
Экономическая блокада Приднестровья
Что за этим кроется?
Итак, с 1 марта с.г., в соответствии с Распоряжением Кабинета Министров Украины от 01 марта 2006 года №112-р введен новый режим перемещения приднестровских товаров через украинско-приднестровскую государственную границу на основании коммерческих, товаросопроводительных и таможенных документов с таможенными печатями и штампами Республики Молдова.Это, казалось бы, скучное и рутинное в иных условиях событие (подумаешь, какие то внутриведомственные документы) на самом деле является ярким индикатором качественно новой геополитической ситуации в СНГ.
Прошёл период 90 гг., когда Россия чувствовала себя на территории постсоветского пространства также как США в конце ХIХ - начале ХХ века в Латинской Америке. Справедливости надо сказать, что ощущения эти были во многом иллюзорны, ибо эффективной российской доктрины Монро по защите своей зоны интересов в мозговых штабах государственного управления так и не был выработано. В том числе и этим обстоятельством вызваны последствия, выразившиеся в феноменах символических цветных революций, вихрем прокатившихся по Украине, Грузии, Киргизии и т.д.
В результате на смену относительно лояльным России постсоветским элитам в государствах СНГ стали оформляться и приходить к власти элиты либо «вестернизированные», как на Украине, либо ориентированные на исламский фундаментализм, призрак которых постепенно материализуется в политической жизни Кавказа и Средней Азии.
Попытаться разобраться в том, почему стали происходить такие негативные с точки зрения российских национальных интересов процессы в СНГ - дело принципиально важное, но долгое и сложное. Можно только отметить, что речь идёт о качестве российской политической элиты, об отсутствии системного подхода в государственной политике, о состоянии государственного аппарата, а также о кадровой политике, об экономической ситуации, о демографической ситуации и т.д.
Но независимо от объективных и субъективных причин можно констатировать, что к мощным геополитическим вызовам в СНГ со стороны запада и ислама Россия оказалась не готова.
Приднестровье в этом плане является классическим примером. Если попытаться представить себе как должен выглядеть по основным критериям в идеале российский анклав – с точки зрения геополитики, этнического состава и отношения к России населения, экономического потенциала, уровня образования населения, наличия исторических связей, социокультурных ориентаций и т.д., то это будет именно Приднестровье.
В приднестровском регионе проживает свыше 70 тысяч российских граждан, действует миротворческий воинский контингент, а также Оперативная группа войск (бывшая 14-ая армия) Российской Федерации.
Российская Федерация является посредником и страной-гарантом договорённостей по политическому урегулированию между Молдовой и Приднестровьем. В этом качестве она входит в состав пятистороннего формата (Россия, Украина, ОБСЕ, Молдова, Приднестровье) Постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию, к которому недавно присоединились в качестве наблюдателей США и ЕС (так называемый формат 5+2).
Россия является основным поставщиком энергоресурсов в Приднестровье, между экономическими субъектами Приднестровья и России существуют традиционные хозяйственные связи, а российский капитал принял активное участие в приватизации приднестровских предприятий.
Многочисленные социологические исследования показали, что общественное мнение приднестровцев направлено на сохранение приднестровской государственности, социокультурной и политической ориентации Приднестровской Молдавской Республики на всестороннее сотрудничество с Россией, Украиной и Белоруссией. Приднестровские жители и приднестровское руководство выступает за сохранение российского военного присутствия в регионе, считая его гарантией равноправного диалога с Молдовой.
15-летие ПМР является самым убедительным доказательством жизнеспособности этого государства. Такие основополагающие концептуальные блоки, которые лежат в основе признания масштабных социальных инноваций в виде образования новых государств, как
- наличие территории, власти и населения;
- функциональная самодостаточность;
- соблюдение процедур легитимации государственной власти путём выборов;
- наличие современной правовой и политической систем;
- наличие устойчивых экономических, культурных и политических контактов с другими странами;
- соблюдение условий безопасности для внешнего мира;
- соблюдение современных социальных и экологических стандартов;
- наличие современной системы образования;
- информационная открытость общества и другие характеристики
свидетельствуют о необходимости уважения воли приднестровского народа и дипломатического признания ПМР.
11 декабря 2005 г. прошли выборы в Верховный Совет ПМР. В результате по мажоритарной одномандатной системе избранными оказались 43 депутата, явка составила свыше 50% от общего числа избирателей. Свыше 150 международных наблюдателей, в том числе автор статьи, подтвердили демократичный характер прошедших выборов. Избирательные нормативные акты ПМР прошли солидную международную экспертизу.
Успешно проведённые выборы продемонстрировали высокую зрелость приднестровской государственности, способной даже в условиях дипломатической «непризнанности» обеспечить проведение такой непростой процедуры как проведение выборов в соответствии с международными стандартами.
Всё это является убедительным свидетельством того, что у России сегодня есть все основания официально признать ПМР.
Но вместо этого из документа в документ в проектах, планах, заявлениях исходящих от России и других участников урегулирования кочует формула о соблюдении суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова. Возник поручик Киже (поручики же), дух без плоти, который пошёл в придворный караул и далее, как известно из российской литературной истории, сделал блестящую политическую и личную карьеру.
Давайте будет последовательны, назовём вещи своими именами и признаем, что уже 15 лет существует такое государство как Приднестровская Молдавская Республика. Тогда никакие таможенные штампы Республики Молдова для приднестровских товаров не нужны, поскольку у них есть штампы приднестровской таможни. Соответственно распоряжения украинского правительства, равно как и молдавского правительства, в этом случаи для нас не имеют юридической силы, и все разговоры о едином таможенном пространстве Республика Молдова являются не более чем виртуальным плодом фантазии молдавских чиновников.
Но есть и обратная логика. Если в документах, которые подписывают чиновники Российской Федерации, содержится тезис о суверенной Республике Молдова да ещё в границах бывшей МССР, то тогда этого поручика Киже следует действительно принимать на довольствие. Тогда надо признать, что никакой самостоятельной приднестровской республике с 600 тысячным населением в течении 15 лет не существовало, что это был миф равно как были мифы: об Атлантиде; о Камелоте - королевстве короля Артура; о легендарной земле Санникова; о Парадоре у Дж. Б. Пристли и т.д.
Вместо мифического Приднестровья в течение этих 15 лет на данной территории реально существовала Республика Молдова и М. Снегур, П. Лучинский, В. Воронин оказывается были президентами приднестровцев и выражали их волю с с высоких трибун ООН, СНГ, ГУАМ и прочих объективных «реальностей», данных некоторым высокопоставленным чиновникам в «ощущениях».
Если исходить из этих позиций, то Россия должна признать, что два суверена – Великие Инки гетман В. Ющенко и господарь В. Воронин, заключили некий политический союз против москалей, который является их суверенным правом, о чём бледнолицый брат с запада им и сказал.
Верховный представитель ЕС по вопросам внешней политики и политики безопасности Хавьер Солана заявил, что приветствует начало выполнения общей декларации премьер-министров Украины и Молдавии по таможенным вопросам от 30 декабря 2005 года, в соответствии с которой Украина лишь признает молдавские таможенные печати, а Молдавия будет содействовать регистрации приднестровских предприятий в Кишиневе.
То, что подобное решение ведёт либо к гуманитарной катастрофе, вызванной разрушением экономического потенциала Приднестровья, либо к ликвидации приднестровской государственности западных политиков и их восточноевропейских марионеток волнует меньше всего. Принципы просты и эффективны: «чем хуже – тем лучше» и «цель оправдывает средства».
Но каковы истинные мотивы украино-молдавской «таможенной реформы»?
Говорят, что принятые решения были неожиданными для россиян и приднестровцев. С одной стороны известно, что такие явления как, например, зима каждый год в России настают неожиданно. С другой стороны данные естественных и гуманитарных наук, исторические традиции, личный опыт чиновников и экспертов непреодолимо и убедительно свидетельствуют, что в определённый астрономический период времени температура понизится, начнёт падать снег, заметёт пурга. И всё равно это происходит неожиданно!
Достаточно очевидно было, что 2006 год станет критическим для существования приднестровской государственности как лояльного России анклава. На то существуют свои объективные причины.
Как известно, в настоящее время осуществляется в рамках объявленного еще в 2004 году плана масштабная передислокация американских войск из Западной в Восточную Европу. США планируют в 2006 году открыть несколько новых военных баз на территории стран Восточной Европы. В частности, среди прочих речь идет о Болгарии и Румынии. По мнению экспертов, в перспективе не исключается создание таких баз в Украине, Грузии и Молдове.
Формальный предлог: приближение ведущих "войну с международным терроризмом" вооруженных сил США к потенциальным зонам проведения военных операций в Ираке, Афганистане, на Ближнем Востоке и в Африке.
В декабре прошлого года в Бухаресте было подписано соглашение о размещение военных объектов США в Румынии. Правительство этой страны согласилось передать в распоряжение Пентагона аэродром "Михаил Когэлничяну" неподалеку от порта Констанца (кстати, по данным правозащитной организации Human Rights Watch, именно там располагалась одна из тайных тюрем ЦРУ США), а также расположенный несколько севернее учебный полигон Бабадаг.
По данным американской печати, кроме этого, в одном из неназванных пока районов Румынии будет расположен региональный штаб вооруженных сил США численностью до 100 офицеров и солдат. Предполагается, что на территории Румынии на ротационной основе могут постоянно находится от 2 до 5 тысяч военнослужащих США. В основном это будут авиационные части, формирования сил специальных операций и морской пехоты.
Недавно Болгария также объявила, что разместит американские военные базы на своей территории предполагается разместить около 3 тыс. военнослужащих США и Болгарии.
Вот первая причина – необходимо достаточно быстро подготовить плацдарм в стратегически важном регионе Приднестровье для американских вооружённых сил. Для этого в течении 2006 г. следует ликвидировать ПМР. Лучше сделать это без вооружённого насилия, при помощи социально-экономических и политических механизмов по примеру «цветных революций».
Вторая причина – Косово. По мнению, высказанному в ходе заседания в Лондоне участников Контактной группы по Косово на уровне руководителей внешнеполитических ведомств России, Великобритании, Германии, Италии, США и Франции, а также высокопоставленных представителей ООН, ЕС статус Косово следует определить в 2006 году.
Дело идёт к тому, чтобы предоставить населению Косово право на самоопределение, вопреки позиции Белграда. Поэтому, у России появляется весомый дополнительный аргумент в пользу применения подобного подхода и в отношении Приднестровья. Следовательно, необходимо ликвидировать ПМР в 2006 г., чтобы не сделать реальностью её признание в 2007-2008гг.
Третья причина – выборы в Верховную Раду Украины в марте этого года. Вряд ли экономическая блокада Приднестровья добавит популярности «оранжевым» лидерам в Киеве и принесёт им дополнительные голоса избирателей. Скорее наоборот, если будет организована правильная информационная работа, то это может нанести серьёзный электоральный ущерб команде В. Ющенко. В конце концов, от блокады действительно страдает украинское население Приднестровья, украинские предприятия несут убытки. Кроме того, на Украине традиционно сильны антирумынские настроения и вряд ли им будет по душе столь странный союз, направленный против земляков.
Тем не менее, в период политической нестабильности на Украине, её правящая верхушка готова пойти на любые издержки, чтобы получить поддержку западных шефов в последующих номенклатурных назначениях. Это лишний раз демонстрирует доминирующую зависимость высокопоставленных чиновников команды В. Ющенко от западных, прежде всего американских политических кругов. Вероятно, обратившись за поддержкой к западным партнёрам в период выборов, украинский президент получил прямую установку на удушение Приднестровья несмотря ни на что.
Вот как минимум три обстоятельства, которые обусловили введение украинско-молдавского таможенного режима, фактически означающего экономическую блокаду Приднестровья со всеми вытекающими последствиями.
В силу всего вышеизложенного, на мой взгляд, самое действенное политико-дипломатическое средство, которое может применить Россия в данной ситуации, это поставить вопрос о своём официальном признании ПМР в том случае, если блокада не будет снята и стороны не вернутся к строгому соблюдению ранее достигнутых договорённостей, прежде всего московскому Меморандуму от 8 мая 1997 года об основах нормализации отношений между республикой Молдова и Приднестровьем.
Виталий Журавлёв, начальник Представительского отдела Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко в РФ, эксперт института Русского Зарубежья