logo

Хлебные крошки

Статьи

Азия
Политика
Казахстан и Средняя Азия

Александр Гришин

«Если Рахмон не нормализует отношения с Россией,

Таджикистан ждет национальная катастрофа»

Нынешние отношения Росссии и Таджикистана переживают фазу острого кризиса. Ведомства обеих стран обмениваются уколами и угрозами, российского посла вызвали в МИД Таджикистана «на ковер», в Душанбе слышатся крики о необходимости вывода российской базы из страны и так далее. На вопросы о том, что происходит в наших отношениях, корреспонденту «КП» согласился ответить научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук, руководитель отдела Средней Азии и Казахстана в Институте стран СНГ Андрей Грозин.

МЕНЬШЕЕ ЗЛО?

- Андрей Валентинович, история с лктчиками разрешилась благополучно. Но ситуация ведь на этом не заканчивается. Таджикистан ведет себя явно недружественно. Почему?

- Таджикистан давно ведет себя таким образом. За последние два-три года обострений по линии Москва – Душанбе было предостаточно по самым разным поводам. И связанным с русским языком, и с проблемами тех же мигрантов. Таджикистан очень часто упрекает российскую сторону в потакании националистам, в том, что из России идут гробы, и так далее. Было множество очень недружественных статей в средствах массовой информации Таджикистана и других шагов, большая часть из которых, насколько мне представляется, была санкционирована с самого верха. Просто российское руководство раньше всегда стабильно закрывало глаза на такие художества. А нынешняя реакция России для официального Душанбе оказалась совершенно неожиданной. И Душанбе сейчас находится в некой растерянности.

Эмомали Рахмон
Эмомали Рахмон
Фото: Анатолий ЖДАНОВ

Очевидно, свою роль в такой реакции Москвы и ответах Душанбе сыграла масса факторов. И наш электоральный период – на носу выборы. И дальний родственник одного из родственников таджикского президента, который осужден в России за наркотики. Это и внешнеполитический контекст. Буквально за неделю до вынесения приговора летчикам в Таджикистан приезжала госпожа Клинтон, госсекретарь США, которая провела переговоры с Рахмоном с глазу на глаз. Некоторые комментаторы, причем не только в России, но и в Таджикистане, и в соседних государствах увязывают дерзкую позицию Душанбе с этим визитом, хотя информации о предмете переговоров и их результате нет.

Я считаю, что мы слишком избаловали нынешнее таджикское руководство тем, что до последнего времени смотрели очень либерально на то, что там происходит. Считая, что все, что делает нынешний руководитель и его большая и дружная семья, все это сугубо их внутренние дела. Даже если они непосредственно касались интересов России.

- А почему Россия так беззубо себя вела?

- До последнего времени, как минимум, еще два-три года назад, в российской власти существовали фигуры, которые откровенно лоббировали такой взгляд на политический режим в Таджикистане. Считалось, что альтернативы Рахмону нет. Что если попытаться его привести в чувство, то мы можем получить гигантский набор проблем. Рахмона могут сменить только исламисты, причем самого крайнего толка. Дескать, Рахмон меньшее зло по сравнению с бородачами.

- Из всех стран Средней Азии Таджикистан является самым слабым и самым бедным государством. На что надеется Рахмон, у которого плохие отношения практически со всеми соседями? С президентом Узбекистана, насколько я слышал, у них чуть до драки не доходило.

- Как Викиликс пишет, доходило и до драки. Знаете, мы судим с точки зрения логики. Восточные владыки не всегда руководствуются логикой в своих действиях. Иногда есть соображения, которые могут казаться нам совершенно алогичными. Например, Эмомали Шарипович может просто не думать о том, что у его режима окажется очень короткая судьба, если российская база выйдет из Таджикистана. Он может считать, что на самом деле армия его сильна, спецслужбы его контролируют ситуацию. И кроме того, есть ведь и такое мнение, которое озвучивают и советники по внешней политике президента Рахмона, не далее как вчера на таджикских ресурсах появилась статья его советника, господина Шарипова о том, что Россия все равно никуда не денется, поскольку, защищая Таджикистан, она защищает саму себя.

Отчасти это действительно верно. Если предположить достаточно фантастическую, на мой взгляд, ситуацию, при которой Душанбе заставит нас выводить и наш военно-космический объект «Окно» оттуда, и наши военные подразделения, проблемы, которые возникнут вокруг Таджикистана, сразу же перекинется за границы этого государства. Все сразу вспоминают гражданскую войну, которая была в этой стране с 1992 по 1998 год. Самую долгую в истории СНГ и самую кровавую. Порядка 150 тысяч погибших, раненых, погибших от голода. И порядка полумиллиона граждан, которые были вынуждены покинуть страну. Исходя из этого опыта, как мне кажется, многие в России и считали, что лучше мириться с тем, как ведет себя нынешний режим, при всем издержках, которые такой подход за собой влечет, чем пытаться что-то изменить. Сейчас, очевидно, мнение изменилось

РЕЖИМ РАХМОНА, ЕСЛИ ЧТО, ПРОДЕРЖИТСЯ ПАРУ-ТРОЙКУ НЕДЕЛЬ

- Сколько там сейчас осталось русского населения?

- Так ставить вопрос неправомерно. По данным, которые приводит МИД Российской Федерации, речь может идти примерно о 100 тысячах русскоязычного населения, большая часть из которых – этнические русские. Они проживают почти полностью в столице, в Душанбе. Небольшие анклавы русскоязычного населения – это и украинцы, и татары, и корейцы, уйгуры, которых всех скопом записывают в Таджикистане в русскоязычные меньшинства, они проживают в некоторых других областных городах. Это городское население. И по большей части за эти 20 лет, помимо эксцессов, связанных с гражданской войной, все, кто мог, имел хоть какую-то возможность уехать из Таджикистана, уехали. Даже таджики стараются принять российское гражданство. По официальным данным Душанбе, за последнее десятилетие российское гражданство приняло около полумиллиона выходцев из Таджикистана. С учетом этнической составляющей миграционных потоков понятно, что из этого полумиллиона этнических таджиков - минимум, две трети.

- То есть примерно 300 тысяч таджиков стали гражданами РФ. А есть еще миллионы гастарбайтеров из этой страны...

- Россия является основным финансовым донором этой республики. В прошлом году трудовые мигранты перевели из России в Таджикистан примерно 2,1 млрд. долларов. Это только то, что прошло официально через платежные электронные системы. Но часть денег передается через родственников, через нарочных, наличными. Скорее всего, эта сумма составляет порядка 2,5 млрд. долларов. Несколько дней назад Таджикистан утвердил бюджет на следующий год. Доходная часть бюджета – 2,1 млрд. долларов. Расходная часть – 2,2 млрд. долларов.

- Хорошее совпадение. Доходная часть бюджета практически равна суммам переводов гастарбайтеров.

- В этом году сумма будет больше, потому что Россия выходит из кризиса. Многие стройки по новой заработали. И за первые 8 месяцев текущего года в Таджикистан мигранты перевели 1,8 млрд. долларов. По итогам годам, очевидно, официально сумма будет близкая к 2,5 млрд. Не считая того, что передается наличными.

Сопоставляя эти цифры, понятно, что без денег, которые идут из России, Таджикистан просто не сможет существовать финансово. А заменить Россию никто сейчас не готов. И не собирается. Ни американцы, при всех своих интересах и видах на Центральную Азию, в связи с предстоящим сокращением контингента в Афганистане. Ни Китай, который очень прагматично вкладывает в Центральную Азию, в основном через кредиты, которые, в отличие от России, он никому никогда прощать не собирается. Деньги он выдает только исходя из того, что они будут возвращены. С нищего Таджикистана получить деньги очень проблематично. И ни ближайшие соседи, такие как Казахстан, Киргизия и уж тем более Узбекистан.

Я лично считаю, что вообще браться за проблему нелегальной и вообще трудовой миграции надо было в самую последнюю очередь. Существует гигантский набор инструментов, которыми можно было воспользоваться для того, чтобы выправить ситуацию, не прибегая к высылкам, к господину Онищенко.

Начнем с того, что значительная часть всего, что нажито непосильным трудом, большой дружной семьей президента Рахмона и людьми, которые эту семью окружают во власти, находится либо в российской недвижимости, либо в российских банках, либо проходит в другие государства через российские финансовые каналы. Вот это, мне кажется, более эффективное средство воздействия.

- И что дальше?

- При всей той внешней неадекватности, которую демонстрирует руководство Таджикистана, они прекрасно понимают, что после таких шагов Таджикистан останется предоставлен сам себе. Найти какую-то подпорку, даже временную, режиму не удастся. После этого, скорее всего, у Таджикистана буквально недели через две уже будет другой президент. А может, и несколько президентов. Это будет крушение всей политической системы. Национальная катастрофа, без всякого преувеличения.

У меня есть ощущение, что в России осознали, что этот президент не совсем Таджикистану подходит.

Я думаю, что теперь уже в российских властных коридорах не считают, что Рахмон с его семьей не имеют приемлемой альтернативы. И жесткость наших шагов объясняется не только особенностями российского электорального цикла, как считает советник Рахмона Шарипов, но и пониманием того, что свет клином на этой семье не сошелся

Примерно такие же оценки были в отношении бывшего киргизского президента господина Бакиева - где-то за полгода до того, как он перестал быть президентом. Вполне может статься, что кто-то в России всерьез просчитывает сейчас и такой вариант. Особенно, если Душанбе выберет иной путь.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie