logo

Хлебные крошки

Статьи

Русская Украина
Политика

Александр Елисеев, Львов

Дерусификация во Львове

Подобной антирусской истерии не было во Львове с 1990-1991 годов, когда она достигла своего пика. Строго говоря, русофобия не прекращалась на Западной Украине все это время.

Сегодня во Львове объявлена кампания по "дерусификации". Официально начало этой кампании было положено 9 марта 2000 года, во время митинга, посвященного дню рождения Т.Шевченко. Но еще 26 февраля некто В. Костырко в газете "Поступ" сначала говорит о необходимости адаптации русских к европейской культуре, а затем конкретизирует методы, с помощью которых "культурные галичане" будут "адаптировать некультурных русских": "... и не останется вскоре сухих верб, чтоб повесить на них ренегатских кацапских стерв!
Истреблять этих собак без милосердия — наш девиз, и мы будем уничтожать их без милосердия!". Этот опус, принадлежащий украинофилам, опубликован в их прессе в начале века. В 1914 г. они руками австрийцев осуществляли задуманное в Таллергофе и других концлагерях, где, в общем погибло около 130 тыс. галичан, считавших себя русскими.

Впервые на этом митинге прозвучали призывы проводить "дерусификацию" криминальными методами.

Бывший член бандеровских отрядов Шухевич призвал к погрому книжных лотков с русскими книгами. Кроме того, требовали выкинуть русские книги из библиотек, прекратить торговлю литературой и газетами на русском языке, запретить приезд во Львов исполнителей, поющих на русском языке, отключить "Наше радио" и телеканал "Интер". После этого последовало еще несколько митингов с подобными требованиями.

Однако все эти митинги были весьма малочисленными (не более 200-300 человек). Даже по признанию львовской прессы, галичане весьма равнодушно отнеслись к идее "дерусификации".

Несмотря на то, что власти отключили "Наше радио", в кафе не перестала звучать русская музыка, с лотков по прежнему бойко торговали книгами на русском языке, в газетных киосках не залеживались "Комсомольская правда", АиФ и весьма туго раскупались украиноязычные газеты Люди реализовывали одно из своих главных демократических прав — право выбора.

Национал-радикалы, десятилетием раньше пришедшие к власти на волне борьбы за демократию и права человека, теперь, "сбросив маски", требовали эту демократию отменить. Стало очевидно, что необходимо нечто из ряда вон выходящее, чтобы придать "дерусификации"

Увы, это экстраординарное произошло 8 мая на летней площадке около кафе "Цисарська кава" в компании из 7 человек находился львовский композитор И. Билозир. Между ними и компанией, расположившейся за соседним столиком, произошел конфликт. Речь шла якобы о том, что одни слушали пение на русском языке, а компания И. Билозира пела украинские песни. Конфликт, в котором И. Билозир играл далеко не главную роль и, более того, пытался примирить стороны, закончился тем, что проезжавший мимо милицейский патруль успокоил разгоряченные алкоголем головы. В районе полуночи И. Билозир со своим товарищем Б. Гнатовским отправились домой. По дороге на них напали двое человек, в результате чего И. Билозир с черепно-мозговой травмой оказался в больнице.

Сначала пресса сообщила о случившемся лишь как об очередном хулиганском нападении, которых, в последнее время, в городе случилось немало. Затем стал обыгрываться тот факт, что в этой драке участвовал сын одного из руководителей львовской милиции. И лишь примерно через неделю в газетах, как по команде, появляется версия — убили русские за то, что пел украинские песни. Кампания по "дерусификации" получала необходимый импульс.

Газеты, забыв о том, что виновных определяет только суд, приписали роль убийц двум молодым людям, находившимся в то время в кафе — сыну заместителя начальника львовской милиции Д. Воронову и его другу бизнесмену Ю. Калинину.

На следующий день в Галицком РОВД журналист Б. Гатовский проводил опознание возможных преступников. Среди представленных ему были Воронов и Калинин, и он их не его с Билозиром.

Виновны ли Воронов и Калинин, может определить только суд, причем суд независимый, на который не оказывают внешнего давления.

Во Львове же все получилось наоборот. Власти, пресса и национал-радикалы без суда и следствия объявили произошедшее политическим убийством на национальной почве. Об этом заявил никто иной, а глава администрации области С. Сенчук.

Очевидно, власти понимали, что последует после таких заявлений. Город оказался на грани гражданской войны.

Национал-радикалы попытались превратить похороны Билозира в "Варфоломеевскую ночь" для всех русских Львова. Во время того, как похоронная процессия направлялась к прокуратуре, в толпе раздавали листовки с призывом "Бей москалей!", "Смерть за смерть!". По дороге к памятнику Шевченко было разгромлено кафе "Цисарськакава", а на митинге приняли следующую резолюцию:
1. Строго наказать Ю. Калинина и Д. Воронова.
2. Уволить из всех силовых структур украинофобов.
3. Выселить из Львова оккупантов.
4. Прекратить теле- и радиопередачи на русском языке.
5. Запретить в общественных местах звучание русскоязычных передач и песен.
6. Провести референдум по вопросам (голосуют только галичане):
а) выселить всех оккупантов (русских);
б) уволить из силовых структур всех неукраинцев;
7. Провести общеукраинский референдум на тему долгов России Украине, которые оцениваются в 200 — 500 миллиардов долларов.

После этого молодчики из СНПУ и УНА-УНСО врывались в кафетерии, и, если там играла русская музыка, крушили аппаратуру. А. Шкиль, один из руководителей УНА-УНСО, заявил, что его организация осуществит самосуд над виновными.

Здание университета "Львовская Политехника" по ул. князя Романа было украшено надписью "Убей москаля". На стене, ограждающей резиденцию греко-католических иерархов на площади Св. Юра, надписи: "Смерть кацапам" и "Смерть русской культуре". В университете им. И. Франка создается организация "Молодежь против москализации".

Небезынтересна в данной ситуации позиция греко-католического духовенства. Оно ничего не сделало для того, чтобы утихомирить разыгравшуюся, выпускаемой епархией, появилась статья совершенно идентичная статьям в остальной прессе.

Надпись на университете "Львовская Политехника" не смывали в течение недели. Трудно поверить, что руководство столь рассеяно и не замечало ее существования.

Весьма красноречивыми были в этой ситуации заявления, сделанные семьей погибшего: "Подобный случай не единственный, а люди хотят спокойно ходить по улицам города! Язык? Игорь никогда не был шовинистом, он был интернационалистом". Ни одна из львовских газет этого не напечатала, напечатали лишь "Киевские ведомости".

В конце 80-х, в начале 90-х годов, когда во главе националистического движения "был РУХ, его лидеры на словах придерживались демократических воззрений. Иное дело, что после прихода к власти в Галичине в 1990 г., руководители РУХа трактовали демократические принципы весьма своеобразно.

Первыми об отказе от принципов демократии заявили лидеры УНА-УНСО в начале 90-х годов. С тех пор было весьма удобно списывать на крайних радикалов все безобразия, творящиеся во Львове. Теперь, наконец, пришло время "сбросить маски". Один из основателей Руха И. Драч в интервью "Независимой газете" признает, что общечеловеческие ценности для него не существенны.
Сегодня власти уже не считают необходимым делать вид, что они придерживаются демократических принципов.

Между ними и национал-радикалами нет теперь разногласий ни на словах, ни на деле. Требования выселить русских из Галичины — это теперь и требование властей.
Не откладывая в долгий ящик, львовские депутаты на своей сессии 15.06.2000 г. приняли Постановление, согласно которому объявляется мораторий на исполнение русскоязычных песен на улицах, площадях и в общественном транспорте.

Контролировать репертуар поручено милиции. Такого цинизма не было никогда.
Этим Постановлением власти показали, что решения пресловутого митинга будут воплощены в жизнь. Что же дальше? Закрытие русских организаций? Почва в этом деле уже подготавливаются представителями 4-х национал-радикальных партий: УРН (Украинская республиканская партия), УНА-УНСО, ХДП (Христианско-демократическая партия) и КУН (Конгресс украинских националистов).

Они обратились к вновь начальнику СБУ по Львовской области О. Войтовичу с требованием предоставить данные об антигосударственной деятельности русских организаций Львовщины, которые своей агрессивностью якобы дестабилизируют межнациональную обстановку во Львове. Далее будут требовать от властей выполнения еще одного пункта митинга: выселения русских из Львова?

С начала 90-х годов роль Галичины в Украине уменьшается. Это вполне естественный процесс. Значение, региона в конце, концов определяется развитием его экономики. В этом отношении Галичина сильно уступает юго-восточной Украине. Как высказался один западный экономист, на Украине есть только две конкурентоспособные вещи — земля и металлургия. Все это на востоке и на юге. В Галичине самая высокая на Украине безработица, регион живет практически за счет дотаций из других областей.

Пришедшие в 1990 г. к власти национал-радикалы во главу угла ставили идеологические, а не хозяйственные задачи. Во многом уникальная электронная промышленность, созданная в советское время, была разрушена в течение нескольких лет. Единственное, что могло бы приносить прибыль региону — туризм, — требует огромных капиталовложений. Да и привлечь избалованных западных туристов не могут такие страны, как Польша, Чехия, Венгрия, где туристический бизнес развит несравненно больше, чем в Галичине. Так что, остается надежда на туристов из бывшего СССР, но это, в первую очередь, Россия.

Однако проводить политику "дерусификации" и надеяться на приезд туристов из России может только сумасшедший.

Если же в экономике провал, то львовские лидеры делают очередную попытку "подавить" остальную Украину идеологически, благо есть свой единомышленник в правительстве — М. Жулынский...

То, что происходило и происходит в последнее время во Львове, носит не только ярко выраженный антирусский характер, но и, как это ни покажется странным на первый взгляд, антиукраинский.

Созданы два очень опасных прецедента. Это невыполнение решения высшего арбитражного суда страны региональными властям ми и официальное признание за гражданами Украины одной национальности больших прав чем у граждан Украины других, национальностей.

В первом случае это может привести к распаду Украины, ибо не выполнять решений центральных властей захотят все. Во втором случае это может привести к гражданской войне. Впрочем, сразу после провозглашения независимости Украины разочарованные мирным характером этого события говорили о том, что только независимость, добытая с кровью истинная независимость. Галичина вынуждена держать вещ восточную Украину в страхе и напряжении. Иначе однажды! Восточная Украина может отказаться ее кормить.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie