Эмиграция русскоязычных из центральноазиатских республик остановилась
Хотя многие соотечественники хотели бы уехать в Россию
В последние годы исход русскоязычного населения из республик Центральной Азии практически прекратился. Основной причиной является то, что многие из оставшихся просто не могут переехать на историческую Родину из-за финансовых проблем даже в экстренных случаях, в частности на похороны своих близких родственников. Посольства РФ в этих республиках пытаются обеспечить хотя бы минимально приемлемые условия жизни для своих соотечественников, однако пока эта забота ограничивается в основном лишь выражением сочувствия и понимания.Между тем, в первой половине 90-х годов лишь из Узбекистана были вынуждены эмигрировать почти 300 тыс. русских. И хотя в республике волна национализма схлынула в начале девяностых, к тому времени русских сместили со всех ведущих должностей, даже убрали "некоренных" спортсменов из сборных команд. Но когда дело дошло до предприятий, выяснилось, что без русских специалистов — никуда.
С тех пор государственная политика претерпела изменения. На официальном уровне стали предпринимать попытки удержать русских в республике. Русскому языку был придан официальный статус "языка межнационального общения''. Член Совета соотечественников России имеет место в парламенте Узбекистана. Но в остальном проблемы у русских все те же: невозможность найти хорошее место работы без "национального" блата, получать высшее образование па русском языке.
Да и на бытовом уровне – не все гладко. Как говорят местные русские: "мы себя спокойно чувствуем только в своем городе или в своем районе". Появление на "чужой" территории может закончиться плачевно. Действует "закон" двора: незнакомого русского запросто могут избить и покалечить.
Как результат – сегодня оставшиеся в Узбекистане – это в основном старики. Согласно опроса, проведенного в ферганских школах, в них учатся лишь около 2,4 тыс. русских детей.
"Если русские в Таджикистане и остались, то только вокруг наших воинских частей и российских погранзастав" – так характеризуют сегодняшнюю ситуацию в этой южной республике. Гражданская война начала девяностых вытеснила из республики большинство "нетаджиков". Кто имел возможность покинуть республику, тот ее покинул. И сейчас российскую диаспору там представляют лишь несчастные пенсионеры да семьи военнослужащих. И если семьи военных еще как-то живут за счет зарплаты своих кормильцев, получающих российское довольствие, то пенсионерам в Таджикистане совсем худо. Впрочем, как и большинству таджикского населения – пенсия не превышает двух долларов.
По официальным статистическим данным Киргизии, за 10 лет независимости республики из 800-тысячной славянской диаспоры на историческую Родину возвратились более 200 тыс. человек. Однако многие сомневаются в корректности подобных оценок, поскольку с 1989 года переписи населения в центральноазиатских республиках не проводились. Между тем, в Киргизии русские представлены в республиканской элите – политической, деловой и военной. Кроме того, многие киргизы, особенно в крупных городах, предпочитают отдавать своих детей в русские школы. В целях приостановки потока уезжающих из республики квалифицированных русских не так давно президент Киргизии Аскар Акаев подписал решение парламента о "придании русскому языку официального статуса". Фактически русский в республике уравняли в правах с киргизским языком. Хотя в конституции страны киргизский по-прежнему будет именоваться "государственным языком". В Бишкеке уверяют, что это чисто символическая уступка немногочисленным "национальным радикалам". Необходимо отметить и факт того, что в республике не на словах, а на деле русский является языком межнационального общения. Так, узбеки, составляющие чуть меньше пятнадцати процентов населения республики, негативно относятся к изучению киргизского языка. Однако, между собой киргизы и узбеки предпочитают общаться на русском языке.
Особенно тяжко русским в Туркмении. За последние десять лет им пришлось столкнуться с "восточным менталитетом" во всей его красе. Вместе с братским туркменским народом они поют дифирамбы великому Туркменбаши, дивятся на величественные дворцы и чудо-ковры немыслимых размеров, получая при этом гроши на пропитание. Однако помыслить о какой-то политической или даже общественной деятельности просто невозможно. Недавно в Туркмении на шесть лет была посажена в тюрьму руководительница Культурного центра: слишком активно занималась проблемами русской культуры. Зато говорить на русском языке в Туркмении можно свободно: все равно никто не услышит твоих жалоб. Русская школа в Туркмении осталась всего одна – при посольстве... Правда, Туркменбаши даровал всем русскоязычным право двойного гражданства. Воспользоваться им проблематично, потому что выехать из Туркмении с каким-либо имуществом нет никакой возможности. Любая вещь, включая посуду и прикроватные коврики, считается национальным достоянием, вывозить которое за пределы республики категорически воспрещается.
Понимание того, что массовый исход русскоязычного населения негативным образом влияет на различные стороны жизни республик постепенно начинает приходить к ее руководителям. Однако до сих пор националистические настроения являются одной из причин того, что в других республиках этого региона вопрос о поднятии статуса русского языка вообще не стоит на повестке дня.