность. Подобным действиям способствует политика властей РФ по выживанию иностранного капитала из естественных монополий и базовых отраслей экономики. Подобная политика направлена на защиту национальных интересов, но в глобальном плане негативно влияет на инвестиционный имидж страны.
О возможной переадресации части российских капиталов говорили еще год назад, но пока активного процесса не наблюдается. С учетом специфики внутренней и внешней политики России можно прогнозировать, что капиталы будут привлекаться в Украину активней.
Советники предупреждают…
Однако по мнению ряда советников Президента Украины, нынешняя политика правительства направлена на что угодно, но никак не на привлечение инвестиций.
Александр Пасхавер, президент Центра экономического развития, участвовавшего в создании практически всех программ приватизации за годы независимости Украины, высказал в интервью немецкой телерадиокорпорации Deutsche Welle мысль о том, что повторная продажа «Криворожстали» способна только насмешить потенциальных покупателей металлокомбината.
Характеризуя в интервью «Инвест-газете» инвестиционный климат в Украине, Юзеф Хорбс,являющийся, помимо всего прочего, еще и учредителем Австрийско-украинской компании Hares Group, признал, что Украина в плане крупных капиталовложений этот год уже потеряла.
А Борис Немцов констатировал, что ухудшение инвест-климата является следствием ошибок, допущенных правительством Тимошенко: "До тех пор, пока власть не скажет, что она стоит на страже закона, что она защищает права собственников, что она не будет неквалифицированно вмешиваться в экономику, там денег не будет".
Счастье будет нескоро?..
Даже неспециалистам несложно было понять, что реприватизация займет не один квартал, а с учетом накала страстей в обществе не обойдется без скандалов. Добавляет масла в огонь безграмотная информационная политика, когда разные управленцы высказывают противоположные мнения по одному и тому же вопросу.
Правительство, отменив льготы в СЭЗах, уже говорит о возможности их возврата (пока инвесторы не начали подавать в суды, которые власть, без учета «телефонного права», гарантированно проиграет). Да и то после того, как часть инвесторов в СЭЗах заморозили расширение своих проектов («Еврокар» в Закарпатье).
Череда президентских выборов-2004 и парламентских-2006 создает крайне негативный климат для инвестиционного процесса. Реальный приток инвестиций начнется не ранее чем через несколько месяцев после окончания парламентских выборов (с учетом характера прохождения самих выборов), которые могут окончательно подтвердить устойчивость существующего строя или, наоборот, сформировать противоположные тенденции.
Выдержит ли политические игры сама страна? Получив позитивные сигналы из Украины, инвесторы уже сейчас прорабатывают возможности работы, но пока воздерживаются от реальных действий по вложению капитала. В данном контексте даже существует определенная конкурентная борьба. Более рисковый инвестор (при дальнейшем позитивном развитии ситуации) сможет быстрее и эффективнее развернуть свою деятельность.
В случае успешной реализации инвестиционной стратегии первоначальное нашествие ощутят западные области и Юго-Восток. Остальным придется обождать…