Его картины учат нас любить Россию
К творчеству народного художника России Михаила Абакумова
В преддверии весны в Школе Акварели Сергея Андрияки в Москве открылся необыкновенно красивый вернисаж. Это персональная выставка народного художника России Михаила Георгиевича Абакумова. Признанного мастера уже давно считают не только "золотой кистью России", но и почитают как "живого классика". Он – один из самых часто выставляемых художников в России, даже сейчас у него одновременно открыты три выставки, но именно в Школе Акварели Андрияки экспозиция самая многочисленная – на ней представлено более 300 работ живописца. Михаил Абакумов родился и вырос в живописном подмосковном городе Коломна, но источниками его творчества является не только Подмосковье, но и север России – Вологодская и Архангельская области. "Рисовать люблю с детства, сколько себя помню – всегда тетрадки изрисовывал карандашами, но это были лишь наивные детские зарисовки. Первые серьезные работы появились у меня после просмотра фильма "Овод". Я долго не мог успокоиться, а результатом этих переживаний стала целая серия работ на тему этого замечательного художественного фильма", – вспоминает художник. Мастерски снятая картина запомнилась впечатлительному ребенку, и, может быть, именно поэтому после окончания школы будущий художник сначала поступил на художественный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии и только потом прошел специальное обучение в творческих мастерских Академии художеств СССР под руководством академиков А.П и С.П. Ткачевых и А.М.Грицая. Сегодня в коллекции Михаила Георгиевича собрано более чем полторы тысячи работ, его выставки не раз проходили не только в России, но и за ее пределами – в Германии, Болгарии, Италии, Японии, Швеции и других странах. Многие ценители живописи называют его работы романтическими, лирическими, сказочными, мистическими, солнечными, темпераментными, божественными. "Для него работа – это все равно, что дыхание или воздух, он просто не может жить без живописи. Я наблюдал, как он работает маслом, – рассказывает заслуженный художник России Сергей Андрияка. – Зрелище поистине завораживающее, он пишет быстро, молниеносно, всегда попадая в "сотню". Это дар от Бога". В каждой работе Михаила Георгиевича обязательно присутствует настроение, он обладает особым даром скрупулезно и точно передавать переходные состояния природы: рассветы и закаты, сумерки, первый и последний лучи солнца, туман, который вот-вот рассеется или, скажем, дождик, который вот-вот начнется, мимолетную радугу или воздушную летучую тень. Одинаково прекрасны и его карандашные наброски, и работы, выполненные маслом, и крошечные акварельные зарисовки. "Я стараюсь писать так, чтобы в картине всегда присутствовала некая тайна, – поделился Михаил Георгиевич. – Даже если это обычный пейзаж с облаками или первый весенний луч". Несмотря на то, что манера письма Михаила Абакумова весьма далека от импрессионистского стиля Казимира Малевича, у него тоже есть "Черный квадрат". Правда, видит он его несколько по-иному: на листе бумаги мастер карандашом нарисовал высокие деревянные ворота старого деревенского дома. Надо отметить, что поэтическая лирика присутствует и в работах, и в названии каждой из его картин: "Алеет осинник", "Сирень после дождя", "Всходит красная луна", "Весенний тревожный вечер", "Звенит тишина", "Февральские тени", "Идут золотые дожди", "Серебряный день", "Весенний ситец", "Души небесные", "Девичье поле", "Рай земной" и другие. Такое уважительное или почтительное с некоторой долей святости отношение к природе со стороны художника – не случайно. Он вырос и воспитывался в семье староверов. "В доме висели иконы, я каждый день слушал святое писание, которое читала мне бабушка, – с любовью вспоминает художник. – Именно она впервые открыла мне осознание того, что наш мир создан Творцом и его надо воспевать". Любая из его выставок – событие для живописцев. Это удивительно, но его вернисажи всегда привлекают внимание, собирая большое количество не только искусствоведов и признанных мастеров кисти, но и начинающих живописцев, да и просто любителей. Многие искусствоведы все же полагают, что Михаил Абакумов "особняком стоит в русской живописи", поскольку его работам присуща не только насыщенность и контрастность, но и звучность. Может быть, художнику удалось понять и раскрыть секрет соединения световых и тональных сочетаний, которые в конечном итоге и создают на полотне эту волшебную единую музыкальную гармонию? В то время, как для кого-то из художников это до сих пор так и остается загадкой. "После просмотра его работ наступает не только "глубокое очищение глаз", но зачастую в корне меняется механизм видения, происходит некая "глубинная промывка", – считает кандидат искусствоведения Виктор Калашников. – Мне не раз приходилось ловить себя на мысли, что после его выставки я испытываю не только очищение, но и необыкновенную легкость. Может быть, это и есть то самое переживание, которое греки раньше называли "катарсисом"? "Посмотришь на любую из его работ и сразу увидишь, что этот человек хорошо знает и любит Россию, – говорят о живописце почитатели его творчества, жители Коломны. – У нас в городе его тоже любят. Да, он создал великое множество прекрасных работ, но мы считаем, что он находится только в самом начале своего творческого пути". Сегодня Михаила Абакумова считают лучшим пейзажистом нашего времени. "Это великий мастер, который в своих работах воспел Россию не только как нашу родину, но и как особый природно-культурный остров счастья, как выразительную и чудесную страну. Счастье светится, струится, исходит от каждого полотна, с каждой маленькой зарисовки этого прекрасного художника-реалиста и великолепного продолжателя традиций русской художественной школы, – считает искусствовед Владимир Сергеевич Погодин. – А мы видим его замечательные произведения на выставках и можем у него многому научиться, в первую очередь научиться любить Россию".