Дилемма Януковича
После прихода к власти в Киеве «пророссийского» Виктора Януковича Украина осталась прежней
Скандал во Львове, когда в День Победы молодые националисты напали на ветеранов войны, обострил извечный вопрос российской внешней политики последних 20 лет: что нам делать с Украиной?Обещанный украинскими властями «поиск виновных» затягивается, никто из тех, кто оскорблял ветеранов, срывал с них георгиевские ленточки, топтал отобранный у российских дипломатов венок, так и не был наказан. Впрочем, иного развития событий ожидать было трудно.
Чудес не бывает. После прихода к власти в Киеве «пророссийского» Виктора Януковича Украина осталась прежней. Расколотой на несколько частей, среди которых – ненавидящий «москалей» Запад и тяготеющие к Москве русскоязычные Юг и Восток.
В пяти «западенских» областях, настроенных наиболее радикально (Львовская, Тернопольская, Ивано-Франковская, Волынская, Ровенская), живет лишь 15% украинского электората. Но так уж повелось, что после распада СССР именно «западенцы» в значительной степени определяли идеологию нового государства. К ним прислушивался Леонид Кравчук, их боялся Леонид Кучма, их лозунги взял на вооружение Виктор Ющенко.
Вот и Янукович вынужден с ними считаться. Хотя прекрасно понимает: на Западе живут его непримиримые оппоненты, которые никогда не примут ни самого президента, ни его донецкую команду. Но Виктор Федорович старается вести себя как президент всей Украины – и избравшей его Восточной, и отвергшей его Западной.
Раскола страны одинаково боятся и «оранжевые», и «бело-голубые». Поэтому и нет жесткой реакции Киева на беспредел, учиненный львовскими националистами в День Победы. Януковичу легче пережить ворчание Москвы, чем обвинения в предательстве украинских национальных интересов, в капитуляции перед соседом.
Кто-то в России такую позицию понимает и оправдывает, кто-то – возмущается. По отношению к Януковичу и его команде в российской властной элите четко наметились два подхода.
Сторонники одного убеждены, что Януковича надо поддержать, не акцентируя внимания на противоречиях, которые неизбежно возникают между любыми соседними государствами. Надо видеть главное, доказывают они: новый украинский лидер дружественно настроен по отношению к России. В отличие от Виктора Ющенко, он не станет искусственно создавать проблемы и давить на болевые точки, не сделает стратегическим партнером Михаила Саакашвили, не будет утверждать, что голодомор – геноцид украинского народа, не провозгласит Степана Бандеру национальным героем.
Приверженцы другого подхода не скрывают разочарования новыми украинскими властями. Предвыборные обещания повысить статус русского языка Янукович не выполнил, в Таможенный союз вступать отказывается, по ценам на газ торгуется отчаянно. В общем, «пророссийский» политик он только на словах, на деле же – жесткий государственник, отстаивающий интересы Украины. И порой – в ущерб России.
Как вести себя с Киевом? На этот вопрос Москва так и не дала окончательного ответа – прежде всего, самой себе.
Один путь – давить на Януковича, применяя в первую очередь экономические рычаги. Добиваться обуздания «западенских» националистов и признания русского вторым государственным языком.
Другой путь – пойти навстречу украинским властям, снизить цены на газ, помочь им решить бюджетные проблемы. Признать, что команда Януковича – наиболее дружественная России часть украинской политической элиты. Более лояльного Москве президента на Украине все равно не будет – по крайней мере до тех пор, пока там сохранятся свободные выборы и относительная демократия. Если Янукович и зло, то явно наименьшее из всех возможных. А значит, его надо поддерживать.
Какая точка зрения возобладает в Москве, зависит от многих обстоятельств. В том числе и от того, как отреагирует украинская власть на львовский скандал, задевший до глубины души многих россиян. К чему, собственно, и стремились организаторы провокации. Они хотели устроить испытание на прочность отношениям Москвы и Януковича. И устроили.