День Победы
Кого находил орден Славы
Символом героизма солдата вошёл орден Славы в историю Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Именно солдата, рядового воина, вынесшего все тяготы войны и проявившего массовый героизм и несгибаемую волю к победе в борьбе с врагом. Таким он навсегда остался в памяти народной
Идея учреждения ордена была высказана Верховным главнокомандующим И. В. Сталиным 20 июля 1943 года в ходе обсуждения проекта главного полководческого ордена «Победа» в наркомате обороны. В августе Техническому комитету Главного интендантского управления Красной Армии, возглавляемого генерал-лейтенантом С. В. Агинским, было поручено разработать проект ордена. Первоначально его предполагалось назвать именем П. И. Багратиона – героя Отечественной войны 1812 года, человека легендарной храбрости, любимого солдатами.
Тогда же была создана группа из девяти художников для подготовки эскизов ордена. За месяц они создали 26 проектов. Начальник тыла РККА генерал армии А. В. Хрулёв, ответственный за разработку эскизов орденов и медалей, отобрал четыре из них и 2 октября представил на утверждение Верховному главнокомандующему. Сталин остановился на эскизе Н. И. Москалёва, автора проектов ордена Кутузова, медали «Партизану Отечественной войны» и всех медалей за оборону городов СССР. Его эскиз представлял пятиконечную звезду, в центре которой было помещено изображение профиля П. И. Багратиона.
При подготовке эскизов разработчики исходили из того, что орден будет иметь четыре степени – столько же, сколько имели орден Святого Георгия и «знак отличия военного ордена» – знаменитый Георгиевский крест. Сталин решил сократить число степеней до трёх, как у орденов Суворова и Кутузова. Ему понравилась чёрно-жёлтая лента ордена – цветов дыма и пламени. Затем, заявив, что «победы без славы не бывает», предложил назвать новую награду орденом Славы, и в центре звезды изобразить Спасскую башню, а под ней на красной ленточке поместить надпись «Слава». Доработанный эскиз 23 октября был одобрен.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 ноября 1943 года орден Славы был утверждён. В один день с орденом Победы. Показательно – солдат и полководец получили новые награды одновременно. Своеобразный символ участия того и другого в одной совместной войне против общего врага.
В соответствии со статутом, «Орденом Славы награждаются лица рядового и сержантского состава Красной Армии, а в авиации и лица, имеющие звание младшего лейтенанта, проявившие в боях за Советскую Родину славные подвиги храбрости, мужества и бесстрашия». Вручался он только за личные заслуги, проявленные в боях. Орденом никогда не отмечались воинские части и соединения, а также организации и предприятия. Он предназначался для награждения миллионов храбрых бойцов – самой массовой части Вооружённых сил.
Статутом установлено награждение им по восходящему порядку, от низшего к высшему, как и почитаемым в России Георгиевским крестом. Сначала боец отмечается орденом 3-й степени, затем 2-й и 1-й степенью. В соответствии с таким подходом орден Славы 3-й степени изготовлялся из серебра, 2-й степени – из серебра с позолоченным центральным медальоном, 1-й – целиком из золота.
В статуте конкретно перечислены подвиги, за которые вручается эта солдатская награда. Перечень их довольно большой. Укажем лишь некоторые из них:
– ворвавшись первым в расположение противника, личной храбростью содействовал успеху общего дела;
– из личного оружия меткой стрельбой уничтожил от 10 до 50 солдат и офицеров противника;
– уничтожил ручными гранатами на поле боя или в тылу противника от одного до трёх танков;
– в результате личной разведки установил слабые места обороны противника и вывел наши войска в тыл противника;
– лично захватил в плен вражеского офицера;
– лично, с находчивостью и смелостью пробравшись к позиции противника, уничтожил его пулемёт или миномёт;
– пренебрегая личной опасностью, в бою захватил неприятельское знамя;
– из личного оружия сбил самолёт противника;
– в результате смелых, инициативных действий уничтожил в воздушном бою один или два самолёта противника.
Удостоенные орденов Славы всех трёх степеней имели право на присвоение воинского звания: рядовые, ефрейторы и сержанты – звания старшины; имеющие звание старшины – младшего лейтенанта; младшие лейтенанты в авиации – лейтенанта. Право награждать орденом Славы 3-й степени предоставлялось командирам корпусов и дивизий; 2-й степени – командующим фронтами и армиями. Награждение орденом Славы 1-й степени производилось только Президиумом Верховного Совета СССР.
Наряду с орденом Отечественной войны орден Славы часто вручался непосредственно на боевых позициях, сразу после совершения подвига. Это повышало авторитет награждения. Вместе с тем, затруднительно сказать, кто из воинов раньше других был отмечен орденом Славы 3-й степени. Ордена направлялись на разные участки фронта партиями и распределялись среди штабов соединений, имеющих право на награждение. Поэтому орден, вручённый раньше, нередко имел больший номер, чем орден, вручённый позже.
Самая первая информация о награждении орденом 3-й степени появилась 20 декабря 1943 года в газете «Красная Звезда». В ней говорилось о награждении сапёра 140-го стрелкового полка сержанта Г. А. Исраеляна орденом Славы 3-й степени приказом командира 182-й стрелковой дивизии за №052 от 17 ноября 1943 года, через девять дней после опубликования Указа об учреждении ордена.
Исраелян родился в Азербайджане. Он опытный воин, служил в армии с 1940 года, с первых дней войны сражался в Прибалтике, под Ленинградом, ранее его фронтовые успехи были отмечены орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги». К концу войны стал одним из полных кавалеров ордена Славы.
А орден 3-й степени №1 получил помощник командира взвода противотанковых ружей старший сержант Иван Харин, воевавший на 2-м Украинском фронте. При отражении танковой атаки он подбил три вражеских танка и два штурмовых орудия «Фердинанд».
Первыми орденом Славы 2-й степени были отмечены также сапёры – рядовые Сергей Баранов и Андрей Власов. В ночь на 28 ноября 1943 года бойцы в группе сапёров-разведчиков 665-го отдельного сапёрного батальона незаметно проделали в многорядных проволочных заграждениях шесть проходов и вывели к ним роты. В результате 385-я Кричевская стрелковая дивизия прорвала оборону противника с небольшими потерями.
Оба бойца закончили войну полными кавалерами ордена Славы.
Первыми ордена Славы 1-й степени были удостоены помощник командира взвода 110-й отдельной дивизии старший сержант Константин Шевченко и сапёр 1134-го полка 338-й стрелковой дивизии ефрейтор Митрофан Питенин (награждён орденом посмертно). Они открыли список полных кавалеров ордена Славы.
А орден Славы 1-й степени №1 был вручён командиру пехотного отделения 63-й гвардейской стрелковой дивизии гвардии старшему сержанту Николаю Залётову. Указ о его награждении был опубликован 5 октября 1944 года.
Всего за отличие в годы Великой Отечественной войны было совершено около миллиона награждений орденом 3-й степени, более 46 тысяч – 2-й степени и 2656 – 3-й степени.
В числе полных кавалеров ордена Славы четыре Героя Советского Союза. Это моряк П. Х. Дубинда, летчик И. Г. Драченко и артиллеристы А. В. Алёшин, Н. И. Кузнецов.
Кратко об одном из них.
Кузнецов был удостоен ордена Славы 3-й степени за участие в освобождении Севастополя. Тогда же был отмечен орденом Красного Знамени за установление красного флага на здании вокзала под огнём противника. Орден 2-й степени был вручён ему за отражение контратак врага на территории Литвы.
Звания Героя Советского Союза был удостоен за героизм и мужество, проявленные при штурме Кёнигсберга. На орудие Кузнецова вышли 10 фашистских танка, два из них он подбил. Но его орудие было повреждено. Кузнецов с товарищами перебежали к соседнему орудию, весь расчёт которого погиб, и открыл из него огонь по вражеским танкам.
После взятия Кёнигсберга Кузнецов воевал на Земландском полуострове, где и был представлен к ордену Славы 1-й степени.
Среди кавалеров всех трёх степеней – четыре женщины. Представим их: Н. А. Журкина – воздушный стрелок-радист 99-го отдельного гвардейского разведывательного авиаполка; Д. Ю. Маркаускене (Станиелене) – пулеметчица 167-го стрелкового полка; старшина Н. П. Петрова – снайпер 284-го стрелкового полка (погибла в бою близ Щецина); М. С. Нечепорчукова (Наздрачёва) – санинструктор 100-го стрелкового полка. Подвиги каждой из них вызывают восхищение.
Расскажем о Нечепорчуковой Матрёне Семёновне.
В Красной Армии и на фронте с апреля 1943 года.
1 августа 1944 года гвардии сержант медицинской службы Нечепорчукова преодолела реку Висла близ Гжибув (Польша) и в боях за удержание и расширение плацдарма оказала медицинскую помощь 26 раненым.
В районе города Магнушев (Польша) под огнём, рискуя жизнью, вынесла с поля боя офицера и эвакуировала в тыл. За эти заслуги награждена орденом Славы 3-й степени.
Несколько позже Нечепорчукова отличилась в боях при прорыве вражеской обороны на левом берегу Вислы: оказала медицинскую помощь 69 тяжело раненым бойцам и офицерам.
18 января 1945-го вместе с несколькими медработниками отразила атаку гитлеровцев и обеспечила эвакуацию 27 раненых воинов в госпиталь.
18 марта на левом берегу Одера оказала медицинскую помощь 51 раненому воину, в том числе 27 тяжелораненым. В результате была отмечена орденом Славы 2-й степени.
В составе того же полка при прорыве обороны противника на левом берегу Одера и в боях на берлинском направлении Нечепорчукова под огнём вынесла с поля боя 78 солдат и офицеров. Продолжала оказывать помощь, будучи раненой. Из пистолета сразила гитлеровца, пытавшегося вести огонь по раненым.
Этот подвиг Нечепорчуковой был отмечен орденом Славы 1-й степени.
После войны была демобилизована, поселилась в Ставрополье, работала по специальности.
Навсегда остался в истории Великой Отечественной войны один исключительный случай, когда все солдаты и сержанты целого подразделения были отмечены орденом Славы.
14 января 1945 года 1-й батальон 215-го полка 77-й гвардейской стрелковой дивизии стремительным броском прорвал сильно укреплённую позицию на Пулавском плацдарме за Вислой.
Воины захватили три линии обороны врага, обеспечили всем частям дивизии быстрое продвижение вперёд.
За этот боевой успех все рядовые и сержанты были удостоены ордена Славы 3-й степени, командиры взводов – ордена Александра Невского, командиры рот – ордена Красного Знамени.
Двадцатитрёхлетний командир батальона майор Б. Н. Емельянов стал Героем Советского Союза.
Решением Военного Совета 69-й армии батальон получил название «Батальон Славы». Единственный случай, когда все подразделение в полном составе за один бой было отмечено орденами.
Солдаты очень высоко ценили орден Славы. Его появление позволяло отмечать массовый героизм наших солдат, стимулировать их на новые подвиги.