
Диаспоральная политика Польши на "Восточных территориях"
В 2006 г. Варшава заявила о начале выполнения программы создания IV Речи Посполитой
В 2006 г. Варшава заявила о начале выполнения программы создания IV Речи Посполитой, что напрямую относится к Белоруссии и Украине, и непосредственно затрагивает интересы России в этих странах.По подсчётам польского МИД, вне пределов Польши проживает более 15 млн. поляков. Немалая их часть проживает на т.н. kresach wschodnich (т.е. «восточных территориях»), входящих ныне в состав Белоруссии, Украины, Литвы и России (Калининградская обл.). С распадом СССР Варшава всерьёз принялась за налаживание отношений с этническими поляками в постсоветских республиках. В политическом дискурсе появилось понятие «Полонии», т.е. Польского мира, объединяющего лиц польского происхождения вне зависимости от территории их проживания. Начиная с 1990 года, Сенат Республики Польши выделяет финансовые средства на развитие Полонии. И если изначально этим занималась только одна организация – ассоциация «Польская община», то к 2008 г. таких НПО насчитывалось уже более 75. Самыми крупными считаются «Польская община», «Semper Polonia» и Фонд «Помощь полякам на Востоке». На эти организации выделяется более 76% (17,1 млн. долл.) государственных целевых субсидий, направленных на поддержку польской диаспоры за рубежом. Сенат Польши чётко определил основные приоритеты в работе с Полонией – это развитие общеобразовательных проектов для поляков за рубежом (выделено 26% всех средств), и развитие польской культуры (выделено более 17% средств). 10% выделено на развитие и поддержку польских и про - польских зарубежных СМИ.
В 2006 г. Варшава заявила о начале выполнения программы создания IV Речи Посполитой, что напрямую относится к Белоруссии и Украине, и непосредственно затрагивает интересы России в этих странах. Проект предполагает формирование особого национально-культурного ландшафта в местах компактного проживания представителей польской диаспоры в рамках глобальной консолидации польской нации. Идеологами строительства IV Речи Посполитой введено понятие т.н. «Малой Польщизны», включающей в себя приграничные с Польшей земли, населённые преимущественно этническими поляками или про - польски настроенными католиками из числа белорусов и украинцев. В данной инициативе просматривается стремление создать религиозно – культурную среду с преобладанием польской культуры и католичества римского обряда. Польская ирредента в Белоруссии – самая крупная не ассимилированная община за пределами Польши и официально насчитывает 400 000 чел., однако польское внешнеполитическое ведомство говорит о 1,5 млн. поляков, населяющих Белоруссию, часть из которых будто бы утратила ощущение своей польскости. Поэтому инициативы Варшавы направлены, прежде всего, на возрождение польского духа, польской культуры и польского католицизма на белорусских землях.
Некоторые польские эксперты и политологи настоятельно советуют усилить религиозную составляющую польского присутствия на землях, как Западной Украины, так и Западной Белоруссии, призывая католический клир обращать больше внимания на политику, а не только духовное окормление своей паствы. Т.е. просматриваются попытки использовать католицизм в геополитических и стратегических целях. К примеру, в Белоруссии польские ксендзы уже составляют на данный момент 50% католического духовенства республики.
Варшава стремится к наращиванию этнического присутствия в Белоруссии более чем в два раза. На данный момент количество польского или про - польски ориентированного населения Белой Руси насчитывает около 15% и имеет тенденцию к увеличению. Население Западной Белоруссии официальной Варшавой рассматривается как «окраинные поляки», но ни в коем случае не русские. Поляки проживают преимущественно в Гродненской области, на западе Витебской и Минской областей, а также севере Брестской области. При этом в девяти из 16 районов Гродненской области поляки составляют от 21 до 51% населения, а в Вороновском районе Гродненской области поляков абсолютное большинство. В пяти западных районах Витебской области польское население составляет около 20%, а в Браславском районе Витебской области – порядка 50%.
Свою лепту в размывание этнического и духовного самосознания белорусов вносит т.н. Польский институт в Минске (ПИ), сотрудники которого обхаживают представителей белорусского дипломатического корпуса, политиков, учёных и интеллигенцию. Благодаря проектам ПИ населению республики прививается польский взгляд на историю взаимоотношений поляков и белорусов, с одной стороны, и поляков и белорусов с русскими, с другой. Особое внимание уделяется общему культурному наследию Речи Посполитой и Белоруссии, а также общей истории, положительное отношение к которой, по мнению польских экспертов, необходимо внедрять в белорусское сознание.
Заметна возросшая активность поляков и на Украине. По данным переписи населения Украины 2001 г. количество лиц польской национальности составляет 144,1 тыс. человек (0,2% населения). Официальная Варшава рассматривает их как потенциальных союзников в продвижении своего влияния в самой Украине. Наибольшее количество поляков проживает в Житомирской и Хмельницкой областях. Немалое их количество имеется в Ивано – Франковской, Львовской, Тернопольской областях. На Юге и Востоке Украины общее количество лиц польской национальности невелико, однако достаточно для создания региональных польских организаций. Такие организации существуют практически по всей юго – восточной Украине: в Днепропетровской, Одесской, Кировоградской, Донецкой, Николаевской областях и в Крыму. На Украине издаётся более 20 печатных изданий полонийных организаций.
Гуманитарные проекты Варшавы выходят далеко за рамки приграничной полосы. Польша инициирует возникновение не только полонийных организаций просветительской направленности, но и налаживает работу с интеллектуалами, результатом чего явилось учреждение организаций польских учёных на Украине, с которыми периодически контактируют представители польского дипломатического корпуса. Перед руководителями полонийных организаций поставлена задача проникновения в органы местного самоуправления для лоббирования интересов польской диаспоры и налаживания партнёрских отношений с польскими городами на уровне административно – территориальной единицы (институт городов – побратимов). Для этих же целей члены польской диаспоры учреждают небольшие экономические предприятия и фирмы, которые в дальнейшем призваны перевести организации на частичную самоокупаемость. Некоторые совместные польско – украинские фирмы (как правило, неприметные, со штатом не более 4 – 5 человек) используются польской разведкой для сбора интересующей информации. В Киеве действует Польский институт (аналогичный минскому), а все гуманитарные проекты, реализуемые Варшавой, курирует Генеральный консул Республики Польши на Украине Гжегож Опаленский.
Отмечены случаи вербовки на территории Польши легальных и нелегальных иммигрантов с Украины. И если по итогам 2008 года Польша сократила выдачу виз украинцам на рекордные 40% (до 350 тыс.), то уже в 2009 г. польские консульства увеличили выдачу виз украинцам на 17% (до 410 тыс.). В целом польские консульства в государствах, которые имеют непосредственную границу с Польшей (Украина, Белоруссия, Россия), выдали около 700 тысяч виз. Делается ставка и на работу дипломатического корпуса. Польские консульства располагаются в Киеве, Львове, Луцке, Харькове и Одессе. С 6.02.2010 ещё одно консульство Республики Польша открылось в Виннице. Теперь Варшава прилагает усилия для открытия очередного консульства в Симферополе, что связано с намерением поляков проникнуть в Крым, но пока безуспешно.
Как и в Белоруссии, на Украине Варшава также делает ставку на католицизм. В стране уже зарегистрированы Молодежный центр «Дон Боско» Салезианского ордена (Одесса), чьими партнерами выступают Салезианский миссионерский волонтариат (Краков), Салезианский Миссионерский Центр (Варшава), Католический фонд «Каритас Амброзиана» (Милан), Приход св. Маурицио в Солбиате Арно (Италия), Молодежный Центр Дон Боско (Коростышев), Церковь Пресвитериан (Одесса). Активную позицию занимает Орден капуцинов (Киев). Орден считается одним из наиболее активных, с разветвленной сетью монастырей Братьев Меньших Капуцинов по всей Украине (Красилов, Староконстантинов, Киев, Днепродзержинск, Днепропетровск, Винница). Не отстает от него Орден доминиканцев (Киев). Кроме того, свои монастыри Орден доминиканцев разместил в Ялте, Фастове, Черткове. По данным папского ежегодника «Annuario Pontificio», общее число католиков (всех обрядов) на Украине составляет сегодня около 5 млн. чел. (около 10% населения). Официальная статистика Ватикана фиксирует определенный рост числа католиков на Украине за последние годы.
На территории Украины (и Белоруссии) польские НПО приступили к реализации проекта "Полонийная Биржа Труда". Главная цель проекта - помощь по трудоустройству молодёжи польского происхождения и выпускников ВУЗов из стран Центральной и Восточной Европы в заграничные филиалы польских фирм, либо в местных предприятиях, заинтересованных в сотрудничестве с Польшей, что способствует выработке эффективной политики лоббирования экономических интересов польского государства.
Выводы: устремления Польши отодвинуть духовно – политическую разделительную линию между Русским миром и католической Польшей дальше на восток несут угрозу интересам России. Агрессивный прозелитизм католических орденов обусловливает укрепление польского влияния не только в западных, но и центральных регионах Украины и Белоруссии. Православное духовенство должно занимать более активную позицию в этом вопросе. Необходимо, чтобы усилия Русской Православной Церкви не ограничивались собственно белорусскими и украинскими землями. В Польше насчитывается 400 тыс. православных (1% населения). Местами их компактного проживания являются приграничные с Белоруссией и Украиной польские воеводства. Активная работа с польской православной общественностью позволит создать этническую прослойку, духовно ориентированную на Россию, что немаловажно. К примеру, в условиях размывания этнических границ между западными белорусами и восточными поляками православный ареал, захватывающий к тому же земли нынешней Польши, послужит «площадкой», на которой сможет укрепиться православное влияние.
В отличие от России, Польша давно обозначила контуры работы со своими соотечественниками в России, Белоруссии, Молдавии, республиках Средней Азии и на Украине. Польский МИД дал чёткое концептуальное определение, кто относится к соотечественникам, а кто таковым не считается. Польские власти активно реализуют программу «Карта поляка», в то время как «Карта русского» так и осталась до конца не реализованным начинанием.
Во взаимодействии с польскими НПО в постсоветских республиках поляки предпочитают методы «челночной демократии», лично контактируя с нужным человеком или работая на грантовой основе. В то же время российская сторона в работе с соотечественниками занимается затратным и нецелесообразным сооружением пирамидальной структуры, где низовое звено в лице городских и районных ячеек подчинено областным штабам, которые, в свою очередь, подчиняются главному органу на общегосударственном уровне. Как следствие, возникают десятки организаций-фантомов, которые зачастую включают одного – двух человек, и создают иллюзию массовости про - российского культурного и гражданского движения. Без изменения и оптимизации методов работы с российскими соотечественниками на Украине и в Белоруссии России будет сложно нейтрализовать противодействие польских (и других западных) НПО.