Дело Дмитрия Ровинского
Спасение иллюстративного материала по русской истории
Как ни странно, имя Дмитрия Александровича Ровинского известно разве что очень узкому кругу специалистов. Либо искусствоведов, изучающих историю русского портрета и отечественной гравюры, либо правоведов, иногда в своих трудах вспоминающих странного московского губернского прокурора, не боявшегося выступать против всесильного губернатора первопрестольной Закревского или самого графа Блудова во время разработки великой судебной реформы 1862 года. Ровинский был убежден, что суд присяжных необходим и отстаивал его введение в России. И все же Дмитрий Александрович вошел в прошлое нашей страны прежде всего не из-за своей неутомимой работы по защите заключенных и притесняемых и попыток, как бы сказали сегодня, введения российского произвола в правовое поле. Заслуги его перед нашей культурой и историей, без преувеличения, бесценны, ибо именно он был составителем знаменитого "Словаря русских гравированных портретов" и "Русских народных картинок", и, естественно, спасителем тысяч гравюр и народных лубков, благодаря его яростной собирательской деятельности сохранившихся до сегодняшних дней. Упомянем еще и то, что Дмитрий Александрович был одним из первых авторов серьезной работы по истории отечественной иконописи, для чего ему приходилось проникать во многие спрятанные от посторонних глаз старообрядческие молельни и путешествовать в самые заброшенные углы России. Но он не признавал никаких препятствий. Сегодня, когда задумываешься над жизненным подвигом этого человека, знавшего "одну, но пламенную страсть" – спасение иллюстративного материала по русской истории и, особенно, гравюр, невольно приходишь к выводу, что память поколений часто бывает более чем неблагодарной. Исследователь, собравший и описавший десятки тысяч народных лубков, старинных гравюр, портретов и икон, издатель, благодаря которому мы во многом можем представить в лицах российское прошлое, ученый, имя которого должен знать каждый школьник, практически выпал из современного культурного пространства России. Однако есть те, кто своей каждодневной работой пядь за пядью отвоевывает поле битвы с современной массовой культурой. Один из них – московский коллекционер, издатель, организатор выставок Андрей Кусакин. Именно он собрал средства и выкупил у Российского Архива Литературы и Искусства право на публикацию хранящегося там жизнеописания Ровинского. Автором этой работы был влюбленный в судьбу и научное наследие Ровинского замечательный исследователь русской гравюры, многолетний работник Музея изящных искусств на Волхонке Владимир Яковлевич Адарюков, так и не сумевший издать этот труд при Советской власти и ушедший из жизни в 1932 году. Именно большой труд Адарюкова и стал основой книги "Венок Ровинскому", которую только что и издал Кусакин под эгидой одного из самых престижных художественных журналов "Пинакотека". Адарюкову, пусть и после смерти, все-таки повезло. Труд его жизни увидел свет в обрамлении прекрасных комментариев и научных статей, а также впервые опубликованных писем Дмитрия Ровинского. Ученого, собирателя, исследователя, всей своей судьбой опровергнувшего простую поговорку "Один в поле не воин".