Если вы замолчите...
Физическая и духовная брань против России не прекращалась никогда
…После крещения Руси и особенно после принятия ею на себя роли Третьего Рима Россия постоянно подвергалась агрессии именно как хранительница и защитница Православной веры; именно как Православное Царство. Разделение Церкви на Восточную и Западную противопоставило наследницу Византии всему "цивилизованному миру". Сначала это было что-то вроде соперничества за первородство, но позже, с возникновением протестантизма, вылилось в непримиримую борьбу между истинной верой и разного рода сектами.…Физическая и духовная брань против России не прекращалась никогда. До Петра I духовная экспансия Запада успеха не имела, но после прорубания "окна в Европу" и петровской революционной реформы Русской Церкви она просто захлестнула Россию.
Именно в этом тревожном контексте остаются актуальными сегодня и размышления Ф.М. Достоевского о литературе (дневники писателя, 1860 год): "Критика пошлеет и мельчает. В иных изданиях совершенно обходят иных писателей, боясь проговориться о них. Спорят для верха в споре, а не для истины. Грошовый скептицизм, вредный своим влиянием на большинство, с успехом прикрывает бездарность и употребляется в дело для привлечения подписчиков. Строгое слово искреннего глубокого убеждения слышится все реже и реже. Наконец, спекулятивный дух, распространяющийся в литературе, обращает иные периодические издания в дело преимущественно коммерческое, литература же и польза ее отодвигаются на задний план, а иногда о ней и не мыслится".
Книжный рынок завален сочинениями, воспевающими пороки и тлен, не отображающими реальность, полными болезненных фантазий авторов; они не лечат, а калечат, не направляют на путь истинный, а ввергают в заблуждения и ничего, кроме отвращения, у нормальных людей не вызывают.
Кто же виноват в сложившейся ситуации? Только ли "вражьи силы"? Нет! В этом есть и наша вина: мы сами порой зажигаем и поддерживаем "светильники", свет которых – тьма. Боимся вступиться за правду – а как все? Вдруг не так поймут? Пора избавляться от иллюзий и дутых авторитетов, оставив их в прошлом, и пусть прошлое само хоронит своих мертвецов. Пора осознать это, и в дальнейшем не повторять уже сделанных ошибок. У нас нет на это ни времени, ни права. Сейчас нам и в культуре, и в политике нужны трезвые, мужественные люди с верой в Россию и русский народ; реалисты, а не мечтатели и мистификаторы, суесловы и пустобрехи, клеветники, которые "страх Божий потеряли, а совесть черт выкрал". Категорически не согласен с мыслью, когда-то высказанной М.Цветаевой, о том, что писатель – существо имморалистическое. Возражу ей словами Л.Леонова: "...Не меньше таланта писателю положено иметь ум, совесть и душу". И дополню цитатой И.Солоневича: "Мы были самым бедным народом Европы, или, точнее, самыми бедными людьми Европы. И в то же время мы были самыми сильными людьми мира и самым сильным народом истории. Мы были бедны потому, что нас раз в сто лет жгли дотла, и мы были сильны потому, и только потому, что моральные соображения у нас всегда перевешивали всякие иные".
О либеральных писателях, пропагандистах чужебесия, говорить не стану. Коснусь только представителей оппозиции: интернационалистов и "националистов". Вечно протестующие мечтатели, защитники химер, ищущие вчерашний день, они не знают русского народа, не понимают его стремлений. Прося помощи в борьбе против "ненавистного режима" у кого ни попадя, начиная с "китайских братьев" и ваххабитов и заканчивая березовскими, эти радетели народного счастья – хуже чужих. Подобные "друзья народа" становятся все больше похожими на русских эмигрантов, поддержавших Гитлера в войне против СССР.
"Может ли быть достойным нашей трагической истории мировоззрение, сформированное одним лишь марксизмом? Нет, в таких условиях не может оно быть не ущербным, каким и я был до поры до времени. Меня, как и многих из моего поколения, спасло от полного краха лишь нравственно-эстетическое начало народной жизни, сформированное предыдущими поколениями", – говорил в 1997 году русский писатель Василий Белов. Нельзя с ним не согласиться...
Пришло время сказать "нет", с одной стороны – правым фанатикам, живущим по букве вместо духа, а с другой – всеядным левым "патриотам", знающим левую фразу, а не Россию. (Меня могут спросить: а не "центрист ли я?" Отвечу словами И.Солоневича: "Ни правее, ни левее. Это просто глубже").
Один из православных святых написал: "Уныние – самый тяжкий грех, ибо оно порождает отчаяние". А что еще может возникнуть в душе человека, читающего книги и статьи проповедников близкого "конца света"? Издревле на Руси говорилось: "Если даже завтра – конец света, сегодня – иди и сей!". Навеваемое их апокалипсными творениями и "теориями заговора" разочарование, ощущение бессмысленности бытия подталкивают человека либо пуститься во все тяжкие, чтобы хоть "перед смертью надышаться", либо – деградировать в наркотиках и пьянстве. Эти авторы – искусители, о которых в Библии сказано: не может мир без соблазнов, но горе тому, через кого соблазны в мир приходят.
У "русских патриотов" стало общим местом – винить во всех бедах неких заговорщиков. Собственную дурь, или тот факт, что немало русских вольно или невольно занимаются подрывной (другого слова искать здесь не надо) деятельностью против России по рецептам тех же тайных обществ, замечать не хотят. "Боже, прости им, ибо не ведают что творят" – так можно сказать только о малой части "ревнителей" России и веры, о другой – знают, но грешат из корысти, чтобы свое не упустить.
Какие же выводы можно сделать? Истина в толпе не живет. Несколько человек, объединившихся в истине, сила! Искренний, мыслящий в чистоте сердца простой человек может быть разумнее самого высокообразованного. Заумные рассуждения какого-нибудь известного ученого или писателя порой не стоят одной единственной фразы старенького священника, которого "осовременившиеся русские патриоты" считают "старым чудаком и простаком". Напомню: "Выше ума – мудрость, выше мудрости – премудрость, а надо всем – святая простота..."
Многие теперь твердят, что "в начале было Слово", но не каждый знает, что "слово – глагол творящий" и "всяким словом оправдаетесь, и всяким словом осудитесь". За каждый помысел, душевный порыв, за то, как распорядился отпущенными тебе временем и силами, придется держать ответ.
И последнее. Нам пришлось за короткий срок пережить смену целых эпох, крушение империи и идеологических мифов; стать свидетелями разрушения, казалось бы, несокрушимых твердынь и периодически ощущать, как "почва уходит из-под ног". Вынести это не всем под силу. Тем более невозможно – пережить все это, находясь на острие событий, в пике напряжений, и не утомиться, не растратить своих душевных сил...
Молодые силы должны продолжить дело старых бойцов, чтобы укрепить наш ослабленный литературный фронт. В новых условиях нужны не просто новые литературные имена, а новые писатели, мыслители, мирознатцы; "новые мехи для вина нового".
Незадолго до своей кончины старец Николай с острова Залит дал исчерпывающий ответ на вопрос, волнующий многих патриотов: когда воскреснет Святая Русь? Он сказал: "А она и не умирала!". Беда лишь в том, что веры в нас маловато, а сомнений в собственных силах много.