Еще одна родина статуи Свободы?
Статуя Свободы родом из Флоренции, установили итальянские ученые
Родина знаменитой статуи Свободы находится не в Америке, где она установлена у входа в бухту Нью-Йорка, и не во Франции, народ которой подарил ее американцам, а в Италии, точнее – во Флоренции. Итальянский город, известный на весь мир самой сильной концентрацией шедевров изобразительного искусства на квадратный километр, и тут доказал свое первенство. "Оригинальная" статуя Свободы установлена во флорентийской церкви Санта-Кроче на могиле одного из героев Рисорджименто – национально-освободительного движения итальянского народа конца XIX века. К такому выводу пришли итальянские историки и искусствоведы. Вообще-то в мире, кроме нью-йоркской, существует несколько статуй Свободы. Знаменитую на весь мир фигуру создал французский скульптор-монументалист Фредерик-Огюст Бар-тольди. Один из вариантов его произведения стоит в Париже рядом с мостом Гренель. Уменьшенная копия статуи находится также в парижском Люксембургском саду.Статуя Бартольди, полное название которой "Свобода, несущая свет миру", была создана в честь сотой годовщины американской революции и заключения американо-французского альянса. Средства на создание гигантского памятника собирались одновременно в двух странах. Модель была создана в 1875 году. В 1884 году гигантская статуя демонстрировалась в Париже, затем была разобрана и перевезена в Америку.
Далее американцы и французы попеременно занялись "экспортом" Свободы. Миниатюрная копия статуи была направлена в Иерусалим в подарок от США. А французы несколько лет назад привезли свою статую в Токио, и она так полюбилась японцам, что в парке на берегу Токийского залива была установлена ее копия.
В этом ряду неприметная флорентийская статуя, служащая надгробием итальянскому герою, могла бы показаться еще одним подражанием знаменитому оригиналу, если бы не документы, доказывающие, что она была создана раньше, чем работа Бартольди.
Автор флорентийской Свободы – Пио Феди – известен как один из самых значительных скульпторов Италии XIX века. Идея обеих статуй одна и та же – женщина, вздымающая руку вверх, чтобы прославить свободу. Правда, между двумя фигурами есть разница – женщина в Нью-Йорке, как известно, сжимает в руке горящий факел, а Свобода во Флоренции – разорванную цепь. Обе статуи созданы в стиле классицизма. Обе символизируют идеи Великой Французской революции, которые вдохновляли борцов за независимость США и героев итальянского Рисорджименто.
Итальянские эксперты на основе архивных данных выяснили, что Пио Феди приступил к созданию статуи в 1871 году, то есть раньше, чем возник замысел Бартольди. Эскизы Свободы Феди стали известны в артистических кругах Флоренции еще раньше. В это время, по мнению итальянских историков, французский скульптор мог видеть эти рисунки и загореться идеей превратить небольшую скульптуру в монумент эпических масштабов.
Это тем более вероятно, что Фредерик-Огюст Бартольди был связан с Италией и поддерживал тесные контакты с деятелями Рисорджименто. В частности, одно время он даже был адъютантом Джузеппе Гарибальди – национального героя Италии, предводителя сил, сражавшихся за единство страны. Историки нашли в архивах доказательство того, что Бартольди бывал во Флоренции. Возможно, он возвращался в этот город и после. Впрочем, Бартольди не мог не побывать во Флоренции. В то время любой образованный человек, а тем более художник считал своим долгом посетить этот город.