Дети еще знают, кто такие фашисты…
но уже не могут сказать, кто такие наши
День Победы — это действительно праздник со слезами на глазах. И с каждым годом, к сожалению, поводов для слез становится все больше. Уходят ветераны. Они как никто на этой земле заслуживают долголетия, но жизнь человеческая коротка. А остающимся приходится не только оплакивать своих фронтовых товарищей, но и защищать павших чуть ли не в боях. В боях за память и памятники.Каждый год нашим ветеранам жизнь подбрасывает «подарки» к празднику. Точнее, не жизнь, а стоящие у власти. В этом году отличились эстонские чиновники. Действовали они как мародеры. И никакие уверения, что погибших в годы войны просто перезахоронили, выбрав для них более подобающее место, тут не убеждают. Название эстонского закона, под букву которого попали могилы воинов-освободителей и памятник, — «О сносе запрещенных сооружений» — ярко свидетельствует о подлинных планах и умыслах.
И что же мировая общественность? Мировая общественность, осудившая в Нюрнберге фашизм и признавшая его преступлением против человечества, в большинстве промолчала. С резкой критикой эстонского руководства выступили только Россия и Центр Симона Визенталя, расследующий преступления нацистов.
Руководитель этого центра считает, что, «осуждая преступления против эстонцев всех конфессий и национальностей при советской власти, ни в коем случае нельзя забывать, что именно Красная Армия остановила массовые убийства, проводившиеся нацистами и их приспешниками из числа местных граждан, вплоть до освобождения Эстонии от оккупации нацистской Германией».
Об этом же написал и известный израильский писатель и публицист Исраэль Шамир: «Эстонцы не покаялись за свою массовую поддержку гитлеризма, за уничтожение еврейства (в отличие от соседних финнов, которые спасали своих евреев), за то, что самые лучшие эстонские парни пошли служить в СС, порабощать соседей. Немцы покаялись, покаялись даже французы, но эстонцы, вина которых пропорционально выше, — не покаялись. После победы в Эстонии была проведена денацификация — теперь эстонцы называют ее «сталинским русским террором», но она была крайне мягкой. В то время как англо-американцы убили три миллиона немцев уже после победы, заморили сотни тысяч в лагерях пленных, когда поляки и чехи депортировали закрытыми составами своих граждан только за то, что они были немецкого происхождения, когда во Франции после победы было казнено от сорока до ста тысяч коллабос (включая девушек, переспавших с немецким солдатом), русская денацификация Эстонии (а также Прибалтики и Западной Украины) была поистине бархатной, и — как мы видим теперь — явно недостаточной».
Вообще события в Эстонии можно назвать знаковыми для нашего времени и, к сожалению, для нашей страны, потому что у нас тоже изо всех сил стараются сделать из победителей побежденных. Вместо того чтобы воздавать ветеранам войны славу и почести (и не только раз в году к 9 Мая, а ежедневно), у нас призывают их мириться с коллаборационистами (так сейчас принято называть фашистских пособников).
Памятники воинам-освободителям на Украине пока не сносят, но память о войне стараются вытравить. Вспомните хотя бы инициативу Ющенко по отмене традиционного Парада Победы в 2005 году. А чего стоит его прошлогодний «Указ о мерах по восстановлению исторической справедливости по отношению к участникам вооруженной борьбы в Западной Украине в 20— 50-х годах прошлого века». Или более свеженький образец почитания ветеранов Великой Отечественной во Львовской области. Там ко Дню Победы ветеранам войны из госбюджета выделили 19 млн. грн., а воинам УПА из местного бюджета — миллион гривен. Если пересчитать эти суммы на человека, то получается, что каждый львовский ветеран войны получит около 140 грн., а ветеран УПА — 400 грн. Вот такое соотношение славы и почета в государстве, где усиленно насаждается тезис об организованной ОУН Украинской повстанческой армии, которая «вела вооруженную борьбу на двух, а точнее, на трех фронтах: и против немецкого нацизма, и против московского большевизма, да еще и против польского шовинизма». Видимо, поэтому вояки УПА и получают от государства в три раза больше, чем освободители от фашистских захватчиков. И ничего удивительного, что современные школьники уже затрудняются с ответом на вопрос, кто такие НАШИ, хотя еще могут сказать, кто такие фашисты. И это в Крыму, где два города-героя, где было такое уникальное партизанское движение, где столько людей уничтожено в годы оккупации, где столько крови советских солдат пролито за освобождение от фашистских захватчиков.
Наталья Киселева, Крымское время