Доведём государство до банкротства!
Введение евро — ещё один уверенный шаг к уничтожению Латвии
По последним опросам, лишь 13% населения Латвии поддерживает введение евро. Но можем поспорить хоть на Сатверсме, что евро у нас введут в любом случае. Не случайно же политики отказались от референдума "по евро". Если бы основная масса жителей сказала "нет", политикам пришлось бы круто извернуться, чтобы единая валюта ЕС стала и латвийской. Ведь дана установка: евро тут должны ввести несмотря ни на что! Горстке чиновников и банкиров надо, чтобы здесь было евро, — и будет. И плевать на мнение большинства граждан родной страны. А чем для нее может обернуться введение умирающей валюты, выяснял корреспондент "ВЕСТЕЙ".
Миф о независимости
— Я, например, убежден, что евро здесь введут при любом раскладе, даже если за него выступит 1% населения, а 99% будут категорически против, — сказал в разговоре с "ВЕСТЯМИ" независимый экономист, лектор Вентспилсской высшей экономической школы Дмитрий СМИРНОВ, который на днях дописал книгу "Учебное пособие, как довести государство до банкротства". — Введение евро — один из механизмов доведения Латвии до ручки, а точнее — ее полного уничтожения как независимой страны.
Впрочем, о независимости здесь давно не приходится даже думать. Если главам "единой Европы" понадобится, то здесь евро введут и принудительно, как, например, в Германии, где жители были категорически против убийства родной марки. А в Германии, кстати, переход на евро принес населению лишь рост цен на 20–30%. Все, что стоило 1 марка, подтянули до евро. Поэтому и в Латвии при выравнивании лат–евро цены прыгнут вверх — и значительно. Между прочим, и в Эстонии очень многие простые жители были против евро, но валюту ввели — и цены сразу подскочили на все.
Цены, понятно, округлят в Латвии в сторону увеличения, а зарплату и налоги — в сторону понижения. Это же, с точки зрения верхов, логично! Если минимальную зарплату пересчитать по официальному курсу лата, у нас получается 284,57 евро. Если правительство округлит ее до 285 евро, то человек выиграет 43 цента. Зато если округлит до 284, то он потеряет 57 центов. Угадайте, какой вариант выберут местные работодатели, которым и без евро живется несладко?
А вас вообще не удивляет, что лишь в двух странах проводился открытый референдум о введении евро — в Швеции и Дании? Там народ выступил против евро — и валюту не ввели (и совершенно не жалеют об этом!). Не сомневаюсь, если бы всенародные референдумы проводились и в других странах, тогда и там евро не появился бы. И несложно догадаться, что сказало бы большинство жителей Латвии — в пользу евро или нет. Но мнение большинства совершенно не нужно тем, кто реально управляет Латвией (и вовсе не в Латвии!) и другими бедными странами ЕС. Поскольку фактически введение евро в странах ЕС — один из мощных шагов глобализации и часть программы создания единого нового государства — Соединенные Штаты Европы.
И если сейчас Латвия еще хоть чуточку независимая, то после уничтожения национальной валюты пропадет даже это. Когда лата не станет, Латвия будет уже на все сто процентов зависимым государством — в том числе и от европейского центробанка. Опасно ли это? Крайне нежелательно! — подчеркивает Дмитрий Смирнов.
Ослабят ли ошейник?
В свою очередь, президент Банка Латвии Илмар РИМШЕВИЧ в СМИ продолжает с пеной у рта "пиарить евро", поскольку иначе не может — хозяева не одобрят:
— Почему резко снизилось желание жителей Латвии переходить на евро? А всему виной СМИ! Обычные жители в результате рассуждают: мол, в Европе все плохо, в любой момент ЕС пропадет, а значит, и единая валюта. Но я не вижу ни одной серьезной причины, которая могла бы стать аргументом против вступления Латвии в еврозону!
После присоединения к еврозоне у Латвии существенно снизятся затраты на обслуживание внешнего долга. В 2014–2015–м мы должны перефинансировать 2,3 миллиарда евро, и очень важно, по каким процентным ставкам это будет сделано: 5–6% годовых или 3–3,5%. Эта разница, по нашим подсчетам, достигает примерно 100 миллионов латов в год. То есть речь идет о сумме, которую мы будем переплачивать за "обслуживание долга", если не вступим в еврозону. За 10 лет эта цифра вырастет до 1 миллиарда латов, — убеждает нас г–н Римшевич.
Ага, значит, уже запланировано, что еще лет десять Латвия с долгами не рассчитается? И сколько в результате еще придется перезанимать — совершенно неизвестно, поскольку своих "свободных денег", чтобы расплатиться с международными кредиторами, в обозримом будущем тут явно не появится. Откуда деньги брать–то? Производства в Латвии не то чтобы большого, но и среднего почти не осталось, равно как нет и перспектив создания "местной Nokia".
Но это еще не все! Помимо утраты национальной валюты, Латвии, как и другим странам еврозоны, придется делать членский взнос в стабилизационный фонд. Речь идет о… 30 миллионах евро в год. Конечно, это сущие мелочи для одной из самых богатых стран Европы — Латвии! Или я по поводу "богатой страны" погорячился? Или, может, г–н Римшевич убежден, что Латвия все же таковой является (у них там, наверху, это популярный миф)?
— Снизятся ли ставки по долгам? Тогда посмотрите, что творится в Греции, Испании и Италии. Там ставки сильно снизились? — оппонирует главному банкиру ЛР Дмитрий Смирнов. — Глупости это — по поводу ставок… Платить придется по полной! Членство в еврозоне особенно на ставки не повлияет. Римшевич и все остальные оголтелые еврооптимисты откровенно врут жителям (или, извиняюсь, сами ошибаются?).
По сути, такие разговоры о ставках, чтобы жители все же выступили за евро, — это ловушка! Нас нагрузили долгами по полной программе, а теперь в ЕС говорят: вот вступите в евроклуб, и тогда, возможно, процентную ставку снизим. Вначале, понимаете ли, посадили на короткий поводок и самый строгий ошейник, а теперь соблазняют: возможно, удавочку немножко и ослабим. И Латвия тоже хороша… Нечего было в долги влезать! Хотя все уже изначально было спланировано для бедной страны ЕС. Долги — идеальный способ затянуть Латвию в еврозону. Причем мы уже прошли точку невозврата, когда обратного пути просто нет, равно как и выбор отсутствует: вводить тут евро или нет?..
Билет на тонущий корабль
Вот и экономист Арманд СТРАЗДС говорит, что с переходом на европейскую валюту государство утратит монетарный инструмент влияния на свою экономику. К тому же еврозона сегодня не та, что была, например, в 2004 году, когда проводился референдум о вступлении Латвии в ЕС. Сейчас многие правящие политики откровенно лгут: жители Латвии, мол, автоматически выступили и за введение здесь евро после того, как захотели присоединиться к ЕС. И это вранье не выдерживает никакой критики. Если бы перед референдумом о присоединении Латвии к ЕС в рекламе этого самого присоединения звучало, что в стране появится и новая валюта — евро, то многие граждане явно выступили бы против.
— Тогда еврозона была стабильна, и Латвия даже не думала о грядущем кризисе. А сегодня даже эксперты Центрального банка Германии предупреждают: Латвия ни в коем случае не должна спешить со вступлением в еврозону в 2014 году, поскольку ее экономика от этого может сильно пострадать на многие десятилетия, — говорит экономист Страздс.
Если даже богатые Швеция и Великобритания не торопятся вводить у себя евро, поскольку хотят сами контролировать свою экономику, то Латвия у нас, выходит, самая смелая. Но латвийские правящие не обращают на такие мелочи внимания, поскольку у самих наших политиков кредиты в евро. Хотя правительство вполне могло бы обязать банки все кредиты перевести в латы без потерь для клиентов. Но этому противятся коммерческие банки, а у них есть мощная поддержка среди политиков. Такой вот порочный круг…
В свою очередь, бывший многолетний преподаватель ЛУ, доктор экономики, профессор Ян ОФМАНИС (он сейчас работает в Германии) недавно выступил в СМИ: зачем вводить в Латвии новую валюту, если будущее всей еврозоны под большим вопросом? Причем уже в Германии, самой богатой и преуспевающей стране ЕС, сильно растет пессимизм по поводу будущего еврозоны. Не случайно же в Германии многие жители по сей день хранят под подушками и в банковских ячейках любимую дойчмарку — не избавлялись от родной валюты при переходе на вялое евро, поскольку верили, что в будущем все может вернуться на круги своя.
Евро — неудачный эксперимент
Профессор знает: введение 13 лет назад единой валюты — "неудавшийся исторический эксперимент". А главная причина провала эксперимента вот в чем: страны — члены еврозоны не выполняли и не выполняют ни одно из базовых условий существования единой валюты. Хотя и остальные требования Маастрихтского договора большинство стран ЕС не выполняют: и требования по определенному проценту инфляции, и требование о том, что дефицит бюджета не должен превышать 3% от ВВП. Также объем госдолга не должен превышать 60% от ВВП. Хотя долги многих стран ЕС давно превысили и 60%, и даже 100%.
Но почему еврозона нежизнеспособна уже в принципе? Вспомним историю. Евро задумывался как инструмент конвергенции единой экономики, а сейчас наблюдается обратное. Это самое евро способствует дезинтеграции Европы. Евро стал механизмом долгосрочной утраты конкурентоспособности во всех странах PIIGS (Португалия, Италия, Ирландия, Греция, Испания), зато одновременно позволил Германии увеличить свою конкурентоспособность. Евро оказался на руку лишь и без того сильной, ориентированной на экспорт экономике стран Северной Европы, а слабым периферийным странам только навредил…
Цены повысят, а зарплаты понизят
Выгоды от перехода на евро, например, в Латвии просматриваются только для финансовых структур. Это сокращение расходов на конвертацию и снижение ставки по привлечению кредитных ресурсов на финансовом рынке. Здесь все связано с тем, что после вступления Латвии в еврозону, возможно, на несколько пунктов повысится ее кредитный рейтинг.
Зато жители, выплачивающие кредиты в евро, окажутся в минусах. Обычная математика. При переводе одного лата в евро в "остатке" имеем примерно 30 сантимов. При зарплате в евро никакого остатка уже не будет. Ну а зарплата при этом вряд ли вырастет…
В СМИ уже прошла информация: если латы переведут в евро по нынешнему официальному курсу, то жители останутся в проигрыше. Потому что реальная стоимость евро меньше официального курса. По курсу Банка Латвии: 0,702 — покупка, 0,804 — продажа. А в обменных пунктах покупают евро по 0,690, а продают по 0,696. Вовсе не случайно экспортеры хотят потребовать: необходимы изменения официального курса лата к евро.
При переходе на евро в Латвии возникнет и масса проблем в бухгалтерском учете. А для бизнеса это большие затраты по перестройке всех учетных систем. Торговцы, к слову, уже подсчитали свои возможные издержки от перехода на евро — около 200 миллионов латов. Президент Латвийской ассоциации торговцев Хенрик ДАНУСЕВИЧ рассказал в СМИ, что в эту сумму входят также и затраты на перепрограммирование кассовых систем и аппаратов.
Например, только затраты на замену ценников во всех магазинах — это… 16 миллионов латов. Причем это минимальная сумма, без учета затрат на дополнительную инкассацию и поддержание новых программ до и после введения евро. Эти затраты торговцы будут покрывать сами, и, по прогнозам Данусевича, введение евро отразится на ценах, которые автоматически вырастут на все. Право, не будут же главы крупных торговых сетей и мелких магазинов все затраты гасить за свой счет, но "разобьют сумму", повысив цены на товары.
Данусевич указал также, что торговцы недовольны и предусмотренным в проекте введения евро параллельным отражением цен. Оказывается, что цены в латах и в евро должны будут указываться три месяца до и полгода после перехода на евро. За время этого переходного периода, адаптации к евро, придется перепрограммировать, а то и полностью заменить все кассовые аппараты. Суммы на чеках должны будут указываться вначале и в латах, и в евро, а потом только в евро.
Множество аппаратов придется просто выбросить, другие переделывать вплоть до микросхем. Одно новое устройство стоит от 150 латов. Сейчас в стране зарегистрировано около 70 000 аппаратов. Примерно 500 магазинам придется покупать новую аппаратуру. По небольшим лавочкам это ударит очень сильно — некоторым придется отдать даже двухмесячную выручку.
Однако для политиков, выступающих за введение евро, это сущие мелочи, равно как и то, что цены на продукты и вообще на все подскочат, поскольку те, кто у руля Латвии, получат доступ к новым кормушкам ЕС…
С точки зрения бизнеса
Председатель комитета городского развития Рижской думы, финансист Вадим ЕРОШЕНКО считает: правительство Латвии утаивает от народа последствия введения евро для жителей. По словам г–на Ерошенко, расходы по введению евро в Латвии составят почти 400 миллионов евро, и эти издержки так или иначе будут переложены на плечи "рядовых" латвийцев — потребителей. А значит, темпы инфляции в стране увеличатся.
Вадим Ерошенко цитирует и результаты исследования Laika Stars, проведенное среди латвийских бизнесменов — людей, понятное дело, как никто сведущих в экономике. Так вот: 63% опрошенных не считают, что введение евро повысит конкурентоспособность Латвии. 51% не верит в то, что переход на евро привлечет с трану дополнительные инвестиции, 53% — в то, что у латвийских экспортеров повысятся объемы продаж на внешних рынках…