logo

Хлебные крошки

Статьи

Сергей Фролов

Демократия по понятиям

28 марта в Грузии состоялись парламентские выборы

Развитие ситуации вокруг прошедших 28 марта с.г. в Грузии парламентских выборов во многом подтвердило их скандальную подоплеку, о чем заранее предупреждала "Союзная Газета" ("СГ").

Напомним, что в статье "Теория и практика грузинской демократии" ее автор Андрей Меликян обнародовал эксклюзивную информацию об имевшем место тайном сговоре президента Грузии Михаила Саакашвили и премьер-министра Зураба Жвания. Суть этого сговора заключалась в гарантированном обеспечении правительственному блоку 110-120 депутатских мест из 150 избираемых по партийным спискам. По попавшим в распоряжение "СГ" данным, Саакашвили и Жвания также условились, что 7-процентный барьер смогут преодолеть еще не более трех партий. Речь, в частности, шла о блоке "Правая оппозиция: Промышленники – Новые", "Союзе демократического возрождения" (лидер – глава Аджарии Аслан Абашидзе) и Лейбористской партии.

Уже предварительные итоги выборов практически подтвердили информацию "Союзной Газеты": блок "Национальное движение – демократы" (НДД) во главе с Михаилом Саакашвили получил около 70 процентов голосов и может смело рассчитывать на те самые 120, а то и более депутатских мандатов по партийным спискам в новом парламенте. Что касается других партий, которые должны были, по замыслу Саакашвили-Жвания, создать видимость оппозиции в парламенте, ситуация несколько изменилась. А изменилась она в связи с произошедшим накануне выборов кризисом вокруг Аджарии. Резкое обострение отношений между правительством Саакашвили и лидером Аджарии Асланом Абашидзе, едва не дошедшее до войны, внесло существенные коррективы в планы грузинского руководства.

Судя по всему, в Тбилиси решили использовать пресловутый 7-процентный барьер как рычаг давления на непокорного "аджарского льва". Думается, что именно этим можно объяснить странные "скачки" данных ЦИК Грузии, когда количество отданных за партию "Возрождение" голосов то переваливало за заветный 7-процентный рубеж, то падало намного ниже его. Как полагают осведомленные наблюдатели, в период подсчета голосов представители властей Тбилиси пытались торговаться с Батуми, вымогая у аджарского руководства известные уступки в обмен на допуск в парламент.

Представители Саакашвили, усиленно рядящегося в тогу "демократа" и "слуги закона", на деле пытались "решить вопрос" с Аджарией в ставшем традиционным для "независимой" Грузии криминальном русле, т.е. "по понятиям". Но не слишком удачно. В итоге, по предварительным данным, в новый грузинский парламент уверенно проходит блок "Правая оппозиция: Промышленники – Новые", представляющий интересы группы олигархов, весьма близких к Михаилу Саакашвили и его непосредственному окружению. Ну а для Аслана Абашидзе, похоже, в Тбилиси готовят роль "врага грузинского народа", которого должна постичь "заслуженная кара".

Поразительно, но все эти закулисные "телодвижения" грузинского руководства остались абсолютно незамеченными на благоволящем "демократу" Саакашвили Западе. Хотя прошедшие выборы по масштабам и размаху фальсификаций и нарушений вряд ли уступали прошлогодним ноябрьским выборам, подвергшимся столь разгромной критике в США и других западных странах, на этот раз наблюдатели от ОБСЕ, ПАСЕ и ЕС предпочли не заметить никаких грубых нарушений.

В полном соответствии с практикой двойных стандартов США и страны Евросоюза проигнорировали все заявления оппозиции и независимых наблюдателей о манипуляциях со списками избирателей, "избыточным" количеством бюллетеней в ряде регионов Грузии и их явной нехваткой в Аджарии, давлении на избирателей со стороны активистов пропрезидентского молодежного движения "Кмара" и "симпатизирующих" президенту Саакашвили криминальных кланов и т.д.

Подытоживая все вышеизложенное, можно лишь в очередной раз констатировать, что прошедшие парламентские выборы показали истинную суть тех "демократических изменений", о которых так много шумят в последнее время нынешние власти в Тбилиси и их спонсоры на Западе. Наглядный результат победного шествия "грузинской демократии" – фактически однопартийный, послушный властям парламент с отсутствующей в нем дееспособной оппозицией – говорит сам за себя. То, что такой парламент будет способствовать формированию истинно демократических институтов в Грузии и представлять интересы всего грузинского народа, вызывает очень большие сомнения.

Зато нельзя исключить, что подобный карманный "оплот демократии" безропотно поддержит авантюрные планы "восстановления территориальной целостности" или будет усердно обслуживать интересы определенных полукриминальных и криминальных структур по переделу собственности и контролю над финансовыми потоками в стране. Об этом, кстати, неплохо было бы задуматься и западным покровителям нынешней грузинской "демократической власти".

В целом же прошедшие выборы в парламент Грузии продемонстрировали, что здесь мало что изменилось со времен Эдуарда Шеварднадзе, а если и изменилось, то пока далеко не в самую лучшую сторону. При царящих в политической жизни этой республики нравах и порядках построение здесь настоящего демократического общества представляется в обозримом будущем крайне маловероятным.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie