logo

Хлебные крошки

Статьи

Елена Новикова

Дискуссия продолжается

Бывшие эсэсовцы хотят памятник

В эстонском городе Пярну в настоящее время кипят страсти вокруг скандально известного в республике памятника. В июле 2002 года по инициативе ветеранов 20-й дивизии СС "Wiking" и "Союза павших за свободу Эстонии" в городском парке Пярну был установлен барельеф в память об эстонцах, в годы Второй мировой войны воевавших на стороне гитлеровской Германии. Точнее, в составе 20-й дивизии СС "Wiking", сформированной из эстонских солдат по приказу рейхсфюрера СС Г.Гиммлера. Эта дивизия участвовала в боях с советскими войсками под Нарвой. Подпись на барельефе, изображающем эстонского бойца с немецким автоматом, гласила: "Всем эстонским воинам, павшим во второй осовободительной войне за родину и за свободу Европы 1940-1945 гг.". Местный краевед Лео Таммиксаар, автор работ, посвященных эстонских легионерам, создатель соответствующего музея и автор барельефа, был очень разочарован, когда после грандиозного скандала городские власти были вынуждены демонтировать его творение, поскольку европейские туристы не могли понять, почему в центре Пярну возвышается барельеф с эсэсовской символикой. Бывшие солдаты "Нарвского батальона" и дивизии СС "Wiking" долго не могли смириться с демонтажом барельефа, называя это "актом вандализма", ущемляющим их "конституционные права и свободы" и нанесшим "ущерб чести и доброму имени". Они обвинили (!) городские власти Пярну в поддержке русских оккупантов (имеются в виду те, кто освободил Эстонию от фашизма), аргументируя тем, что до сих пор в городском парке Пярну никто не покушается на памятник бойцам советского истребительного батальона 1941 г. и на монумент "Участникам антигосударственного коммунистического мятежа 1924 г.".

Пока бывшие эсэсовцы в знак протеста приносят цветы к подножию демонтированного памятника, городская управа раздумывает над тем, как удовлетворить требования бывших солдат 20-й дивизии СС "Wiking" и письмо из Министерства культуры, в котором говорится, что "нельзя увековечивать память павших за свою родину эстонцев в виде, оскорбительном для жертв Второй мировой войны и нынешней Германии". В Министерстве культуры Эстонии считают, что направленность символики и подпись под барельефом "противоречит принятым в Европе ценностям" и может нанести вред репутации страны.

Сама же по себе дискуссия в эстонском обществе по данной проблеме с теми, кто в годы Второй мировой войны совершал преступления против человечности свидетельствует о том, что общество это глубоко больно. Почему-то активные поиски эстонских следственных органов не распространяются на период с 1941 по 1944 год, когда республика была оккупирована нацистской Германией. А зря. Эстонцы, носившие эсэсовскую форму, проводили геноцид в отношении местных русских, украинцев, белорусов, евреев и представителей других национальностей. В последнем ежегодном отчете Центра Симона Визенталя говорится: "В годы Второй мировой войны здесь было создано четыре полицейских подразделения, занимавшихся геноцидом. Власти современной Эстонии не провели еще ни одного расследования, хотя известно, что здесь были уничтожены не только местные еврейские общины, но и расстреляны тысячи евреев из других стран". Кроме того, полицейские подразделения Эстонии участвовали в массовых расправах над гражданским населением в Польше, Белоруссии и других регионах оккупированной части СССР. Как бы то ни было, в нормальном демократическом обществе бывших эсэсовцев судили бы, а не дискутировали с ними по поводу подобных памятников.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie