Додумается ли Казахстан удержать русских?
О последствиях эмиграции славян казахским элитам стоит задуматься уже сейчас
Обострившаяся в последнее время тема президентских выборов в Казахстане является одним из главных факторов, привлекающих внимание к русскому вопросу. С одной стороны, русские до сих пор составляют около четверти населения страны и потому являются значимой частью электората, а с другой, их продолжающаяся эмиграция способна со временем коренным образом преобразить этнокультурный облик республики. Между тем смена главы государства, которая так или иначе в обозримой перспективе должна произойти и которая сейчас активно обсуждается, заставляет задуматься не только о ближне- и среднесрочных, но и о долгосрочных перспективах развития страны.В ноябре известная казахстанская Интернет-газета «Zona.kz» опубликовала материал «Как распаковать чемоданы», лейтмотивом которого являются опасения за последствия резкого сокращения численности европейского населения республики. По словам автора статьи Р. Темиргалиева, «не составляет секрета тот факт, что русское население Казахстана продолжает сокращаться с каждым годом». Однако власти почти не обращают на эту проблему внимания, утверждая, что препятствовать русским в их желании переехать на историческую родину они не могут.
В качестве «успокоительного» эксперты и чиновники приводят тезис о том, что в последние годы ситуация с эмиграцией русских стабилизировалась. Те, кто хотел уехать, уже уехали, а поскольку социально-экономическая ситуация в последнее время улучшилась, процесс эмиграции будет теперь идти не такими высокими темпами, и численность европейского населения Казахстана будет сокращаться гораздо медленнее. Тем самым допускается весьма распространенная ошибка – тенденции, которые сложились в настоящем, без каких-либо поправок экстраполируются в будущее. Между тем, существует ряд социальных факторов, которые могут резко изменить ситуацию.
В 1990-е гг. Казахстан действительно пережил настоящий шквал эмиграции европейского населения, которое накануне распада СССР опережало по численности самих казахов. Три восточнославянских этноса – русские, украинцы и белорусы не только были относительным большинством, но и составляли большую часть занятого населения, особенно в промышленности и зернопроизводящих хозяйствах Северного Казахстана, обеспечивая функционирование республиканской экономики. Однако с распадом СССР значительная их часть предпочла покинуть Казахстан. Пик эмиграции пришелся на первые три постсоветских года. В течение 1992-1995 гг. из республики ежегодно уезжало более 300 тыс. чел., а в 1994 г. число эмигрантов достигло 477,1 тыс. чел., превысив население Атырауской (бывшей Гурьевской) области. Во второй половине десятилетия объемы эмиграции несколько сократились, увеличившись лишь в 1997 г., когда они достигли 299,5 тыс. чел. Всего же в 1991-1999 гг. из страны уехало 2,6 млн., въехало – 755 тыс., так что миграционная убыль населения составила 1,8 млн. чел.
В течение первого десятилетия 2000-х гг. миграционная убыль населения Казахстана резко сократилась. С 2000 по 2007 г. она составила всего 218 тыс. чел., что более чем в 8 раз меньше показателей 1990-х гг. С 2004 г. миграционный отток сменился притоком, и население страны в результате миграций стало расти. В 2004-2007 гг. его численность под влиянием миграционного обмена выросла на 69,5 тыс. чел. Однако огромной убыли предшествующих лет это, конечно же, не компенсировало. На протяжении 1991-2007 гг. население Казахстана в результате миграций сократилось более чем на 2 млн. чел., что составляло 1/8 его жителей накануне распада СССР.
Мигрировать в Казахстан с середины 1990-х гг. стали отнюдь не русские и другие европейские этносы. Приток населения был обеспечен за счет реализации государственной программы по возвращению зарубежных казахов (оралманов), около одного миллиона которых после распада СССР перебралось в Казахстан. Что касается русских, то их численность продолжала сокращаться, хотя и не столь высокими темпами, как раньше. В течение 2000-2008 гг. из Казахстана в Россию эмигрировало 1070,6 тыс. чел., а «чистый» миграционный отток на территорию РФ за это время составил 877,9 тыс. чел. Минимальной точки убыль населения в результате эмиграции в Россию достигла в 2003 г., когда она составила всего 15,5 тыс. чел. Однако уже в следующем году эта цифра увеличилась почти вдвое и достигла 27,6 тыс. Более того, на протяжении 2006-2008 гг. миграционный отток из Казахстана в Россию устойчиво, хотя и небольшими темпами, возрастал, составив в 2008 г. 32,5 тыс. чел.
В целом же русское население за годы независимости сократилось в полтора раза. И при всем этом русские пока являются вторым по численности этносом, уступая лишь казахам (10,1 млн.).
Надеяться на то, что миграционная ситуация в ближайшее время измениться и отток русских из Казахстана хотя бы заметно снизится, не стоит. Курс на построение казахского национального государства и усиление националистических настроений среди части казахского общества не оставляют на это шансов. Несмотря на официальные заявления о равенстве и межнациональном согласии, русские занимают в Казахстане неравноправное положение. В составе правящей элиты их практически нет, а среди государственных служащих доля славян крайне низка. Еще более чувствительным является введение государственного (казахского) языка, создающее для европейских народов этнокультурный дискомфорт. Отсутствие социальных перспектив, а также не самое лучшее состояние системы образования заставляют русских отправлять своих детей учиться в Россию, где они остаются работать и жить.
Свою роль могут сыграть и притягивающие факторы в самой России. Даже в условиях нынешней программы переселения соотечественников на территорию РФ, крайне забюрократизированной и вызывающей многочисленные нарекания, жители Казахстана стабильно лидируют в числе ее участников. Простое распространение действия этой программы на всю территорию России способно значительно увеличить количество переселенцев. Помимо этого можно использовать и другие стимулы – увеличение выплачиваемых пособий, предоставление жилья, работы и т.п. Собственно говоря, иной возможности быстро восполнить потери сокращающегося русского населения у России пока нет, так что привлечение соотечественников придется в любом случае активизировать. И Казахстан, являющийся вторым после Украины резервуаром русского населения, призван сыграть в этом процессе особую роль.
Безусловно, все русское население из Казахстана в средне- и даже долгосрочной перспективе не уедет. Для этого военно-политическая ситуация в республике должна полностью выйти из-под контроля, как это произошло в начале 1990-х гг. в Таджикистане. В той же Киргизии, где ситуация давно уже далека от стабильной, а с весны и вовсе стала слабо контролируемой, эмиграция русских пока не приняла лавинообразного характера. Но даже если численность русских продолжит сокращаться на 15% каждое десятилетие, через 30 лет их останется в Казахстане не более 2 млн. А это кардинально изменит социальный и культурный облик республики, которая будет вынуждена компенсировать потери рабочей силы за счет зарубежных мигрантов. О последствиях эмиграции славян казахским элитам стоит задуматься уже сейчас, пока они в стране еще есть.