logo

Хлебные крошки

Статьи

Исход Востока
Политика
Казахстан и Средняя Азия

Дамир Галямов

«Дело Фарафонова»:

кто в действительности повинен в возбуждении межнациональной вражды

В январе с.г. Госкомитет национальной безопасности Киргизии предъявил русскоязычному журналисту гражданину КР Владимиру Фарафонову обвинения по статье «Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды», предусматривающей уголовное наказание. Поводом для разбирательства стали статьи, опубликованные на различных сайтах, в том числе и на сайте «Русское единство». Судебное заседание назначено на 15 марта.


В своих статьях В. Фарафонов открыто и правдиво освещает ситуацию в Киргизии, особенно в сфере межэтнических проблем. Рост национализма в республике в последние два года стал приобретать государственные формы. При этом в последнее время антирусская тема обозначилась четче. Все чаще в парламенте, правительстве и СМИ звучат слова о великокыргызской государственности, о необходимости освободиться от тяжелого прошлого  и начать диктовать условия во взаимоотношениях с Россией.


Токон Качкынбаев, первый заместитель председателя Совета старейшин Кыргызской Республики, в статье под названием «Не туда свой нос суете, г-н Фарафонов», опубликованной в правительственной газете «Кыргыз руху», бросил оппоненту серьезное обвинение: «…автор явно агрессивно настроен против Кыргызстана, его народа, в своих высказываниях относительно кыргызского народа, его традиции, менталитета и истории наших предков, сегодняшней жизни нашей республики он показывает лишь свою некомпетентность». Советуя В. Фарафонову глубоко изучить межнациональные отношения между Кыргызстаном и Россией, Т. Качкынбаев заявляет: «Никто из Кыргызстана русских не выгоняет, и выступления разного рода самозванцев от имени русских, проживающих в Кыргызстане, не соответствуют нашим реалиям. Вы спросите любого русского гражданина, как относятся кыргызы к русским, все ответят, что дружно». Эх, если бы это было именно так…


Тут необходимо особо отметить, что случай с В. Фарафоновым не является единичным и частным. В течение лишь одного месяца сотрудники госбезопасности посетили редакции газет «Вечерний Бишкек» и «Дело №», интересовались конкретными журналистами, пытались получить от руководителей изданий информацию о них, вплоть до размеров их гонораров, и вызвать их к себе «для бесед». В то же самое время правительство приняло решение о блокировании русскоязычного сайта «Фергана.ру».


Фарафонова и журналистов всех вышеперечисленных изданий  объединяет одно – они русскоязычные. Вдобавок стоит отметить, что все указанные СМИ пользуются популярностью. Достаточно сказать, что тиражи «Вечерки» и «Дело №» – самые высокие в республике, эти газеты финансово независимы, и другим изданиям, существующим на гранты международных организаций или политических спонсоров, по популярности и тиражу до них далеко.


То, что имела место заранее спланированная акция (и не только спецслужбами), говорит «массовость» атак на СМИ и интернет-сайт, а также тот факт, что решение о блокировании «Ферганы.ру» было принято достаточно давно, правда, в завуалированной форме, но было реализовано по решению уже не ГКНБ, а правительства. Вдобавок стоит отметить, что вся эта шумиха началась как раз после того, как стало известно о времени визита президента Алмазбека Атамбаева в Москву, который состоялся в конце февраля.


Но если газеты имеют устойчивые связи и финансовые возможности, чтобы отбить атаки спецслужб, а сайт «Фергана» и его издатели находятся за пределами республики, то наиболее уязвимым в этих условиях оказалось частное лицо – независимый журналист Владимир Фарафонов, который и был избран объектом «главного удара» антирусской и антироссийской акции.


Некоторые кыргызскоязычные издания, в том числе государственные, не замеченные в приверженности идеям интернационализма, уже давно ведут борьбу с «инакомыслием инородцев». Например, статья под названием «Пороки культуры фарафоновых» была опубликована в газете «Кыргыз руху», принадлежащей правительству республики. В этих СМИ не так уж редки статьи, которые разжигают межнациональную рознь, но в худшем случае их редакторы и владельцы рискуют получить лишь устное порицание от властей. Примеров судебного преследования, как в случае с Фарафоновым, не отмечено.


Наибольшей активностью в преследовании русскоязычного журналиста отличился бывший директор национального информационного агентства «Кабар» Жыргалбек Турдукожоев. В одном из интервью он сказал: «Мы еще рта не открыли, как подобные фарафоновы, некоторые неправительственные и, более того, международные организации, иностранные послы поднимают истошные крики: «Нарушают права национальных меньшинств, разжигают межэтнические конфликты, помогите!» – причитают, сидят, схватившись за сердце. Или же снова и снова направляют заявления и обращения официальным людям, организациям. Так и хочется взять этих недотрог вместе с двуличными руководителями и отправить в 3-х дневную рабочую поездку в прибалтийские государства». Данное интервью было опубликовано 24 февраля в газете «Фабула», владельцем которой является, по некоторым данным, президент А. Атамбаев.


Если проанализировать киргизскоязычную прессу, то без труда буквально ежедневно обнаруживаются статьи, разжигающие межнациональную рознь, но, с точки зрения Турдукожоевых, это, вероятно, считается вполне нормальным. И в самом деле: еще ни одно киргизскоязычное издание или сотрудничающий с ним какой-то отдельный журналист не были удостоены даже общественного порицания.


Отдельно стоит упомянуть о позиции в деле В. Фарафонова журналистских и всяческих правозащитных организаций, существующих в Киргизии. Обычно действия властей против средств массовой информации или их сотрудников вызывают волну возмущения: публикуются открытые протестные письма, организуются пикеты, привлекаются авторитетные международные организации, с трибун и телеэкранов произносятся громкие слова о защите свободы слова и неприкосновенности журналистов. На этот раз всего этого не было.


Обсуждение факта преследования Фарафонова в журналистской среде сразу выявило антирусскую позицию многих киргизскоязычных журналистов, в особенности из СМИ, принадлежащих определенным политическим силам. В свою очередь, грантовые журналистские организации, в том числе и иностранные, имеющие в Киргизии свои филиалы, постарались не вмешиваться в ситуацию, хотя и не смогли совсем уйти от обсуждения темы. Как бы оправдываясь за двойные стандарты, когда речь идет о защите свободы слова, они объясняли свою пассивную позицию тем, что Владимир Фарафонов якобы не является журналистом, а его постоянные публикации в интернет-изданиях не дают оснований для того, чтобы отнести его к профессиональному цеху. Следовательно, его защита их не касается. Но при этом эти организации сами занимаются популяризацией так называемой гражданской журналистики, к служителям каковой относят, например, небезызвестного блогера Навального.


Это же касается и наиболее влиятельных правозащитных организаций. По их мнению, к защите свободы слова дело Фарафонова не имеет никакого отношения.


За журналиста вступились лишь коллеги из русскоязычных изданий и организация российских соотечественников. Улугбек Бабакулов, редактор газеты «МК-Азия», отметил, что если оставить подобные случаи гонений на журналистов без внимания, то ситуация будет только ухудшаться. Посольство России также не осталось в стороне, хотя формально вроде бы могло не вмешиваться в ситуацию: журналист является гражданином Киргизии. «Фарафонов не является российским гражданином, но он наш соотечественник. Поэтому мы внимательно следим за ситуацией», – четко расставил акценты пресс-секретарь посольства РФ Виктор Харченко.


Происшедшее заставляет поставить вопрос и шире. По мнению ряда журналистов, в Киргизии давно назрело создание общественной организации, объединяющей русскоязычные издания, которая могла бы способствовать защите их интересов.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie