logo

Хлебные крошки

Статьи

Священник Андрей Филипс
Русская Православная Церковь заграницей
Вера
Европа

Священник Андрей Филипс

Единство Русской Церкви год спустя

Ожидания, впечатления, размышления

Год назад 17 мая 2007 года, в день Вознесения Господня, две части Русской Православной Церкви взошли на небеса, официально вступив в каноническое общение друг с другом. Тем самым в лице Московского Патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей вся многонациональная и многоязычная паства соединилась в объятиях Матери-Церкви. Разом Единая Русская Православная Церковь стала Церковью всемирной, простирающейся на пространстве не только от Бреста до Владивостока, но и от Амстердама до Алма-Аты, от Буэнос-Айреса до Байкала, от Канн до Курска, от Каракаса до Кишинева, от Кельна до Киева, от Монреаля до Минска, от Мюнхена до Москвы, от Нью-Йорка до Новгорода, от Сан-Франциско до Сочи, от Сиднея до Санкт-Петербурга. Изживая последствия трагических событий, происшедших 90 лет назад в 1917 г., Русь не только воссоединилась со своим прошлым, но и стала всемирной, универсальной.

Меня просили написать о моих ожиданиях, впечатлениях и размышлениях после того солнечного московского дня. Вот они:

Ожидания

Я не думал в то время, что кто-то из нас по настоящему понимал, что мы делаем, мы не осознавали великого исторического значения Акта о Каноническом Общении, мы знали лишь то, что то, что мы делаем – абсолютно верно. Это была уверенность, которая быстро созрела в нас после августа 2000 г. и решающего Юбилейного Собора Патриаршей Церкви.

Что касается моих ожиданий – у меня их не было. После моего 23-х летнего служения в качестве клирика Православной Церкви, я давно научился ничего не ждать, также как научился ничего не планировать. Есть такое известное высказывание, что если мы хотим рассмешить Бога, мы должны поведать Ему о своих планах. Возможно, это верно и в случае с ожиданиями. Мы не должны ничего ожидать, это Церковь должна ожидать от нас чего-либо.

С другой стороны, если мы не должны ничего ожидать, мы можем надеяться. И мы надеемся на спасение, в какие бы ситуации не ставил нас Господь, и твердо надеемся на то, что Акт о Каноническом Общении послужит спасению многих.

Впечатления

Кроме моих впечатлений от того, что происходило в Москве (о чем я уже писал), первое сильное впечатление оставила совместная служба в Лондоне. В июне 2007 г. впервые за 25 лет я вернулся в Патриарший собор Лондона не как чужак, но как желанное чадо Единой Русской Православной Церкви. В других условиях, с совершенно другими людьми, все ценности которых я всегда разделял, с владыкой Елисеем, мы отслужили в полном единстве веры.

Следующее впечатление пришло через месяц на праздник нашего небесного покровителя, святителя Иоанна Шанхайского, когда службу свт. Иоанну возглавил не наш епархиальный архиерей владыка Марк, но владыка Елисей. Это было что-то особенное, немыслимое ещё несколько месяцев назад: патриарший архиерей возглавляет службу на престольном празднике Зарубежной Церкви! А теперь это так естественно, так нормально, так желанно! С тех пор сослужение стало не просто регулярным, но обычным, так как две части Русской Церкви соединились нераздельно.

С другой стороны, нужно сказать, что эта естественность проявилась только потому, что мизерные группы, отвергающие средний, царский путь, покинули обе части Русской Церкви. Сначала в Великобритании в мае 2006 г. произошла Сурожская смута, затем в январе 2007 г. – раскол в РПЦЗ. Печально, но нужно признать, что это были крайне немногочисленные группы, склонные к обновленчеству с одной стороны и сектантству с другой, существование которых в свою очередь препятствовало нашему долгожданному единству.

Я верю в то, что большинство из тех немногих, покинувших нас, в один прекрасный день вернётся. Но это потребует от нас времени, терпения и молитв за этих людей. В любом случае, подымающаяся волна истории сильнее любого количества разрозненных капель воды.

Размышления

Я вспоминаю владыку Лавра на Всезарубежном Соборе 2006 г. в Сан-Франциско. Что больше всего поразило в нём – это был человек, исполнивший свое предназначение. Вот он с простой карпаторусской деревенской улыбкой, скрывающей накопленную за 70 лет строгой монашеской жизни мудрость, стоит на берегу Тихого Океана, человек, прошедший путь от лесов Словакии до городов Калифорнии. Давид, победивший Голиафа. Человек, верный своей судьбе, т.е. человек, творящий волю Божию.

Это впечатление повторилось и в московском Храме Христа Спасителя, когда владыка Лавр ставил подпись под Актом. Я вновь увидел человека, исполняющего своё, Богом данное, предназначение. Только в Москве впечатление было вдвойне сильнее оттого, что владыка Лавр, карпато-русский неэмигрант из эмигрантской Церкви, сидел рядом со своим современником, Святейшим Патриархом Алексием II, эстонским эмигрантом из неэмигрантской Церкви. Воистину оба эти человека исполняли свое предназначение, т.е. испоняли Божию волю.

Сейчас, в мае 2008 г., владыка Лавр собирался посетить своих родных в селе Ладомирово у подножия Карпат. Но не смог, ибо Господь судил иначе. Но карпатская Русь сыграла свою роль в установлении церковного единства и "осуществления" истории. Удивительно и то, что последователь владыки Лавра архиепископ Иларион (Капрал) также происходит из этого замечательного карпаторусского народа и несет в себе его смиренный дух.

Через Акт Единства Россия совершила историческое примирение со своей историей. Были исправлены ошибки революции и ошибки, приведшие к революции.

Единство Патриаршей и Зарубежной Церкви – единство в истории. Это единство должно получить свое отражение и территориально. В территориальном аспекте выражение нашего единства только начинает осуществляться. Россия, Украина, Беларусь – вот великое объединение, которое еще грядёт. Это Русь. Единство придёт через Православную Русь. И если произойдет восстановление Православной Руси, то будет надежда и на восстановление идеала Святой Руси в сердцах всех.

Последствия нашего единства начинают отражаться и на диаспоре. Предстоит устранение ужасных юрисдикционных разделений в диаспоре, последовавших после крушения Российской Империи в 1917 г. И многие здесь смотрят на пример объединенной Русской Церкви в надежде получить помощь в преодолении их разобщения. «Если вы смогли объединиться, – говорят они, – мы тоже сможем объединиться». И мы отвечаем им: «Объединяйтесь с нашим движением объединения – мы открыты для вас».

Заключение

Неразумно считать, что наше единство – только наших рук дело. Это было и есть чудо святых, Новомучеников и Исповедников Российских, святителей Тихона Московского и Иоанна Шанхайского, святых старцев Руси и Зарубежья. Это заслуга миллионов верных клириков и мирян, всех тех, кто эти долгие годы страданий искренне молился и чаял единства, проливая слезы и кровь, заслуга многих, не доживших до этого великого Дня Победы.

В недавнюю Пасхальную ночь я вновь перечитал начало Евангелия от Иоанна. И в этом году евангельские строки поразили меня с новой силой: Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились (Ин. 1, 11-13).

Наше единство состоит в том, чтобы быть чадами Божиими воистину ни от крови, ни от хотения плоти, но от Бога.

И это лишь первый год нашей радости. Впереди у нас много лет, в которые мы совместно осуществим дальнейшие чаяния и радости. И ныне звучит по всему миру повседневное карпаторусское приветствие: Слава Иисусу Христу! Слава навеки!

Священник Андрей Филипс
Перевод с английского Василия Томачинского

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie