logo

Хлебные крошки

Статьи

Труды Преподобного Сергия Радонежского. С триптиха М.В. Нестерова
Россия и Русский мир
Экономика
Россия

Виталий Журавлев

Духовно-нравственные причины мирового финансово-экономического кризиса

и роль Русской Православной Церкви в его преодолении

Вначале немного информации о нынешней ситуации в экономике. Спад ВВП в январе 2009 года в России составил 8,8% по сравнению с январем 2008 года, согласно мониторингу социально-экономического развития РФ за январь 2009 года, опубликованном на сайте Минэкономразвития. "Важнейшими причинами экономического спада в январе 2009 года явились значительное сокращение промышленного производства, снижение инвестиционной активности, спад в строительстве и замедление роста потребительского спроса", — говорится в документе. Внешнеторговое сальдо РФ в январе 2009 года снизилось на 47,6% по сравнению с январем 2008 года и составило 9,9 миллиарда долларов. Экспорт товаров, по оценке Минэкономразвития (по методологии платежного баланса), составил в январе 2009 года 20,2 миллиарда долларов и снизился по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года в 1,7 раза. Уменьшение стоимости экспорта в январе вызвано снижением цен на основные товары российского экспорта, прежде всего на нефть, а также снижением экспорта нефти и газа в физическом выражении". По прогнозам финансовых аналитиков, в 2009 году ВВП России сократится примерно на 4%. В антикризисном плане российского правительства обширная программа прописана в пункте "Поддержка внутреннего спроса", который предполагает установление преференций для отечественных поставщиков при размещении государственного и муниципального заказа, закупок госкорпораций и естественных монополий, рост субсидирования промышленного экспорта и упрощение процедуры предоставления госгарантий, возможное повышение пошлин на импорт "по широкому кругу товаров". Здесь же указана ответственность банков, получающих деньги от государства на кредитование реального сектора. В программе содержатся механизмы поддержки жилищного строительства, сельского хозяйства, автомобилестроения и машиностроения, оборонно-промышленного комплекса, транспорта и малого бизнеса. Дмитрий Медведев, президент Российской Федерации в своём выступлении на расширенном заседании президиума Государственного совета 20 февраля 2009 года в Иркутске отмечал необходимость заниматься сейчас диверсификацией экономики, развитием инфраструктуры, укреплением финансовой системы. По мнению экспертов из Института экономики РАН, подготовивших отзыв на правительственную программу социально-экономического развития страны, модернизация экономики не может происходить на основе рыночного саморегулирования. Кризис стал основанием вернуться к дискуссии о целесообразности накопления нефтяных денег в резервном фонде и фонде национального благосостояния. "Власть оказалась не в состоянии воспользоваться всеми выгодами благоприятного изменения конъюнктуры мировых рынков", – говорится в докладе Института экономики. По оценкам других экспертов, российская экономика с самого начала складывалась как неконкурентная система с большим количеством бюрократических барьеров и высоким уровнем коррупции. Вливать деньги в такую экономику бесполезно, поэтому надежнее копить их в фондах. Главная проблема, полагают они, низкая эффективность российских государственных институтов, отсутствие надлежащего контроля над банковской сферой. Однако это только собственно институционально-экономический анализ наступившего кризиса. По оценке специалистов в области социально-гуманитарного знания, он имеет системный характер, который ещё предстоит осмыслить, в том числе отказавшись от господствующих в социальных, политических и экономических теориях стереотипов. Это наглядно продемонстрировал январский форум 2009 г. в Давосе. По словам экс-президента США Билла Клинтона, к кризисным явлениям привело то, что "мы не просчитали рынки", "мы выпускали слишком много бумаг, которые покрывали другие бумаги", и "у Америки просто не было четкой экономической стратегии". В свою очередь канцлер ФРГ Ангела Меркель обозначила две основные причины кризиса. Первая – спекуляции на американском рынке недвижимости и излишнее накопление денежной массы. Вторая – Запад долго жил не по средствам, и теперь западной экономике нужны глубокие структурные реформы. А. Меркель констатирует, что далее "невозможно жить выше своих возможностей". Накануне проведения Всемирного экономического форума в Давосе английская газета "Гардиан" опубликовала результат опроса более 4500 лидеров общественного мнения из 20 стран мира, которые высказались на эту тему. Две трети опрошенных заявили, что в результате кризиса они потеряли главное – веру в бизнес. И возврат к старой модели рыночной экономики, по их мнению, невозможен. Таким образом, речь идёт о признании неадекватности господствовавшей мироззренческой концепции модернизация – вестернизация – универсализм – либерализм – глобализация – "открытый рынок" и т.д. В её основе, как известно, лежит представление о том, что мировой рынок является самым рациональным регулятором распределения материальных и человеческих ресурсов. В результате "колониального" мышления высокопоставленных российских чиновников, основанного на подражании западным образцам, почти 50% своих золотовалютных резервов России находится в американской экономике и зависит от решений американского правительства. Продолжение такой "стратегии модернизации" для России, означает сохранение в системе глобальной интеграции роли сырьевого и энергетического донора, который находится на политической, технологической и интеллектуальной периферии современного мира (для сырьевого комплекса не требуются ни интеллектуалы, ни высокие технологии). Правила свободного ("открытого") рынка консервируют ситуацию отставания, поскольку производственный и финансовый потенциал развитых стран имеет преимущество перед производственным потенциалом стан отстающих. Из-за открытого рынка периферия никак не может догнать центр, что в итоге обеспечивает господство "золотого миллиарда" стран западной Европы и США. Парадоксальным образом, несостоятельность модернистской парадигмы развития в условиях России стала для чиновников и экспертов очевидна только тогда, когда об этом заговорили, вследствие финансового кризиса, политики и СМИ во всём мире, и отрицать это очевидное обстоятельство стало просто невозможно. Применительно к России, можно констатировать, что из её социально-экономического организма на протяжении ряда лет систематически изымались питательные ресурсы развития, что в итоге привело к деградации страны, поставило вопрос об утрате экономической самодостаточности и, как следствие, латентной утрате суверенитета. Чтобы разобраться в причинах кризиса, рассмотрим теорию модернизации как определённый взгляд на мир, как на определённую научную парадигму, т.е. на совокупность её основных положений и принципов. Для модерна характерно стремление к упорядочению, классификации, признанию универсальных закономерностей, возможность типологий, существование универсальных ценностей и возможность их рационального обоснования и познания. Теория модернизации рассматривает человека, прежде всего, как определённый капитал, способный стать ресурсом в экономической системе. В отношении "ценностей" - идеальных объектов, в которых сконцентрированы представления об абсолютном благе, в модерне речь идёт, прежде всего, об успешности и полезности в практической сфере деятельности индивидов. Останавливаться в короткой статье на разборе таких основополагающих мировоззренческих категорий как: "мирское" и сакральное, рациональное и мистическое, историческое и вечное, цивилизация и универсум и т.д., не целесообразно. Констатируем только тот очевидный факт, что Русский мир как цивилизация исторически сформировался на духовно-нравственных основах Русского Православия. Здесь нельзя не привести слова философа и общественного деятеля Ивана Ильина: Значение Православия в Русской истории и культуре определяющее. Достаточно признать, что тысячелетняя история России творится людьми христианской веры; что Россия слагалась, крепла и развёртывала свою духовную культуру именно в христианстве, и что христианство она восприняла, исповедовала, созерцала и вводила и вводила в жизнь именно в акте Православия. Ценности, согласно исследователю в области аксиологии Максу Шелеру, могут образовывать иерархию, при этом высшими ценностями являются духовные и вечные, а низшими материальные и кратковременные. С точки зрения цивилизационной парадигмы; аксиологии; структурно-функционального подхода; религиозно-философского осмысления жизни; Православного взгляда на мир духовные ценности первичны по отношению к социальной жизни в экономической и политической сферах, именно они определяют стратегическое целеполагание. В Русском мире как цивилизации, Православие в духовном и религиозно-философском смысле выполняет функцию мировоззренческой основы, является ведущим критерием идентичности. Вспомним, что, по мнению великого представителя немецкой классической философии Г.В.Ф. Гегеля, "Религия – вообще последняя и наивысшая сфера человеческого сознания, будь то мнение, воля, представление, знание или познание; она есть абсолютный результат, та область, в которую человек вступает как в область абсолютной истины". Во многом, а может быть и в определяющей степени, благодаря христианскому учению Человек становится Личностью. В выступлении председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского, а ныне Святейшего Патриарха, Кирилла на XV Рождественских чтениях, отмечалось, что процесс религиозного воспитания не является одномерным. Он включает в себя несколько измерений, которые в равной степени необходимы для формирования целостной личности. Он говорил о том, что корнем слова "образование" является образ. С точки зрения православной традиции — это образ Божий в человеке. Подлинное воспитание должно способствовать проявлению, раскрытию этого образа в жизни человека. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2008 года утвердил Основы учения о достоинстве, свободе и правах человека, что является официальной позицией Московского Патриархата по теме прав человека. Права и свободы, согласно документу, неразрывно связаны с обязанностями и ответственностью человека. Личность, реализуя свои интересы, призвана соотносить их с интересами ближнего, семьи, народа, всего человечества. Права человека обусловлены нравственным содержанием, основанном на Священном Писании и Священном Предании. Представляется, что в условиях кризиса, Учение о достоинстве, свободе и правах человека может и должно являться нравственным и социально-политическим ориентиром не только для самой церкви, но и для государства и российского общества в целом, поскольку нравственные ценности в своих основах универсальны для всех традиционных религий и большинства представителей светского общества. Это востребовано не только в России и для Русского мира, но в целом для людей, придерживающихся православных взглядов на окружающую социальную реальность. Глубокий и точный анализ кризиса с христианской точки зрения, дан, например, в Послании Предстоятелей Поместных Православных Церквей от 12 октября 2008 года на Фанаре, где проходило совещание по случаю провозглашения года годом апостола языков Павла. В нём отмечалось, что Церковь Христова совершает ныне свое служение в стремительно меняющемся мире, который становится все более взаимосвязанным благодаря средствам сообщения, а также развитию транспортных и технических возможностей. Параллельно все более нарастают масштабы отчужденности, разделений и конфликтов. Христиане отмечают, что источником этого состояния является отдаление человека от Бога. Никакие трансформации социальных структур и правил поведения не способны уврачевать такое положение. Церковь постоянно указывает, что борьба с грехом возможна только в соработничестве Бога и человека. Разделения, навязанные миру, влекут за собою неравенство возможностей людей и народов в доступе к благам творения, лишают миллионы людей основных благ и ведут к уничижению человеческой личности, вызывают массовые миграции народов, обостряют националистические, религиозные и социальные различия и конфликты и угрожают традиционной внутренней сплоченности обществ. Последствия этих разделений более чем тягостны, ибо неразрывно сопряжены с угрозой окружающей среде и всей экосистеме. Пропасть между богатыми и бедными драматически разрастается вследствие экономического кризиса, который является результатом извращенной экономической деятельности, лишенной человеческого измерения и не служащей подлинным потребностям человечества, а также погони финансистов за наживой, часто приобретающей маниакальный характер. Жизнеспособна лишь такая экономика, которая сочетает эффективность со справедливостью и общественной солидарностью. Как видим, мировому Православию и Русской Православной Церкви есть, что сказать миру в части духовно-нравственных причин мирового финансово-экономического кризиса. Проблема в том, как это сделать наиболее эффективно. Здесь также существуют концептуальные и организационные наработки. Вопросам миссионерской деятельности был посвящен Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1994 года, который принял определение "О православной миссии в современном мире", а также ответил на поставленные временем вопросы о противодействии сектантству, неоязычеству и оккультизму. В 2007 году Священный Синод принял Концепцию миссионерской деятельности Русской Православной Церкви, позднее одобренную Архиерейским Собором. Особое внимание уделяется свидетельству о Православии в молодежной среде. Стали традиционными ежегодные мероприятия – Молодежные Рождественские чтения, фестиваль молодежи и студентов "Обретенное поколение", всероссийский молодежный лагерь "Феодоровский городок", фестиваль авторской песни "Исповедь сердца", Георгиевский парад Братства православных следопытов. Ещё более актуальным стало окончательное решение вопроса о введении предмета Основы православной культуры в общеобразовательных учреждениях. Естественно, что церковь не может напрямую заниматься решением социально-экономических проблем, сделать так, чтобы по Слову "камни сии сделались хлебами". Основная задача для Русской Православной Церкви в нынешних условиях это свидетельствовать понятным и доступным для современного человека языком с использованием современных информационных технологий о вечных нравственных христианских ценностях. Как сказал на открытии Зимней сессии XIX Ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, посвящённой 100-летию преставления святого праведного Иоанна Кронштадтского нынешний Святейший Патриарх Кирилл "задача духовника заключается не в том, чтобы регламентировать поведение, а в том, чтобы быть экскурсоводом по этим замечательным лабиринтам духовной жизни. Как благодаря экскурсоводу человек обращает внимание на прекрасную картину, так духовник, отталкиваясь от того, что он знает о жизни пришедшего к нему за советом, должен показать красоту духовной жизни". В контексте православной духовности, цивилизационной специфики, при условии перехода экономики на современные технологии, обеспечении национальной безопасности, решении демографической проблемы, только в этих условиях можно говорить о перспективах преодоления кризиса Россией. Виталий Журавлёв, эксперт института Русского Зарубежья, зам.начальника информационно-аналитического центра ПСТГУ

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie