logo

Хлебные крошки

Статьи

Русская Украина
Политика

Татьяна Данилова

Дом в Крыму – Крым в дыму

Обстановка в Крыму накаляется, и вовсе не от лучей южного солнца

Представьте себе, что однажды вы просыпаетесь погожим воскресным утром, открываете глаза… Нет, лучше бы вы этого не делали, ибо то, что предстало перед вашим свежим взором – ни в какие рамки… Да и какие рамки могут быть у сна или бреда, – беспредел да и только. Так вот: открываете вы глаза, а в вашем доме полным-полно каких-то незнакомых людей весьма агрессивного вида и настроя, и они орут на вас, требуют от вас такого, с чем ваше миролюбивое сознание никак согласиться не может. Например, чтоб вы убирались подобру-поздорову из собственного дома и чем быстрее, тем лучше. Что можно было бы посоветовать человеку, оказавшемуся в подобной ситуации? Повернуться на другой бок и попытаться снова заснуть? Обратиться к психиатру? Да, это были бы оптимальные варианты. Но они не панацея. Потому что все это не сон, не бред, а явь. Более того – это, как оказалось, только начало… Из письма в крымскую республиканскую прокуратуру и редакцию газеты "Крымская правда" Скабеева А.А., проживающего по адресу: АРК, г. Симферополь, ул. Воровского, 7, кв. 14-а (даем в сокращении): "…16 июля 2003 года около 15.00 меня догнала иномарка около моей квартиры. Из нее вышли трое мужчин татарской национальности, окружили меня и агрессивно с напором стали требовать отдать им ключи от моего двора и немедленно освободить территорию… На мой естественный отказ… и просьбу представиться, а иначе я обращусь в милицию, последовали угрозы привести сюда толпу мусульман, снести ворота и забор, захватить двор… Дело в том что я и моя семья являются законными собственниками квартиры № 14-а по улице Воровского, 7, с 1999 года. А так как квартира без удобств, то на приквартирной территории находятся все необходимые хозяйственные постройки и коммуникации – туалет, сарай, водопровод, сливная яма. Это зарегистрировано в БТИ. Но представители мусульман Крыма утверждают, что на территории наших построек находится могила святого Салгир-бабы (квартира же в нынешнем виде существует с 50-х годов). И это, по их мнению, достаточный повод для захвата территории. Вот уже 4-й год нам нет покоя, нас постоянно терроризируют. А ведь у нас несовершеннолетня дочь (12 лет), все это негативно сказывается на ней, ребенок пугается всякого стука в калитку, панически боится оставаться дома одна… Мы опасаемся агрессии со стороны религиозных фанатиков, а вот теперь дело дошло до прямых угроз…" Казалось бы, речь идет об элементарном хулиганстве, – ан, нет! Хозяину этого частного, законным образом приватизированного домовладения здорово не повезло. Когда он вселялся в эту далеко не самую благоустроенную квартиру, вряд ли его кто-то поставил в известность, что у него во дворе, аккурат на месте сарая – могила крымско-татарского святого(!). Так что здорово он влип. И куда теперь деваться? Нет, новое жилье его семье, конечно же, обещают, но обещанного, как известно, три года ждут… Вот он и ждет. Зато агрессивно настроенные фанатики ждать не хотят. Из официальных сообщений: "В 2004 году в Симферополе будет восстановлено священное для мусульман место – могила святого Салгир-бабы. Горисполком Симферополя рассматривает вопрос выделения Верховному управлению мусульман Крыма дворика перед квартирой 14-а на ул. Воровского, 7, где расположена могила". Дворик-то выделяют, а вот хозяев дворика при этом не берут во внимание. "Добрые люди", ничего не скажешь. Наверное, с высоты их полета не до "мелких" проблем одной отдельно взятой ячейки общества, речь ведь идет о святом, о высоком. Был первоначальный проект, который предусматривал даже строительство целого туристического комплекса вокруг святыни, однако средств на расселение приватизированных близлежащих строений не оказалось, так что пришлось остановиться на боле скромном решении. В ноябре 2002 года Кабинет министров Украины утвердил план, согласно которому на реставрацию "Азис Салгир-баба" должно быть выделено полмиллиона гривен, что соответствует приблизительно ста тысячам американских долларов. В Совмине Крыма также прошло заседание межведомственной комиссии по этому вопросу, были разработаны планы и графики работ. Однако никто не торопится отселять людей с территории будущего культового памятника. По мнению заместителя городского головы Симферополя Бекира Дудакова, высказанного им официально, "пока вопрос отселения жильцов не решен, нет ничего страшного в том, что верующие зайдут во двор, помолятся. Стоит ли им препятствовать?" Все остальное – дело компетенции милиции. Всякие там несанкционированные митинги, хулиганские выпады и тому подобные страсти... в общем, "или осел помрет, или падишах". Однако трудно представить себе чиновника, даже самого заурядного, который с удовольствием приветствовал бы появление чужих людей, пусть даже с мирными намерениями, в своем приватизированном огороде. Желания верующих понять можно. Нельзя понять политику местных властей: пытаясь что-то экспроприировать за чужой счет, прежде не мешало бы побеспокоиться о предоставлении хотя бы равноценной замены тем людям, чьи права и конституционные свободы они ущемляют. Вряд ли жителю Симферополя А.А. Скобееву доставляет удовольствие жить на чьем-то кладбище, да еще держать ежедневную оборону жилища от чересчур рьяных богомольцев. Вот так рождаются межнациональные и того хуже – межрелигиозные конфликты… Нет, не на пустом месте, а на банальной бытовой почве. Если у тех, кто принимает решения, нет денег – не стоит спешить разбрасываться официальными бумагами, лучше уж до поры до времени дать людям жить спокойно. А если очень уж хочется подсобить верующим, то надо ускорить решение их вопроса, но опять же не так варварски. Кстати, если местные власти заварили эту кашу, то расхлебывать ее приходится простым людям, которым некуда ехать от своего дома, – рады бы, да некуда! А денег, похоже, им ждать придется еще не месяцы, а годы. В то же время безвыходных ситуаций, как известно, не бывает. Раз у официальных властей нет денег на расселение людей, то можно было бы привлечь к решению проблемы заинтересованную сторону – крымско-татарский меджлис. Кстати, в опубликованной в газете "Авдет" ("Возрождение") статье члена президиума меджлиса крымско-татарского народа и заместителя председателя Верховного Совета Крыма Ильми Умерова есть, скажем так, "наводка": "Решение вопросов финансирования как системы национального самоуправления, так и мероприятий, направленных на возрождение нашего народа, возможно при создании национального крымско-татарского бюджета. Система, предлагаемая мной, достаточно проста и не требует больших организационных затрат… Каждый крымский татарин облагается налогом в размере 1 гривны в месяц, создаются специальная крымско-татарская казна и комиссия из самых уважаемых представителей нашего народа, отслеживающая правильное расходование этих средств. Сегодня в Крыму проживают 262 тысячи крымских татар, значит, ежемесячно мы будем иметь 262 тысячи гривен на решение проблем крымско-татарского народа". Вот, казалось бы, и выход предложен. Особенно, если вышеуказанную сумму умножить на количество месяцев, пока тянется эта дрязга. Однако никто из лидеров крымских татар не торопится вкладывать свои деньги в решение таких, например, проблем, как срочное предоставление жилья семье, поселившейся на священном для крымских татар месте, чтоб спокойно без склок и драм начать реставрацию святыни, не надеясь на бюджет. Так нет, эти деньги им, похоже, должны пригодиться для других нужд. Как подчеркивает далее господин Умеров: "Эти средства могли бы быть использованы на обеспечение деятельности свыше 300 местных и 22 региональных меджлисов". Ну а как решают лидеры меджлисов свои проблемы – стало уже притчей во языцех. Минувшее лето было урожайным по количеству так называемых самозахватов в Крыму, проведенных организованно под руководством меджлисов. Напомним, как это было. В разгар курортного сезона в Ялте крымские татары захватили заповедные земли. Около 30 активистов меджлиса разместились на территории горно-лесного природного заповедника и установили там тенты. Нарушители заявляли, что это не самозахват, а "возвращение земель", – но когда и в какой такой истории было зафиксировано, чтоб даже их прадеды жили на этих землях? Точно такая же "генеральная репетиция" с самозахватами накануне прошла в Симеизе и Гурзуфе, натиску татар подвергся и Судак… А почему бы им не выбирать лучшие земли в санаторно-курортной зоне? Ведь местные власти на фоне консолидированного напора татарских активистов демонстрируют полнейшее бессилие. Более того, идут на уступки. Так, мэр Ялты Сергей Брайко и лидер крымских татар Мустафа Джемилев все-таки подписали протокол об урегулировании проблемы наделения крымских татар землей в районе Ялты. Прецедент был создан… В ответ группа активистов из числа славянского населения Ялты решила создать русскую городскую думу – в противовес татарскому натиску – и также требовать предоставления участков под строительство жилых домов. А почему бы и нет: в очереди на жилье в Ялте стоят тысячи граждан и почему, наконец, татарам можно все, а всем остальным ничего? Это вопрос уже не философский, и он вполне может стать первой ласточкой гражданской войны районного масштаба. Другой пример. Уникальный памятник истории и культуры, зона, охраняемая государством – старинный Воронцовский парк, где находится дом графа Воронцова, усадьба Палласа, наконец, могила основателя учения о лесе Георгия Морозова и кладбище немецких солдат, уж не говоря об уникальных многовековых деревьях – сегодня оказался под угрозой уничтожения: крымские татары собираются строить там мечеть. И вполне вероятно, что они своего добьются, поскольку крымские законы, похоже, писаны не для всех. Например, крымские власти со спокойным равнодушием отнеслись к проблеме Свято-Успенского монастыря, расположенного на территории автономии. Эта православная святыня неожиданно оказалась под угрозой в городе Бахчисарае – бывшей столице Крымского ханства. Монастырь был восстановлен из руин несколько лет назад силами его обитателей и прихожан на средства от пожертвований. Церкви Успения и Евангелиста Марка, двухъярусная колокольня, старинные кельи постепенно общими силами приводились в тот вид, который они имели до закрытия обители большевиками в 1921 году. В 2001 году монастырю был в соответствии с действующим законодательством выдан государственный акт на право пользования землей. С этого момента к жизни монастыря вдруг неожиданно стали проявлять интерес районные и городские власти Бахчисарая, подстрекаемые активистами меджлиса. Первоначально татарские экстремисты заявляли о том, что монастырь стоит на пути к Зынджырлы-Медресе и мешает им проходить к их мусульманским святыням. Когда многочисленные комиссии убедились, что это требование лишено оснований, и с проходом нет проблем, решили искать другой повод. Повод подвернулся и заинтересованные стороны тоже. Их новой задачей стала – отобрать у монастыря госакт на владение землей и передать его в частные руки татарских бизнесменов. Формальный повод тоже казался убедительным: создать на освободившейся территории рабочие места для жителей города, построить рестораны, бары, гостиницы, канатную дорогу над монастырем. Предложение местными властями было встречено весьма и весьма проворно. 8 августа 2003 года на заседании исполкома было принято решение передать на рассмотрение сессии городского Совета вопрос об отмене решений 2000 и 2001 годов, на основании которых монастырю был выделен государственный акт на право пользования землей. Итак, бюрократическая машинка закрутилась… Так Святая земля православной обители рискует перейти под мусульманское правление. Что из этого может получиться, гадать долго не придется. Подобное попустительство может привести к межконфессиональному конфликту – в лучшем случае. Ну а худшем?.. Впрочем, о "худшем" кое-кто уже позаботился. Жители Крымской автономии, особенно из числа не мусульман были весьма удивлены, узнав, что в горной части Южнобережья обосновала свои владения некая духовная организация под названием Ай-Фаар, якобы зарегистрированная на территории России. Она заключила вроде бы договор сроком на 25 лет с Ялтинским горно-лесным заповедником на аренду принадлежащих ему помещений (это место – на плато горы Ай-Петри). Чем занимались обитатели данного, мягко говоря, странного центра приехавшие в него из республик бывшего Союза, из России и даже Латвии? Поправляли здоровье? Отнюдь. Известно, что в лагере Ай-Фаар опытные инструкторы проводили занятия по манипулированию сознанием участников этой таинственной и, как выяснилось, тоталитарной секты, используя методики, напоминающие систему подготовки боевиков-смертников. Как отреагировали местные власти на появление ваххабитской организации? Да никак. И подобные события происходят на каждом шагу. Обстановка в Крыму накаляется, и вовсе не от лучей южного солнца. Она подогревается экстремистами и национал-радикалами, провоцирующими самозахваты и беспредел на фоне бессилия и попустительства руководства Крымской автономии.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie