Домиротворились…
В Косово случилось то, что должно было случиться, но США, НАТО и ООН оказались не готовы к подобному развитию событий
Спустя пять лет после "победы" США и НАТО над режимом Слободана Милошевича над Балканами опять вспыхнуло зарево межэтнической войны. В течение нескольких дней в огне оказалось практически все Косово, которое еще недавно в отчетах ООН, Евросоюза и НАТО называлось моделью построения межнациональных отношений в пост-тоталитарном обществе.Самое поразительное во всем этом то, что буйная вспышка межэтнической ненависти в Косово застала врасплох руководство НАТО и ООН, несущих всю ответственность за положение дел в этом автономном крае, формально считающимся частью Сербии. Столкновения между албанцами и сербами начались 18 марта в разделенном по этническому принципу городе Косовска Митровица. Непосредственным поводом к конфликту послужила гибель трех албанских подростков, утонувших в реке, как утверждают албанцы, при попытке убежать от преследовавших их сербов. Сербы же якобы хотели отомстить за обстрел за день до этого одной из деревень в центре Косова, в результате чего огнестрельные ранения получил 18-летний сербский юноша.
После этого волна насилия и беспорядков быстро распространилась на другие города Косова, в том числе на столицу края Приштину. В столкновениях и перестрелках погибли около 30 человек и около тысячи были ранены. Пострадали также военнослужащие и сотрудники миротворческих сил КФОР, международной полиции и гражданской администрации ООН. В ходе беспорядков было полностью уничтожено 7 сербских деревень, сожжены и разграблены сотни сербских домов и десятки православных церквей, среди которых были и культурные памятники мирового значения. Около 4 тысяч косовских сербов были вынуждены бежать на север края или в Большую Сербию. Насилие выплеснулось и за пределы Косово – в соседней Сербии разъяренные демонстранты сожгли несколько мечетей и разгромили дома местных мусульман.
С некоторым запозданием руководство ООН и НАТО все же среагировало на резкое обострение ситуации на Балканах. В штаб-квартире НАТО в Брюсселе прошли срочные консультации, на которых было решено экстренно перебросить в край дополнительные контингенты натовских войск и полицейских формирований из соседней Боснии, а также ряда европейских стран альянса. Командующий силами КФОР в Косове генерал Хольгер Каммерхофф заявил, что его подчиненные будут при необходимости применять силу для предотвращения межэтнических столкновений. Международные силы также провели эвакуацию сербского населения и представителей миссии ООН в Косово из наиболее опасных районов конфликта.
Вслед за этим Совет Безопасности ООН в Нью-Йорке осудил "крупномасштабное межэтническое насилие", а также нападения на силы КФОР и сотрудников Временной администрации ООН в Косово. В принятом Советом на его чрезвычайном заседании заявлении указывалось на недопустимость таких действий и необходимость их немедленного прекращения. Совет напомнил, что построение "многоэтнического, терпимого, демократического общества в стабильном Косово остается основополагающей целью международного сообщества при осуществлении резолюции 1244 СБ ООН, принятой в 1999 году".
Беспорядки в Косово вызвали особую озабоченность в России. Президент РФ Владимир Путин в этой связи заявил: "Россия не может безучастно смотреть на то, что там происходит. Это, и по признанию наших западных коллег, не что иное, как этническая чистка. Должна быть соответствующая жесткая реакция. В данном случае – в защиту сербов". В специальном заявлении МИД РФ указывалось, что Россия готова к самому тесному и активному взаимодействию с партнерами по Контактной группе и Совету Безопасности ООН, с Евросоюзом в интересах скорейшего прекращения трагедии на Балканах и перевода ситуации в русло, определенное в решениях ООН. Российское руководство также приняло решение оказать экстренную гуманитарную помощь пострадавшему сербскому населению.
В Сербии, в состав которой формально входит автономный край Косово, произошедшие события вызвали горечь и разочарование. Нынешние власти в Белграде, в последние годы буквально из кожи вон вылезавшие с целью убедить Запад в своей приверженности "демократическим ценностям и идеалам" в расчете на то, что США, НАТО и Евросоюз помогут решить косовскую проблему с учетом сербских интересов, убедились в тщетности своих усилий. Глава координационного комитета правительства Сербии по делам Косово Небойша Чович обвинил полицию ООН в Косово и командование КФОР в том, что они "охраняют только себя". Все больше сербских политиков склоняется к тому, что ввиду массового ухода сербов с принадлежащих им земель Косово вскоре станет окончательно "этнически чистым", и албанцы вскоре смогут без особых проблем провозгласить свою независимость от Сербии. Премьер-министр Сербии Воислав Коштуница заявил, что события в Косово показали "истинную природу албанского сепаратизма, его насильственный и террористический характер".
Политические круги в Белграде, а также видные международные эксперты считают, что албанцы и сербы пока не готовы жить в полиэтническом обществе. В этой связи высказываются предложения о разделе провинции с тем, чтобы территория к северу от разделяющей город Митровицу реки Ибар отошла Сербии. Однако лидеры косовских албанцев не желают об этом слышать, эту идею отвергает и администрация ООН в Косове. Представители президента Косова Ибрагима Руговы заявили, что выход из сложившейся ситуации только один – полная независимость провинции.
Многие международные обозреватели, анализируя вспышку насилия в Косово, пришли к выводу, что там случилось то, что и должно было рано или поздно случиться. Руководители ООН и НАТО просто игнорировали многочисленные признаки надвигавшейся грозы и убаюкивали друг друга и мировое сообщество оптимистическими рапортами о достигнутых там успехах. Между тем, вспышка насилия в Косове возникла не на пустом месте. Пока весь мир, забыв о бывшей "пороховой бочке Европы" – Балканах, следил за развитием конфликтов в Афганистане, Ираке или вокруг Северной Кореи, в Косове постепенно зрели семена кризиса, обусловленные нерешенностью проблемы этого края.
Соглашения по Косово, которые были достигнуты при помощи международных миротворцев в 1998-1999 годах, фактически оставили край в подвешенном состоянии. Будущий статус Косова так и не был определен, и никто ни в самом крае, ни за его пределами так и не понял, останется ли провинция в составе Сербии и Черногории или станет полностью независимым государственным образованием. Международная же администрация, оставив этот вопрос "на потом", предпочла благополучно забыть о нем, фактически игнорируя как призывы правительства Сербии решить этот вопрос, так и активные попытки лидеров косовских албанцев добиться официального признания независимости Косово от Сербии.
В Москве и Белграде заявили, что давно предупреждали Нью-Йорк и Брюссель о том, что албанские экстремисты в Косово готовят массовые нападения на сербов с целью их полного изгнания из провинции, но эти предупреждения так и не были услышаны. В ООН и НАТО полагали, что наличие в крае 18 тысяч военнослужащих сил КФОР и международной полиции, а также вложенные в край огромные средства международных спонсоров помогут удержать ситуацию под контролем. Оказалось, что всего этого было недостаточно, а целая армия высокооплачиваемых международных чиновников, солдат и полицейских оказалась не в состоянии предотвратить новую вспышку межэтнического насилия.
Ситуация в крае уже длительное время характеризовалась не только сохранением межэтнической напряженности, но и нарастанием социально-экономического неблагополучия. Большинство албанского населения – это молодежь, а безработица в крае достигает 70%. Здесь исключительно высока преступность и активность криминальных кланов, занимающихся контрабандой наркотиков и оружия, вымогательствами, торговлей женщинами и т.д. Этнические чистки сербов начались в 1999 году и сейчас подходят к своему завершению. В ходе последней волны насилия были фактически ликвидированы последние небольшие сербские анклавы в центральном Косове. Наблюдатели отметили, что силы КФОР в ходе последних событий не защищали сербские деревни, а просто вывозили их жителей на север края к границе с Сербией, причем туда пропускали всех, а обратно уже никого. Запоздалые же осуждения насилия албанской администрацией края выглядели просто лицемерными.
Последние события в Косово вызывают большие сомнения в эффективности международных миротворческих операций под эгидой США и НАТО в районах кризисов и конфликтов, а также означают фактически провал всего процесса балканского урегулирования. Новая волна этнического насилия продемонстрировала несостоятельность претензий албанских властей в Приштине на самостоятельное управление краем и порочность позиции США и НАТО, фактически поощрявших поползновения албанских националистов к провозглашению независимости Косово. Как известно, главным образом по этой причине Россия приняла в прошлом году решение о выводе своего миротворческого контингента из состава сил КФОР.
Понятно, что для США и НАТО быстрейшее урегулирование "неожиданного" кризиса имеет исключительно важное значение. Ведь Косово на Западе преподносилось как образец успеха практики силового "принуждения к миру" и "насаждения демократии" извне в бывших тоталитарных странах. Поддержание мира на Балканах объявлялось и одним из главных достижений администрации Джорджа Буша, ныне стремящегося к переизбранию на пост президента США. Провал Запада в Косово может прямо сказаться и на процессы урегулирования в Афганистане и Ираке.
Но в любом случае этот кризис будет иметь негативные последствия для общей ситуации на Балканах, где сохраняется высокий риск погружения в новый цикл нестабильности и кровопролития. Стало окончательно ясно, что попытки определенных кругов на Западе потакать албанским экстремистам, взявшим курс на формирование в крае моноэтнического общества, провалились и создали серьезные риски дестабилизации всего региона. В этих условиях простого увеличения численности натовских контингентов КФОР явно недостаточно. Необходимы самые жесткие меры для подавления очагов насилия, надежной защиты гражданского населения, принуждение косово-албанских лидеров к неукоснительному выполнению требований международного сообщества о принципах косовского урегулирования. В противном случае вести речь об определении политического статуса Косово просто бессмысленно.
Как вполне справедливо указывается в заявлении МИД России по этому поводу: "Ожидаем, что наши партнеры в западных столицах, вовлеченные в косовское урегулирование, сделают серьезные выводы из случившегося, сфокусируют внимание на справедливом решении ключевой для Европы косовской проблемы, избегая двойных стандартов в оценках положения дел в различных регионах нашего континента".