Эмиссионный центр: каким ему быть?
О проблеме создания единого эмиссионного центра Союзного государства
Если мы приступаем к строительству дома, надо подумать о фундаменте. Прежде всего. Да, наш общий российско-белорусский дом пока не может подняться выше даже не самого фундамента, а дискуссий вокруг него. Он уже потихоньку превращается в долгострой, если не в политическом, то, по крайней мере, в экономическом смысле.Основная проблема во взаимоотношениях двух государств, как известно, это проблема валютной интеграции. Белоруссия стремится к ускорению этого процесса. Именно белорусская сторона на уровне переговоров между главами Центробанков обеих стран выступила с инициативой о введении единой валюты и формировании общего эмиссионного центра. В Нацбанке Белоруссии считают, что эти инициативы снимут все противоречия.
Белоруссия заявляет о своей готовности разрешить своим субъектам хозяйствования использовать российский рубль в безналичных расчетах с 1 июля нынешнего года, а с 1 января 2004 года установить между российскими и белорусскими предприятиями расчеты в российских рублях. При этом планируется также разрешить гражданам расчеты наличной российской валютой в аэропортах, на вокзалах, на автозаправочных станциях и в ряде других мест. Совместная белорусско-российская комиссия, которая занимается делами валютной интеграции, должна дать свою оценку этим процессам. Однако до сих пор между двумя странами нет согласия по ключевому вопросу – принципам формирования единого эмиссионного центра. Российская сторона склоняется к мнению, что его роль должен исполнять Центральный Банк России. Белорусская сторона стремится к моделям, основанным на принципе равноправного участия партнеров в определении единой денежно-кредитной политики. Если говорить конкретно, то белорусы предлагают такую модель эмиссионного центра, в основу которой будет положена система центральных банков обеих стран с общим руководящим органом в лице Межбанковского валютного совета.
Инициатива белорусской стороны отвечает в данном случае условиям открытости. ЦБ стран-участниц Союза сохранят за собой право денежной эмиссии, но, естественно, в строго заданных параметрах. Их определением как раз и займется именно Межбанковский валютный совет, сформированный из представителей каждого из государств-участников.
На этом пути возникает необходимость формирования универсального механизма валютной интеграции, гарантирующего не только равные обязанности участников, но и равные права. Скажем так: пусть не паритетные, но зато адекватные вкладу каждой из сторон, – и это обязательное условие.
Надо сказать, что к данной ситуации проявляют недвусмысленный интерес и наши соседи по постсоветскому пространству. А это означает только одно: есть смысл позиционировать процесс валютной интеграции более широко, нежели в отношении только России и Белоруссии. О своем возможном присоединении к валютному союзу России и Белоруссии намекает Казахстан, Украина также не отрицает своей заинтересованности в возможном участии в построении единого экономического пространства с Россией, Белоруссией и Казахстаном. Так что время работает на пользу здравого смысла.
Формирование общих условий хозяйствования, принятие единых стандартов в налоговой, таможенной и социальной сферах, а также создание единого рынка капитала, сырьевых и трудовых ресурсов – все это рано или поздно поставит вопросы о необходимости формирования общей денежной системы. Тому подтверждение – опыт Евросоюза.
Дискуссия продолжается, и тема создания российско-белорусского эмиссионного центра обсуждается довольно широко. Хотя для начала движения к так называемому общему знаменателю, неплохо было бы прийти к согласию и признанию взаимной заинтересованности по самым фундаментальным вопросам. Таким, как решение насущной задачи – вытеснение из расчетов между российской и белорусской сторонами третьей иностранной валюты, которая пока что в этих вопросах по-прежнему доминирует. Это должно быть решено оперативными и согласованными действиями правительств обеих стран. Ведь речь идет о введении административных ограничений на оборот иностранной валюты, третьей валюты...
Что же касается окончательного выбора той валюты, которая будет принята за основу во взаиморасчетах стран-участниц Союза, то он должен оставаться за субъектами хозяйствования обеих заинтересованных сторон.
Однако если посмотреть на проблему объективно, то совершенно очевидным параметром сотрудничества должно стать создание условий, при которых будет выгодно и России, и Белоруссии использование именно российского рубля.