logo

Хлебные крошки

Статьи

Времена
История

Елена Слепчук // ИТАР-ТАСС

Еда для экстремалов, занятых и экономных

Или обед в кармане

Если раньше хорошим тоном было говорить о погоде, то теперь эта прерогатива прочно перешла к продуктам питания. И не случайно. Судя по тревожным прогнозам медиков, россияне не становятся здоровее. Особенно после того, как астрономически взлетели цены на качественные медицинские услуги. Быть здоровым становится не только здорово, но и экономически выгодно.

О пользе, соков, фруктов, витаминов никто не спорит. Никто не откажется и от "правила пяти", пропагандируемого американскими медиками: каждый день съедать пять различных видов овощей и фруктов. Только где взять деньги на все это витаминное разнообразие, особенно зимой, и в большом городе? Да и не у всякой работающей женщины найдется время для ежедневного приготовления всей этой полезной пищи. Искусственные поливитамины и так называемые биологически активные добавки (БАТ) лишь частично компенсируют дефицит витаминов, минералов и микроэлементов. Однако есть продукты, которые могут в значительной степени компенсировать россиянам недостаток витаминов и минеральных веществ и стать достойной альтернативой привычным бутербродам, сосискам, "пепси-коле", "фанте" и прочим напиткам с подмоченной репутацией.

Интервью с генеральным директором ООО "Биоритм" Тамарой Петровной Газиной началось с угощения. Собравшимся журналистам предложили по стакану напитка насыщенного бордового цвета, напоминающего по консистенции густой коктейль.

– Это вкусно. Свекла, яблоки, топинамбур, клюква. Суперлекарство. Чистые соки с мякотью", – сказала Тамара Петровна. – Попробуйте, думаю, вам понравится, а витаминов с лихвой на целый день хватит.

Она оказалась права, во всяком случае, есть как-то сразу расхотелось и мы все внимание переключили на многочисленные упаковки с порошками и таблетками, в которые превратились различные дары природы, бывшие некогда капустой, морковкой, свеклой, сельдерем, петрушкой, яблоками и другими овощами и фруктами. Одним словом, целый сад и огород уместились на столе у российского ученого Газиной.

– Сублимация – это удивительный способ переработки продуктов, который предложил еще в 1904 году российский ученый Лапо-Старженецкий, – начала свой рассказ Тамара Петровна. – Процесс простой: охлажденный продукт помещается в низкий вакуум, и идет вымораживание жидкости при низком давлении. Прошло почти 100 лет, но до сих пор на этих основных технологических этапах строится весь производственный цикл. На Западе такая технология давно и широко используется, а у нас еще в самом зародыше. Я пыталась понять, почему Россия проигнорировала открытие своего соотечественника? Возможно, экономисты посчитали и решили – дорого. Действительно, из 400 тонн сырья получается всего 20 тонн готовой продукции. Но это только на первый взгляд – дорого. В процессе эксплуатации все оказывается намного дешевле, а уж о пользе и говорить нечего. После сублимации в порошке остается всего один процент воды, возможно, он и хранит молекулярную память о первоначальной структуре, восстанавливая при добавлении воды все полезные свойства исходного продукта. Об этом, кстати, говорит и академик Леонид Казначеев, с которым мы постоянно поддерживаем связь.

– Значит можно отключать холодильники и забивать все шкафы и полки вашими порошками и таблетками?

– Ни в коем случае. Мы не призываем использовать сублимированные продукты в качестве основной пищи. Для них есть своя ниша в диете россиян, чтобы еда была не только вкусной, но и максимально полезной. А, кроме того, это так удобно. Пришли домой, устали, нет сил готовить разносолы. Выпили витаминный коктейль, у вас другое настроение. Есть время, пожалуйста, пеките пироги, кстати, из сублимации пироги можно сделать моментально. Технология позволяет многофункциональное применение продукта.

– И все-таки это продукт питания или пищевая добавка?

– Я однозначно утверждаю, что это продукт питания. Например, экспедиции Матвея Шпаро в Гренландию и на Мак-Кинли мы снабжали всем – от каш до киселей. Ребята, которые поднимались на Мак-Кинли, питались только нашими продуктами, а ведь среди них были инвалиды. Какие же это пищевые добавки? (Но, подчеркиваем еще раз, питаться только сублимированными продуктами хорошо лишь в экстремальных ситуациях, а в повседневной жизни у них другое предназначение).

Сублимированные продукты обладают и целебными свойствами. По моему, они наиболее соответствуют правилу Гиппократа: "пища должна быть лекарством, а лекарство – пищей". Как оказалось, вымораживание влаги помогает лучшему усвоению продукта. Попробуйте просто держать сублимированные ягоды за щекой – все усвоится. Это позволяет лечить болезни желудка, применять сублимированные порошки и таблетки для парэнтерального (то есть, минуя желудочно-кишечный тракт) питания при операциях на желудке. Припоминаю реакцию аудитории на VI Международном конгрессе по питанию, когда доклад делали хирурги из 50-й московской больницы об использовании наших продуктов для параэнтерального питания оперированных больных – это было как взрыв бомбы.

Другой пример, если будущая мама будет потреблять всего 7 грамм петрушки в день, которая богата фтором, начиная с трех месяцев беременности, то не только у ее ребенка будут крепкие зубки, но и у самой проблем с зубами не будет.

Такие исследования крайне необходимо продолжать. И мы готовы к сотрудничеству с учеными, с институтами, с лабораториями. Но вы же знаете состояние нашей науки. Нет денег – сетует Тамара Петровна. – Хотя проблема сбалансированного питания сейчас во всем мире стоит как никогда остро. Даже благополучная Америка выделила на эти цели боле 43 миллиардов долларов. А в России тем более проблема здоровья ее граждан должна быть на первом месте, ведь мы становимся умирающей нацией. Из 10 родившихся детей, только треть здоровы. У молодых солдат сплошь и рядом нехватка массы тела (дистрофия), а между тем, три коктейля, таких, как вы только что выпили, утром, вечером, в обед – и человек с таким заболеванием пошел на поправку.

70 процентов населения российского Севера имеет сегодня низкий гемоглобин, но и эту проблему можно решить, если регулярно пить свекольный сок, приготовленный из сублимированного сырья. Кстати, сублимированная свеколка – наша гордость. Свекла – королева овощей. Она улучшает пищеварение, функции желудочно-кишечного тракта, печени, почек. Только в свекле содержится уникальное вещество – бетаин. Термин этот происходит от родового названия свеклы – Beta. Бетаин близок по химическому строению к холину и лецитину, известным регуляторам обмена веществ. Ешьте на здоровье украинский борщ, ботвинью, селедку под шубой, они не только вкусны, но и полезны. Еще более полезен свекольный сок, где все эти вещества содержатся в концентрированном виде. Но не все знают, что свекольный сок свежевыжатым пить нельзя. Он должен два часа постоять, чтобы не было кислородного отравления. Свекольный сок, восстановленный из сублимированного порошка, можно пить без опаски, и к тому же он, как показали исследования профессора Галиной Жуковой из Института питания, содержит оптимальное количество бетаина.

Кроме того, наши свеколка, петрушка, капуста – еще и хорошая защита от вредных бактерий. Приведу недавний пример: мы с дочерью в прошлом году отдыхали в Тунисе. Путевка дешевая, горящая, никто в группе, как водится, никаких прививок не сделал. У 12 человек из группы – рвота, боли в желудке, диарея, хоть возвращайся обратно. Вот их всех мы и отпаивали нашими продуктами. До сих пор звонят бывшие туристы и благодарят за помощь. Также мало кто знает, что в сельдерее фтора в 1,5 раза больше, чем в петрушке, а это не только профилактика кариеса, но и поддержка иммунной системы, особенно у мужчин. Кстати, о мужчинах. Вы знаете, что в Чехии в состав одного из самых любимых национальных блюд входит много петрушки и сельдерея. В результате регулярного употребление такой пищи чехи реже всех в мире страдают заболеваниями простатита.

(Тамара Петровна набирает в чайную ложку желтоватого порошка). Это сублимированное сливочное масло. Пока такой продует никто не делает, а мы за два месяца разработали технологию его производства. Полтора года не портится. 100 грамм такого порошка хватит на две недели. В принципе, сублимировать можно все от петрушки до традиционных продуктов и ...даже водку.

– Сейчас многие морозят продукты в бытовых холодильниках.

– Это совсем другое. Дома после разморозки вы получаете нечто похожее на кашу, а здесь клубника, как с грядки, сохраняется не только вкус, но и запах. Наверное, будет лучше, если наши дети будут пить отечественные фруктовые и овощные соки и коктейли, чем фанту и пепси-колу, которую запретили даже в американских школах. У нас есть 16 утвержденных напитков, можно было бы открыть фито-бары в школах.

Кроме того, порошки свеклы, крапивы сельдерея можно добавлять в хлебо-булочную продукцию, да куда угодно, даже в косметику. Они могут служить и наполнителями, и натуральными красителями. Было бы куда полезней сосиски и колбасы подкрашивать свеклой, чем нитратами. А свекольная и крапивная маски помогут улучшить структуру волос, лечить перхоть. Недаром наши бабушки, которые, кстати, умели следить за собой, говорили, что для кожи хорошо все то, что принимает желудок. Никому в голову не придет есть крем из тюбика, а на кожу все эти химикаты мы мажем охотно.

– Тамара Петровна, неужели после всего, что вы рассказали, у вас есть проблемы со сбытом продукции?

– Конечно, нет. Проблема в другом. Мы не можем сегодня давать широкую рекламу нашей продукции только потому, что ее слишком мало. Если я дам рекламу, что наш свекольный сок восстанавливает гемоглобин примерно за три недели, а оно так и есть, поскольку у нас проведено специальное исследование, то мне работать будет некогда. Свеклы у меня всего 20 тонн, а мне нужно 20 тысяч тонн. Пока у меня всего один совхоз в Калужской области, в Москве один цех, да и тот уже старый. Вопрос стоит таким образом: эта продукция нужна всем – от путешественников до неродившихся детей. И ее производство необходимо увеличить многократно.

– А Вы обращались за помощью к властям?

– Неоднократно. Просила землю для строительства завода. Сказали, участвуйте в аукционе, но у меня нет таких денег, я же не бизнесмен, у меня другие задачи. А сырья в Подмосковье достаточно, вполне можно отобрать пригодное для сублимации. Мы сейчас используем только 30 процентов от того, что выращиваем, остальное пропадает на полях или в хранилицах. Наше производство не только позволило бы сохранить всю выращенную продукцию, но и предоставило многим людям рабочие места, дало возможность заработать.

Но я думаю не только о Подмосковье, а о всей стране. Россия – 1/6 часть суши, где все выращивают, а прокормить себя до сих пор не могут. Если такие заводы будут построены, России даже покупать ни у кого не надо будет, мы будем самой здоровой нацией, да и еще полмира накормить сможем.

– Моя мечта, – говорит в заключение Тамара Петровна, – создать образцово-показательный цех в Москве или Подмосковье, чтобы туда можно было возить предпринимателей, показывать: вот, мол, ребята, дело выгодное, вы не пропадете. Наша продукция не портится более 10 лет. Даже если в один год все не раскупят, продукты полежат, подождут своего потребителя. Еще в 1992 году я делала проект строительства 100 заводов по сублимационной переработке продуктов питания в России, а когда подсчитали, то оказалось, что они покроют всего 32 процента потребностей Русского Севера.

Телефон ООО "Биоритм": (095) 210-65-70. Адрес в Интернете: www.beta-bioritm.ru

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie