logo

Хлебные крошки

Статьи

Прибалтика
Экономика
Прибалтика

Оксана Петренко

До пенсии — как до Луны

На что надеяться нынешним 50–летним в Латвии

Письмо Ирины КОНОНОВОЙ рассказывает не только о личных проблемах читательницы. Оно — крик души 50–летних, тех, кто остался без работы в трудные 1990–е годы, от кого закон все отдаляет и отдаляет заслуженную пенсию…

"Я родилась в Латвии, в городе Лиепае, в 1958 году. Но случилось так, что я – негражданка: отец был военный. Однако я выросла и училась в Латвии, работала здесь и никогда не думала менять место жительства. Трудовой общий стаж — 37 лет, из них 13 лет я работала на заводе, припаивала к платам металлические выводы. Работа была вредная, к нам в цех приходили работать женщины, даже инженеры, чтобы больше заработать на пенсию и уйти пораньше — в 50 лет.

Вот и я мечтала о том, что уйду на пенсию в 50 лет и найду тихую спокойную работу, сторожем в детском садике, например. Получала хорошую зарплату, платила налоги… Мы рассчитывали на досрочную пенсию, но нас постигло горькое разочарование. Хотя и в советское время тоже не любили давать льготы. В 1985 году нам сняли "вредность". Но все равно оставалась надежда уйти на пенсию в 55 лет"…

Нет нужды описывать тревоги и волнения, которые испытала Ирина, когда после 1997 года законодательно начали увеличивать возраст выхода на пенсию. По чуть–чуть — до 62 лет. И вот теперь с 2014 года начнется новое увеличение пенсионного возраста — до 65 лет. Последнее ли?

"Нас довели до того, что мы, еще достаточно молодые люди, завидуем старикам, которые уже на пенсии и ежемесячно получают стабильную сумму, — пишет Кононова.

— Здесь же хоть лоб расшиби — не устроишься на работу, хоть какую!"
Причина такого отчаяния в том, что Ирина два года назад осталась без работы — закрылся перерабатывающий цех, в котором она трудилась последние 5 лет. Более того, она не смогла получить пособие по безработице, потому что оказалось, что последний год хозяин не перечислял за рабочих взносы социального страхования.
— Я помню, он давал подписать какой–то договор, а оказалось — не тот: надо трудовой, а это — о занятости, — рассказала Ирина. — А это — филькина грамота, по ней разве что какие–то деньги можно требовать при увольнении…

Тогда Ирина начала лихорадочно считать: может быть, все–таки ей положена какая–то льгота за вредные условия труда, может быть, можно будет уйти на пенсию досрочно?

Она обратилась в филиал Госагентства социального страхования (VSAA), чтобы узнать о своей ситуации. Инспектор заверила, что ни о какой вредности речи нет, а возраст ее, увы, не позволяет уйти на досрочную пенсию. Через 5 лет, согласно новым изменениям в пенсионном законе, она сможет запросить пенсию за общий трудовой стаж — 35 лет.

Ирина предполагала, что догонит время и уйдет на половинную досрочную пенсию хотя бы в 60 лет. Два года как–нибудь перекантуется — случайными заработками. Ведь куда она ни обращалась, везде сообщали, что ищут работников до 40 лет. А остальным что делать?

"Еще 8 лет до пенсии я не протяну!" — в отчаянии написала еще одна наша читательница.

— Нельзя менять законы так часто, на протяжении 15 лет! — убеждена Ирина. — Люди планируют свою жизнь, рассчитывают силы, в конце концов, а тут — бац, и все поменяли!

Комментирует ситуацию юрист Александр ВОРОНОВ:

— К сожалению, Ирине, родившейся в Латвии, не повезло с изменениями в законодательстве. До 1 января 2012 года для всех женщин, работавших на тяжелых и вредных работах, совместно действовали две гарантии закона "О государственных пенсиях". А она, как ясно из письма, какое–то время работала на вредном производстве.

Первая гарантия заключена в п. 9 переходных правил к закону. Он устанавливает право на пенсию с облегченными условиями, то есть — право выхода на пенсию, начиная с возраста в 51 год. После пенсионной реформы Андриса Шкеле этот возраст начал повышаться каждый год на полгода, и в 2012 году достиг бы 58,5 лет. Но срок действия этой нормы истекал 1 января 2012 года.

П. 48 переходных правил к закону гарантировал некоторым категориям работников возраст выхода на пенсию еще на 5 лет раньше, то есть в данном случае в 2012 году это было бы 53,5 года. Срок действия этой нормы также закончился 1 января 2012 года.

8 декабря 2011 года Сейм проголосовал за поправки к закону "О государственных пенсиях", которые продлили срок действия первой гарантии на два года. А второй пункт не продлили, и таким образом возраст выхода на пенсию работавших во вредных условиях увеличился на 5 лет. Так депутаты заботятся о благополучии и здоровье своих жителей.

Оставшаяся льгота, по нынешней редакции закона, будет действительна только до 1 января 2014 года, когда даме будет 56 лет, и она еще будет молода для пенсии.
Более того, читательница подпадает и под новую схему увеличения пенсионного возраста. В любом случае она выйдет на пенсию только в 2023 году, когда ей исполнится 65 лет. Возможно, к тому времени сохранится закон о досрочных пенсиях.
Читательница справедливо упрекает законодательную систему в частой смене статей законов. Здесь действительно нарушается принцип правовой определенности, утвержденный в первой статье Конституции…

трудовой конфликт

Несогласных — уволить?!

Работники все чаще попадают в ситуацию, когда чувствуют себя рабами…

Вот характерный трудовой конфликт, о котором нам написала Анна И.:

"Начальник пришел и сообщил, что хозяин предприятия хочет урезать нам зарплаты, и показал договора, которые мы должны подписать. Кто–то взялся за ручку и поспешил поставить подпись, философски заметив: хорошо еще, мол, что не уволили. Но я сказала, что посоветуюсь с юристом. На что мой непосредственный начальник хмыкнул: "Ну–ну! Рискни здоровьем!"…"

Анна написала, что слышала о том, что изменять установленную договором зарплату можно только по согласию обеих сторон. Если она не подпишет документ, то урезать ее зарплату не могут. Читательница спрашивает, может ли она не подписывать договор, или ее уволят за строптивость?

Юрист Александр ВОРОНОВ поясняет:

— Несогласие работника выполнять те же обязанности и делать тот же объем работы за более низкую зарплату является нормальной реакцией человека, и добровольно на это никто не пойдет.

Действительно, законодательно отношения между работником и работодателем являются договорными, двухсторонними, что предусматривает определенные обязательства друг перед другом, а также порядок внесения изменений в эти договорные отношения, который прописан в Законе о трудовом договоре.
Закон установил следующие причины, по которым работодатель может прервать трудовые отношения с работником:

* если работник продолжительное время болен (более, чем позволяет законодательство);
* если по какой–то причине невозможно продолжить трудовые отношения;
* если работник не справляется со своими трудовыми обязанностями на протяжении долгого времени;
* находится на работе в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения;
* игнорирует распоряжения работодателя;
* совершил кражу;
* своим поведением вызвал недоверие третьих лиц по отношению к работодателю;
* целенаправленно причинял ущерб работодателю или его имуществу;
* нарушил правило хранения должностной тайны.

Пункта о несогласии с предложенным сокращением зарплаты нет, значит, закон разрешает не подписывать навязанный договор. А уж как потом сложатся отношения упрямого работника и начальства — это закон не регламентирует…

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie