Хлебные крошки

Статьи

Русский мир
История
Украина

Анатолий Филатов

День народного единства в Симферополе -

с православным молебном

4 ноября в Симферополе у возводящегося Православного Александро-Невского Собора состоялось мероприятие, посвящённое празднованию Казанской иконы Божией Матери и Дню Народного единства. Основным событием этого мероприятия была высадка берёз в сквере у Собора, которые символизируют народное единство Святой Руси, органически включающей в себя современные Российскую Федерацию, Украину и Белоруссию.

Такой формат мероприятия был предложен председателем Славянского комитета Крыма и членом Координационного совета КРО «Таврический союз» Юрием Петровым. Славянский комитет и «Таврический союз» обратились к крымским общественным организациям, разделяющим ценности и идеи Русского Мира, с инициативой направить своих представителей для высадки берёз. Эта инициатива была поддержана настоятелем Храма иконы Донской Божией Матери в селе Донское под Симферополем отцом Виталием. В качестве организаторов мероприятия выступили Крымская республиканская организация «Таврический союз», Славянский комитет Крыма и Русская казачья община «Соболь». Поддержку этой акции оказали 11 общественных организаций, среди них ОО «Русские Тавриды», Русская община Крыма, Крымский казачий союз, Оренбургское землячество в Крыму, Поволжское землячество в Крыму, движение «Русское вече», Союз российских землячеств Крыма, Крымский Координационный Совет российских соотечественников, молодёжное движение «Прорыв», Землячество терских казаков и русских многодетных семей и другие. Многие из перечисленных вошли в состав созданного 2 сентября Союза общественных организаций «Народное большинство Крыма». Представители других организаций, вошедших в состав Союза (а их насчитывается 35) в этот день принимали участие в праздновании 400-летия изгнания польских захватчиков из Москвы в других городах Крыма – Севастополе и Феодосии.

Отец Виталий совершил молебен перед началом мероприятия, в котором приняло участие около двухсот представителей указанных организаций, делегировавших своих представителей по определённым квотам. Обращаясь к присутствующим, он отметил, что только единением, освящённым Русской Православной Церковью, возможно возрождение нашего Отечества, что было доказано в 1612 году.

Берёзы, как символ русского единения, были высажены руководителями и представителями организаций – председателем Славянского комитета Крыма Ю. Петровым, председателем «Таврического союза» А. Филатовым, представителем Русской казачьей общины «Соболь» Т. Савицкой, председателем президиума Русской общины Крыма А. Мельниковым, верховным атаманом Крымского казачьего союза В. Черкашиным, секретарём Оренбургского землячества в Крыму И. Гавриловым, председателем Поволжского землячества в Крыму В. Кудиновым, заместителем директора украинского филиала Института стран СНГ О. Родивиловым. Все высаженные берёзы были освящены святой водой отцом Виталием.

После окончания митинга состоялся концерт крымского композитора, заслуженного деятеля искусств Крыма Андрея Сидорова. Прозвучали патриотические и лирические песни, любимые многими крымчанами.

***

Событие, показавшее значение Казанской иконы Божией матери для русского народа и ставшее основой празднования Дня Народного единства, произошло 400 лет тому назад. Оно связано с периодом в истории нашего Отечества, который получил название Смутного времени. Для нашего настоящего тот период отечественной истории интересен, прежде всего, тем, что его сравнительный анализ позволяет сделать целый ряд весьма актуальных выводов.

Достаточно привести историческую хронику Смутного времени в России, чтобы убедиться в похожести нашей нынешней ситуации и той, что складывалась в конце XVI – начале XVII вв.

Смутным временем принято обозначать период в истории России с 1598 по 1613 годы, ознаменованного стихийными бедствиями, польско-шведской интервенцией, тяжелейшим политическим, экономическим, государственным и социальным кризисом. Хотя, как представляется впоследствии под определение Смутного времени в достаточно степени подходит ситуация 1917-1922 гг., да и период конца XX – начала XXI вв.

После смерти Ивана Грозного в1584 г. его наследник Фёдор Иоаннович был не способен к делам правления, а младший сын, царевич Дмитрий, пребывал в младенчестве. Со смертью Дмитрия в 1591 и Фёдора в 1598 г. правящая династия пресеклась, на сцену выдвинулись второстепенные боярские роды – Юрьевы, Годуновы. В 1598 году на трон был возведен Борис Годунов.

Три года, с 1601 по 1603, были неурожайными, даже в летние месяцы не прекращались заморозки, а в сентябре выпадал снег. По некоторым предположениям, причиной этого было извержение вулкана Уайнапутина в Перу 19 февраля 1600 года и последовавшая за этим вулканическая зима. В России разразился страшный голод, жертвами которого стало до полумиллиона человек. Массы народа стекались в Москву, где правительство раздавало деньги и хлеб нуждающимся. Однако эти меры лишь усилили хозяйственную дезорганизацию. Помещики не могли прокормить своих холопов и слуг и выгоняли их из усадеб. Оставшиеся без средств к существованию люди обращались к грабежу и разбою, усиливая общий хаос. Отдельные банды разрастались до нескольких сотен человек. Например, отряд атамана Хлопка насчитывал до 600 человек.

Не правда ли, что описанная ситуация очень похожа на ту, что складывалась у нас в стране в конце 80-х – 90-х годах прошлого столетия? Только вместо извержения вулкана Уайнапутина, падение цен на нефтепродукты, вместо изгнания холопов – безработица на промышленных предприятиях и ликвидация колхозов, вместо разбойничьих банд – ОПГ.

Начало Смуты относится к усилению слухов, будто бы законный царевич Дмитрий жив, из чего следовало, что правление Бориса Годунова незаконно и не угодно Богу. Самозванец Лжедмитрий, объявивший литовскому князю Адаму Вишневецкому о своём царском происхождении, вошёл в тесные отношения с польским магнатом, воеводой сандомирским Ежи Мнишеком и папским нунцием Рангони. В начале 1604 года самозванец получил аудиенцию у польского короля, а 17 апреля принял католичество. Король Сигизмунд признал права Лжедмитрия на русский трон и разрешил всем желающим помогать «царевичу». За это Лжедмитрий обещал передать Польше Смоленск и Северские земли. За согласие воеводы Мнишека на брак его дочери с Лжедмитрием тот также обещал передать своей невесте во владение Новгород и Псков. Мнишек снарядил самозванцу войско, состоящее из запорожских казаков и польских наёмников («авантюристов»). В 1604 году войско самозванца пересекло границу России, многие города (Моравск, Чернигов, Путивль) сдались Лжедмитрию, войско московского воеводы Ф.И. Мстиславского было разбито у Новгород-Северского. В разгар войны 13 апреля 1605 г. Борис Годунов скончался, армия практически немедленно изменила его преемнику, 16-летнему Фёдору Борисовичу, который был свергнут 1 июня и 10 июня убит вместе с матерью.

Читая всё это, вспоминается и Нобелевская премия мира М. Горбачёва, и сдача им Восточной Европы НАТО, и развал страны, и вероотступничество, и мировоззренческая деградация, и идеологическая распущенность…

20 июня 1605 года под всеобщее ликование самозванец торжественно вступил в Москву. Московское боярство во главе с Богданом Бельским публично признало его законным наследником и князем Московским. 24 июня рязанский архиепископ Игнатий, ещё в Туле подтверждавший права Дмитрия на царство, был возведён в патриархи. Законный же патриарх Иов был смещен с патриаршьей кафедры и заточен в монастырь. 18 июля в столицу была доставлена признавшая в самозванце своего сына царица Марфа, а вскоре, 30 июля состоялось венчание Лжедмитрия I на царство.

Царствование Лжедмитрия было ознаменовано ориентацией на Польшу и некоторыми попытками реформ. – Опять же удивительное совпадение: реформы сначала в Советском Союзе, затем в России и на Украине по западному образцу.

Не всё московское боярство признало Лжедмитрия законным правителем. Почти сразу по прибытии его в Москву князь Василий Шуйский через посредников начал распространять слухи о самозванстве. Воевода Пётр Басманов раскрыл заговор, и 23 июня 1605 года Шуйского схватили и осудили на смерть, помиловав лишь непосредственно у плахи.

На свою сторону Шуйский привлёк князей В.В. Голицына и И.С. Куракина. Заручившись поддержкой стоявшего под Москвой новгородско-псковского отряда, который готовился к походу на Крым, Шуйский организовал переворот.

В ночь с 16 на 17 мая 1606 года боярская оппозиция, воспользовавшись озлоблением москвичей против явившихся в Москву на свадьбу Лжедмитрия польских авантюристов, подняла восстание, в ходе которого самозванец был жестоко убит. Приход к власти представителя суздальской ветви Рюриковичей боярина Василия Шуйского не принёс успокоения. На юге вспыхнуло восстание Ивана Болотникова (1606-1607), породившее начало движения «воров», как именовали в то время разбойников.

Слухи о чудесном избавлении царевича Дмитрия не утихали. Объявился новый самозванец, вошедший в историю как Лжедмитрий II или «Тушинский вор» (по названию села Тушино, где самозванец расположился лагерем, когда подступил к Москве). К концу 1608 года власть Лжедмитрия II распространялась на Переяславль-Залесский, Ярославль, Владимир, Углич, Кострому, Галич, Вологду. Верными Москве оставались Коломна, Переяславль-Рязанский, Смоленск, Нижний Новгород, Казань, уральские и сибирские города. В результате деградации пограничной службы 100-тысячная Ногайская Орда разоряет «украйны» и Северские земли в 1607-1608 гг.

В 1607 году крымские татары впервые за долгое время перешли Оку и разорили центральные русские области. Польско-литовскими войсками были разгромлены Шуя и Кинешма, взята Тверь, войска литовского гетмана Яна Сапеги осаждали Троице-Сергиев монастырь, отряды пана Лисовского захватили Суздаль. Даже города, добровольно признавшие власть самозванца, беспощадно разграблялись отрядами интервентов. Поляки взимали налоги с земли и торговли, получали «кормления» в русских городах. Всё это вызвало к концу 1608 года широкое национально-освободительное движение. В декабре 1608 года от самозванца «отложились» Кинешма, Кострома, Галич, Тотьма, Вологда, Белоозеро, Устюжна Железнопольская, в поддержку восставших выступили Великий Устюг, Вятка, Пермь Великая. В январе 1609 года князь Михаил Скопин-Шуйский, командовавший русскими ратниками из Тихвина и онежских погостов, отразил 4-тысячный польский отряд Кернозицкого, наступавший на Новгород. В начале 1609 ополчение города Устюжна выбило поляков и «черкасов» (запорожцев) из окрестных сёл, а в феврале отбило все атаки польской конницы и наёмной немецкой пехоты. 17 февраля русские ополченцы проиграли полякам сражение под Суздалем. В конце февраля «вологодские и поморские мужики» освободили от интервентов Кострому. 3 марта ополчение северных из северорусских городов взяло Романов, оттуда двинулось к Ярославлю и взяло его в начале апреля. Нижегородский воевода Алябьев 15 марта взял Муром, а 27 марта освободил Владимир.

Правительство Василия Шуйского заключает со Швецией Выборгский договор, по которому в обмен на посредничество в привлечении на службу в русских войсках ландскнехтов (наёмников) из Европы шведской короне передавался Карельский уезд. Выполняя обязательства, шведский Карл IX предоставил 5-тысячный отряд наёмников, а также 10-тысячный отряд «всякого разноплемённого сброда» под командованием Я. Делагарди. Весной князь Михаил Скопин-Шуйский собрал в Новгороде 5-тысячное русское войско. 10 мая русские силы вместе с наёмниками заняли Старую Руссу, а 11 мая разбили польско-литовские отряды, подступавшие к городу. 15 мая русские войска, поддержанные наёмниками под командованием Чулкова и Горна разбили польскую конницу под командованием Кернозицкого у Торопца.

К концу весны от самозванца отложилось большинство северо-западных русских городов. К лету численность русских войск достигла 20 тысяч человек. 17 июня в тяжёлом сражении у Торжка русские силы принудили польско-литовское войско Зборовского к отступлению. 11-13 июля русский отряд с участием наёмников, под командованием Скопина-Шуйского и Делагарди, разбил поляков под Тверью. В дальнейших действиях Скопина-Шуйского наёмники (за исключением отряда Христиера Зомме численностью в 1 тысячу человек) участия не принимали. 24 июля русские отряды переправились на правый берег Волги и вступили в Макарьев Калязин монастырь. 19 августа поляки под командованием Яна Сапеги были разбиты Скопиным-Шуйским у Калязина. 10 сентября русские вместе с отрядом Зомме заняли Переяславль, а 9 октября воевода Головин занял Александровскую слободу. 16 октября русский отряд прорвался в осаждённый поляками Троице-Сергиев монастырь. 28 октября Скопин-Шуйский разбил гетмана Сапегу под Александровской слободой.

12 января 1610 года поляки отступили от Троице-Сергиевого монастыря, а 27 февраля оставили под ударами русских войск Дмитров. 12 марта 1610 года полки Скопина-Шуйского вступили в столицу, а 29 апреля он после недолгой болезни скончался. Русская армия в это время готовилась выйти на помощь Смоленску, который с сентября 1609 года был осаждён войсками польского короля Сигизмунда III. Поляки и запорожцы овладели городами северской земли; население Стародуба и Почепа полностью погибло во время вражеского штурма; Чернигов и Новгород-Северский сдались.

4 июля 1610 года состоялась Клушинская битва, в результате которой польская армия (Жолкевский) разбила русское войско и отряд наёмников под командованием Дмитрия Шуйского, брата царя Василия IV Шуйского, и Якоба Делагарди; в ходе битвы немецкие наёмники, служившие у русских, перешли на сторону поляков. Полякам открылся путь на Москву.

Поражение войск Дмитрия Шуйского от поляков под Клушиным (24 июня/4 июля 1610 г.) окончательно подорвало шаткий авторитет «боярского царя», и при известии об этом событии в Москве произошёл переворот. В результате боярского заговора Василий Шуйский был смещён, Москва присягнула на верность польскому королевичу Владиславу, а 20-21 сентября польские войска вступили в столицу. Однако, грабежи и насилия, совершаемые польско-литовскими отрядами в русских городах, а также межрелигиозные противоречия между Католицизмом и Православием вызвали неприятие польского господства – на северо-западе и на востоке ряд русских городов «сели в осаду» и отказывались присягать Владиславу. Фактическое управление в это время осуществляла т. н. Семибоярщина – совет из семи бояр.

В марте 1611 года к стенам Москвы подступило 1-е Ополчение Ляпунова, князя Дмитрия Трубецкого и атамана Донского казачьего войска Ивана Заруцкого. Был освобожден Белый и часть Китай-города. На «Совете всея земли» было выбрано правительство, во главе которого стояли Ляпунов, Трубецкой и Заруцкий. Совет собирал налоги, разбирал распри между дворянами. Однако в результате распри на военном совете восставшие казаки убили Ляпунова, а оставшиеся войска под предводительством Дмитрия Трубецкого и Заруцкого держали осаду Кремля до прихода второго ополчения. В том же году крымские татары, не встречая отпора, разоряют Рязанский край. Смоленск после долгой осады был захвачен поляками, а шведы, выйдя из роли «посредников», разоряли северные русские города.

Перед подходом ополчения, 17 марта 1611 года польский гарнизон, приняв спор на рынке за начало восстания, устроил резню в Москве. В итоге только в Китай-городе погибло 7 тысяч москвичей.

Второе ополчение 1612 года возглавил нижегородский земский староста Кузьма Минин, который пригласил для предводительства военными операциями князя Пожарского. В феврале 1612 года ополчение двинулось к Ярославлю, чтобы занять этот важный пункт, где скрещивалось много дорог. Ярославль был занят; ополчение простояло здесь четыре месяца, потому что надо было «строить» не только войско, но и «землю». Пожарский хотел собрать «общий земский совет» для обсуждения планов борьбы с польско-литовской интервенцией и того, «как нам в нынешнее злое время безгосударными не быть и выбрать бы нам государя всею землёю». Для обсуждения предлагалась и кандидатура шведского королевича Карла-Филиппа, который «хочет креститься в нашу православную веру греческого закона». Однако Земский совет не состоялся.

Около 20 (30) августа 1612 г. ополчение из Ярославля двинулось под Москву. В сентябре второе ополчение нанесло поражение войскам гетмана Ходкевича, пытавшегося соединиться с польским гарнизоном, контролировавшим Московский кремль.

22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 г. ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль. Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанскою иконой Божьей Матери. 26 октября (9 ноября по нов. ст.) командование польского гарнизона подписало капитуляцию, выпустив тогда же из Кремля московских бояр и других знатных лиц. На следующий день гарнизон сдался.

Такая хронология событий не только позволяет нам проследить развитие политической ситуации, названной Смутным временем, но и отметить несколько очень значимых фактов.

Во-первых, способность русского народа к высочайшей мобилизации и самоорганизации в период смертельных внешних и внутренних угроз.

Во-вторых, внешняя агрессия против России возникает вследствие внутренних распрей в русском обществе, а не наоборот. Как это не будет звучать парадоксально, но такое системное свойство российского общества свидетельствует о его устойчивости, способности преодолевать кризисы и выходить в новое состояние ещё более сильным и мобильным. Слабой система характеризуется тогда, когда при нормальном режиме функционирования любое внешнее агрессивное воздействие будет приводить к противоречиям, конфликтам и распрям внутри общества.

В-третьих, уже к началу семнадцатого столетия в российском обществе сформировалась устойчивая мировоззренческая модель, включающая в себя ценности Православия, культурные стандарты и социальные ориентиры, которая отторгала инородные мировоззренческие модели, а вместе с ними и мировоззренческих отщепенцев из числа своей собственной элиты. Так случилось с Лжедмитрием I, принявшим католическую веру, с Лжедмитрием II, сориентировавшимся на европейские цивилизационные установки в польской редакции, с донским атаманом Иваном Заруцким, метавшимся между поляками, Лжедмитриями и русским Ополчением.

***

По взятии Москвы, грамотой от 15 ноября, соправители русского государства Пожарский и Трубецкой созвали представителей от городов, по 7 человек, для выбора царя. Польский король Сигизмунд вздумал было идти на Москву, но у него не хватило сил взять Волок, и он ушёл обратно.

В январе 1613 г. съехались выборные от всех сословий, включая крестьян. Собор (то есть всесословное собрание) был один из самых многолюдных и наиболее полных: на нём были представители даже чёрных волостей1, чего не бывало прежде. Выставлено было четыре кандидата: В. И. Шуйский, Воротынский, Трубецкой и Михаил Фёдорович Романов. Современники обвиняли Пожарского, что и он сильно агитировал в свою пользу.

Выборы были очень бурные. Сохранилось предание, что патриарх Филарет требовал ограничительных условий для нового царя и указывал на своего сына как на самого подходящего кандидата. Выбран был действительно Михаил Фёдорович, и, несомненно, ему были предложены те ограничительные условия, о которых писал Филарет: «Предоставить полный ход правосудию по старым законам страны; никого не судить и не осуждать высочайшей властью; без собора не вводить никаких новых законов, не отягчать подданных новыми налогами и не принимать самомалейших решений в ратных и земских делах».

Избрание состоялось 7 февраля, но официальное объявление было отложено до 21-го, чтобы за это время выведать, как примет народ нового царя. С избранием царя кончилась смута, так как теперь была власть, которую признавали все и на которую можно было бы опереться.

Хотелось бы обратить внимание на действительно народное, как бы сейчас сказали – демократическое, избрание русского царя (насколько это было возможно в то время). В крайнем случае, мировая история того периода, да и последующих почти что двух столетий до избрания американских президентов, не говоря уже о более раннем времени, подобных всенародных выборов главы государства не знала. Уж не по причине ли попрания народной воли россиян в связи с малодушным отступничеством Николая II в 1917 году наше Отечество не может избавиться от неустройства и социальных смут?

Однако не сразу после избрания царя на Руси стало спокойнее. До лета 1614 года на юге России проявлял активность атаман Иван Заруцкий. Несогласный с решением Земского собора, он отступил от Москвы на территорию Тульской области. После появления царских ратей, он отошел к Астрахани, где пытался организовать сопротивление новой власти. На севере мобилизованные для борьбы со шведами казаки подняли мятеж и принялись разорять территорию верхнего Поволжья. Достаточно крупный 5-ти тысячный их отряд под командованием атамана Баловня в 1615 году неожиданно подступил к Москве, но был отражен ярославской ратью воеводы Лыкова. В 1615 году в самое сердце России вторгся большой отряд пана Лисовского, который смог в районе Орла нанести поражение самому князю Пожарскому – герою 2-го ополчения. Затем «лисовчики» (2 тыс. человек) совершили глубокий рейд, описав гигантскую петлю вокруг Москвы (через Торжок, Углич, Кострому, Муром) и вернулись в Польшу. Последний удар по Москве в 1618 году нанесли поляки совместно с запорожцами гетмана Сагайдачного (отряд в 20 тыс. человек).

Смутное время было закончено с большими территориальными потерями для Руси. Смоленск был утрачен на долгие десятилетия; западная и значительная часть восточной Карелии захвачены шведами. Не смирившись с национальным и религиозным гнётом, с этих территорий ушло практически всё православное население, как русские, так и карелы. Русь потеряла выход к Финскому заливу. Шведы покинули Новгород лишь в 1617 году, в полностью разорённом городе осталось только несколько сотен жителей.

Смутное время привело к глубокому хозяйственному упадку. Во многих уездах исторического центра государства размер пашни сократился в 20 раз, а численность крестьян в 4 раза. В западных уездах (Ржевском, Можайском и т. д.) обработанная земля составляла от 0,05 до 4,8 %. Земли во владениях Иосифо-Волоколамского монастыря были «все до основания разорены и крестьянишки с жёнами и детьми посечены, а достольные в полон повыведены… а крестьянишков десятков пять-шесть после литовского разорения полепились и те ещё с разорения и хлебца себе не умеют завесть». В ряде районов, и к 20-40 годам XVII века населённость была всё ещё ниже уровня XVI века. И в середине XVII века «живущая пашня» в Замосковном крае составляла не более половины всех земель, учтённых писцовыми книгами.

Потребовалось несколько десятилетий, чтобы Россия восстановила свой потенциал и территорию (Смоленск возвращён в 1654 г., а выход к Финскому заливу в конце XVII века). Но, преодолевая последствия Великой смуты, Россия становилась гораздо более мощным государством, нежели прежде. И, возвращая территории, потерянные в годы Смутного времени, она возвращала и территории, потерянные ранее – Малоруссию, Белоруссию, Прибалтийские земли, Таврию, Молдавскую Русь, Западную Русь, Северный Кавказ, одновременно приобретая новые – Закавказье, Среднюю Азию, Дальний Восток. Ещё один вывод исходя из этого можно сделать. – Преодолевая очередной кризис, Россия становится более сильной и величественной. Так было после княжеских неурядиц и последовавшего за ними монголо-татарского нашествия, так должно стать и после нынешней Великой смуты!

 

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА

В 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери, 22 октября (по юлианскому календарю), был объявлен государственным праздником, который праздновался в течение трех столетий вплоть до 1917 года. К этой дате приурочен и День Народного Единства.

Согласно православному церковному календарю в этот день отмечается Празднование Казанской иконе Божьей Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году), приходящееся на 22 октября по юлианскому календарю. Из-за увеличения за прошедшие века разницы между юлианским и григорианским календарём этот день сместился на 4 ноября. Именно эта дата – 22 октября по юлианскому календарю, или 4 ноября по григорианскому календарю – выбрана в качестве дня государственного праздника в Российской Федерации с 2005 г.

Следует отметить, что при царе Алексее Михайловиче также стал использоваться трёхцветный красно-сине-белый флаг как официальный российский символ. На возможное существование ещё в 1674 — 1676 годах красно-сине-белого знамени указывал в 1927 году вексиллолог П.И. Белавенец: «Очень интересно знамя, потерянное при Нарве, бело-сине-красное, с золотым двуглавым орлом (об изготовлении таких знамён есть указание в архиве Оружейной палаты, они делались при Алексее Михайловиче для игр царевича Петра Алексеевича)». Обоснованием трёх цветов российского флага является то, что с 1654 года (Воссоединение Руси) русский царь стал носить титул "Государя Великой, Малой и Белой Руси". Красный цвет (основание флага) символизировал Великую часть Руси, синий - Малую, а белый - Белую. Замечу, что речь идёт не о трёх Русей (даже слово такое в множественном числе в русском лексиконе неприемлемо), а о единой Руси = Великой, Малой и Белой. Таким образом, День Народного единства и единение Великой, Малой и Белой Руси имеют смысловую связь. А трёхцветный красно-сине-белый флаг следует рассматривать в качестве символа единения Великой, Малой и Белой Руси и потому он одинаково приемлем для русского народа, проживающего в нынешнее время в Российской Федерации, Украине и Белоруссии!

 

 

 

Анатолий Филатов,

заместитель директора по науке

украинского филиала Института стран СНГ,

кандидат философских наук, доцент

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie