Духовность как источник национального достоинства
Чтобы достойно ответить на вызов времени, нашему народу потребуется напряжение всех сил
В бесплодном и разъедающем сомнении современный "свободный" человек, освобождаясь от "духовных пут" традиционной жизни, отвергая и веру, и совесть, и семью, не останавливается и перед драгоценным началом Родины. Глобальная цивилизация принуждает его чувствовать себя гражданином мира; призывает отвергнуть условное деление людей по национальностям, ибо предвещает объединение человечества (как единое общество потребления) и отпадение за ненужностью "родин" и "отечеств".Знакомые мотивы. Только в XIX и XX веках они именовались иначе – интернационализм. Рабочие-интернационалисты в свое время утверждали, что солидарность хозяйственно-производящих классов неизмеримо выше национально-патриотической или государственной сопринадлежности людей. Вспомним, как согласно большевистскому "социально-революционному" принципу сознательный пролетарий должен был предавать свою "родину" и в мирное время, и особенно во время войны, работая на ее разложение для победы рабочего интернационала.
Эти "принципы" ввергли страну в братоубийственную гражданскую войну, унесшую миллионы жизней. Доходило и до гротеска, когда рьяные интернационалисты предлагали "преодолеть" и "устранить" национальные языки и заменить их единым, искусственно выдуманным синтетическим языком, например, "эсперанто". За счет народа советские интернационалисты тратили многие миллионы рублей и долларов на служение этому пороку, а сейчас, когда мы от порока избавились, России так не хватает этих денег для налаживания достойной жизни своих граждан.
Страны и режимы, получившие от наших интернационалистов эти миллионы, возвращать их нам не собираются. Всем известно, как они относятся к нам – к русским – и к России. Все это реалии так называемого пролетарского интернационализма.
Порой кажется, что заразой интернационализма мы уже переболели, но окончательно ли? Увы, нет; ныне нам предлагают тот же продукт, но в новой упаковке, под названием "глобализм".
Современный глобализм, подобно интернационализму, отрицает понятия родины, национальной культуры и нации как духовно-ориентированной структуры. Будучи духовно "никем", глобалист-интернационалист желает сразу стать "всечеловеком". Но явленное миру "всечеловечество" будет ни чем иным, как элементарной животной нишей, которая даст не культурный подъем и расцвет, а всеснижение и всесмешение. Глобалисты – пиарщики нового "всечеловечества" – повсеместно распространяют свои идеи по созданию этакого нового Интернационала "тарзанов" без роду и племени.
Человек может прожить всю жизнь в пределах своего государства и "не найти" своей родины, не полюбить ее. Да, он родился в лоне своей семьи и своего народа; он – их детище; они дают ему первоначальное строение его тела и души, но он не культивировал в себе духовную высоту своего семейного и национального начала. В современном мире множество таких несчастных людей, в ком орган духа атрофирован, а инстинкт живет лично-эгоистическими интересами. Стоит им подбросить новомодный лозунг глобализма: "Всечеловеки всех стран, соединяйтесь!" – и разрушительный союз готов.
Мировоззрение молодого человека новой России уже давно формируется под воздействием "отбросов" глобалистской западной культуры: сериалов, боевиков, музыкальных клипов и слоганов рекламы, которые разжигают потребительские инстинкты с детства. Отвратителен, например, рекламный щит на одном из эскалаторов московского метро: "упакованная" девица тянется к золотым украшениям, и при этом слоган вопит: "Если любишь, докажи!" Проституция для многих тысяч школьниц представляется престижным занятием, а молодые люди в качестве образцов для подражания выбирают "крутых" уголовникив.
Согласно глобалистскому идеалу, гражданин России попросту не должен знать, кто он по национальности, и, соответственно, равнодушно относиться к своей национальной культуре. Из паспорта изъята графа "национальность". Вопрос к законодателям: как ребенку с малых лет объяснить, что он русский (украинец, белорус, еврей, башкир, бурят, тунгус), а не просто россиянин? Ведь есть же башкирская национальная культура, отличающаяся от русской. И важнейшее для строительства здорового государства чувство национальной гордости такими отменами ослабляется, размывается и не идет на пользу ничьему национальному самосознанию. Никакого равенства наций эта отмена не обеспечивает, кроме равного унижения всех наций и народностей, проживающих на территории России. (К истории вопроса: полемика об этом глухо, в номенклатурных партийных кругах велась еще в начале 1970-х годов. Известный советский философ профессор Спиркин на одной из закрытых лекций перед соответствующей аудиторией внятно объяснял радетелям отмены "пятой графы", что ее наличие в паспорте служит удовлетворению естественного чувства национальной гордости гражданина).
…А.Солженицын в одном из своих телевизионных выступлений подчеркивал: "Если мы не дадим национального воспитания в школе, если мы не будем воспитывать этих патриотических чувств, глубины истории нашей тысячелетней в наших детях, то мы и будущую интеллигенцию получим вот такую, как сейчас, – без связей с национальной традицией, с национальным духом и с глубиной истории. И когда над Россией, как и над другими странами мира, в XXI в. прогремят свои военные грозы, то неужели мы можем надеяться, что наш народ пойдет воевать за права коммерции, за жиреющие банки, за этих грязнохватов, расхватывающих народное имущество? Нет, не пойдет".
При таких россиянах-космополитах сущностная роль России будет быстро трансформирована – страна, "преображенная" по цивилизованным мировым стандартам, перестанет быть Россией в духовном плане, что скажется и на ее геополитической функции в мире. Именно от образования сейчас зависит, ни много, ни мало, будущее страны, ее судьба. Поэтому преступно объявлять "устаревшим" и "реакционным" (ради эфемерного международного политического веса) принцип истинного духовного патриотизма, корень которого – национальное достоинство.
…Любовь к России как к Родине сама по себе не возникает, она есть дело внутренней свободы человека. Это чувство у народа можно приглушить, забить, но природные, исторические и бытовые связи в одночасье разрушить невозможно. Человека нельзя заставить не любить свою Родину; если он не любит ее, значит, он ее духовно не обрел.
Увы, теперь большинству граждан надо заново учиться национальному достоинству и обретению Родины не инстинктом, а духом. И даже умом.
Духовный опыт у людей различен: одному ближе природа родной страны, другому – религиозная вера; третьему – стихия национальной нравственности; четвертому – величие государственных судеб; пятому и т.д. Каждый выбирает то, что, на его взгляд, на самом деле заслуживает любви, ибо в ней он находит свое жизненное самоопределение и свое счастье.
Русский православный философ Иван Ильин писал: "То, что любит настоящий патриот, есть не просто самый "народ" его, но именно народ, ведущий духовную жизнь, ибо народ, духовно разложившийся, павший и наслаждающийся нечистью, не есть сама родина... И родина моя действительно... осуществляется только тогда, когда мой народ духовно цветет..."
Но все чаще людей охватывает отчаяние и национальное уныние. Начавшийся процесс морального отрыва от несправедливого, слабого и порочного государства продолжается, и параллельно ему угасает в гражданах духовная любовь к своему Отечеству. Трудно любить Родину и не верить в нее.
Устроение достойной жизни – задача гигантская по своей сложности. Здесь неразрывны категории хозяйства и духа, экономики и духовной жизни народа. Например, если сравнить, какой подушный национальный доход "снимают" немцы с каждого квадратного километра своей обихоженной территории, и какой доход получает Россия с километра своей далеко не обихоженной территории, то становится ясен масштаб задач, которые придется решать нашему народу, чтобы вовлечь в более-менее эффективный хозяйственный оборот всю свою территорию. Без такого вовлечения в новом мире нам не выжить.
Чтобы достойно ответить на вызов времени, нашему народу потребуется напряжение всех сил. Но молодое поколение, увы, воспитывается в координатах лишь психологии быстрого обогащения.
Национальное достоинство гражданина – вещь не только полезная, но необходимая для строительства государства, которое будут уважать в мире. Сильное государство должны строить сильные люди, воспитанные на национальной культуре, национальных ценностях. И нельзя даже мечтать ни о каком подъеме экономики, о сильной армии, если у каждого в отдельности слаб национальный дух.
Истинное великодержавие (если Россия еще претендует на эту роль) определяется не только размерами территории и числом жителей, но, главное, способностью народа брать на себя бремя великих задач и справляться с ними. По определению Ивана Ильина: "Великая держава есть та, которая, утверждая свое бытие, свой интерес, свою волю, вносит творческую, устрояющую, правовую идею во весь сонм народов, во весь "концерт" народов и держав".
Все без исключения факты всемирной истории подтверждают эту мысль.