Эстонская Nuda vita
К годовщине "бронзовых событий"
Редакция портала RUSSKIE.ORG публикует статью известного эстонского журналиста, общественного деятеля и правозащитника Михаила Владимировича Петрова, посвященную годовщине "бронзовых событий". Более подробную информацию об истории памятника Воину-освободителю можно получить на посвященном ему сайте. Похвально стремление разобраться задним числом в том, что же такое произошло в апреле 2007 года — был ли это стихийный протест против безнравственного поступка правительства, попытка гражданского мятежа или банальные массовые беспорядки с погромами и вандализмом. Однако для нас сегодня важно знать не только, что это было, а как это было в апреле 2007 года. 9 мая 1995 года на военном кладбище в Таллинне с разрешения эстонских властей состоялось торжественное открытие восстановленного памятника Неизвестному солдату. Памятник освятил протоиерей Леонтий (Морозкин) в присутствии представителей дипломатического корпуса — послов России, Украины, Франции, Италии, Китая, генконсула Белоруссии, представителя посольства США, и т.д. На тыльной стороне памятника была высечена надпись «От благодарных россиян». С тех пор каждый год 9 мая дипломаты России, Украины и Белоруссии, прежде чем появиться на Тынисмяги, приезжали на воинское кладбище, чтобы возложить цветы к памятнику Неизвестному солдату. В июне 2007 года процедуру поминовения павших советских солдат упростили, соединив в одном месте памятник Неизвестному солдату и памятник Воинам-освободителям. В мае прошлого года на кладбище можно было видеть рекламный плакат Министерства обороны ЭР, на котором оба памятника были изображены вместе: «Здесь в июне 2007 года откроется монумент». Монумент действительно открылся, но при этом с его архитектурной части пропал медальон с изображением ордена «Отечественная война» и бесследно исчез памятник Неизвестному солдату. Прошёл год, но исчезнувший памятник, кстати, собственность России, на место так и не вернули. Помнится, в 1994 году точно так же, то есть без объяснения причин ночью снесли оскверненные надгробия с братской могилы на холме Тынисмяги. Позже от бывшего Дома офицеров флота (Русский культурный центр) ночью исчезли имитации морских орудий, украшавшие парадную лестницу со стороны фасада. После «реставрации» орудия обещали вернуть на место, но потом некто посчитал, что пушки у культурного центра смердят милитаризмом, неуместным рядом с культурой. Есть и другие не менее оскорбительные примеры. Некто постоянно думает за нас, ограничивая этническое воспроизводство, воспроизводство культуры, ежесекундно меняя нам привычную жизненную среду, лишая нас исторической памяти. Наивно думать, что памяти лишают только русских, что сокращение воспроизводства русской этничности расчищает площадку для эстонцев. Мы уже выяснили, что эстонское государство является причиной и следствием существования эстонца — такова в крайне упрощенном виде официальная мифологема. Но, кто (вне мифологемы) в действительности является причиной существования эстонца и эстонского государства? Есть все основания предполагать, что таковой причиной являемся мы — русские, «обусловленные» существованием великого Восточного соседа Эстонии. Именно Россия и русские есть та единственная причина, которая замедляет растворение Эстонской Республики и эстонцев в теле Европейского союза и в структурах НАТО. Россия и русские мотивируют эстонцев к сохранению языка, самобытности и культуры. О сознательном и коллективном бессознательном в жизни эстонца будет еще сказано, а сейчас вернёмся в апрель 2008 года. Непостижимая уму эстонского обывателя логика правительства Андруса Ансипа привела к тому, что, если раньше у режима болела голова за 9 мая и 22 сентября (день освобождения Таллинна), то теперь голова болит ещё и за последние апрельские дни. Правда следует отметить, что полиция не афиширует открыто свое присутствие на улицах, прячась по дворам и автобусам, шифруясь в автомобилях без опознавательных полицейских знаков. 26 апреля 2008 года в первую годовщину «бронзовых беспорядков» Таллиннская городская управа зарегистрировала 7 (семь!) митингов в поддержку кампании по уборке мусора «Teeme ära! 2008» («Сделаем! 2008»), перекрывших практически весь центр города. Ещё три мероприятия, пропагандирующих здоровый образ жизни и тяжелую атлетику, страховали кампанию по уборке мусора. Для митинга «Ночного дозора» был отведен дальний угол сквера у Центра русской культуры (РКЦ). На 27 апреля было запланировано ещё 7 митингов в поддержку кампании по уборке мусора и 2 собрания, пропагандирующих спортивный образ жизни. Удивительная мусорно-спортивная активность неизвестных граждан внезапно прекратилась 25 апреля — горуправа сообщила об отмене всех 19 мероприятий. Наивная хитрость удалась: «Ночной дозор» не пустили митинговать в центре города. Митинг дозора «За сохранение демократических ценностей в современной Эстонии» в сквере у РКЦ прошёл вяло и больше напоминал политическую информацию. Порой казалось, что количество представителей прессы раза в полтора превышало количество митингующих. Однако митинг почтил своим вниманием известный эстонский националист Юри Лийм, обещавший в прошлом году взорвать «Бронзового солдата», если его не уберёт правительство. Не обошлось и без «провокаций». Когда на митинге появился неизвестный молодой человек с эстонским флагом, известный общественный деятель Владимир Лебедев обратился к силам правопорядка: «Господин префект! Обратите внимание на провокацию!» Впрочем, с «провокатором» обошлись необычайно мягко. Когда он понял, что морду бить не будут, то свернул флаг и удалился под арку соседнего дома, где его ожидали полицейские. В то же утро в магазине Rahva Raamat («Народная книга») состоялась презентация новой книги известного диссидента Тийта Мадиссона Aprillimässu lugu («История апрельского мятежа»), сидевшего и при старом режиме и при новом. Среди прочего Мадиссон знаменит тем, что годом раньше написал книгу, в которой отрицается холокост евреев. Конечно, апрельские события 2007 года до мятежа явно не дотягивают, но — что поделать! — в наших палестинах и дым пожиже и деревья пониже… Ещё одно мероприятие того же дня — форум «Гражданский мир». Собравшиеся рассуждали на тему безальтернативности гражданского мира. Предваряя форум, вице-мэр Таллинна Кайя Яппинен утверждала, что город хочет не просто дать оценку событиям годичной давности как факту, но осмыслить новую ситуацию в межнациональных отношениях и положение дел в государстве. Вот, например, весьма характерная цитата из выступления на форуме эстонского политолога и журналиста Ийви Анны Массо, растиражированная прессой: «Мы знаем, что сталинский Советский Союз не только боролся против фашизма, но и оккупировал Балтийские страны, были и репрессии. Поэтому особенно не понятно, почему для некоторых людей стала важна фигура солдата, который стал символом этого режима? Что значит Сталин для местного населения? Если говорить об СС-мундирах, то никто не говорит, что это святое. Именно поэтому эту тему нужно обсуждать». Крайне сомнительно, что при такой степени недопонимания политологом (!) и журналистом (!) людей, которые живут рядом с тобой можно вообще мечтать о мире. Вместо того чтобы снять с обсуждения скользкую тему, госпожа Массо предлагает нам поэкспериментировать со знакомыми граблями. Si vis pacem, si vis pacem… В рамках форума состоялась презентация книги политолога Александра Астрова «Самочинное сообщество. Политика меньшинств или малая политика?» Любопытства ради заглянем в книжку Астрова и найдем в ней главу, посвященную апрельским событиям 2007 года. Называется эта глава «Pronkssõdur или homo sacer?» («Бронзовый солдат или священный человек?») Вот цитата на вскидку: «Именно на границе между частной и общественной сферами, между zoe и bios, раз за разом разыгрывается ритуал производства homo sacer, а сама эта подвижная граница, точнее зона неразличимости между частным и общественным, биологическим и цивилизованным, представляет из себя особую форму жизни – “обнажённую жизнь”, nuda vita. “Обнажённой” такая жизнь является постольку, поскольку, будучи выведенной за рамки не только закона, но и общественной сферы вообще, она не отличима от сугубо биологического существования animal laborans, но при этом является не естественной данностью, как у Арендт, а продуктом суверенного производства, то есть “техне”. Сама же суверенная власть становится понятной в противопоставлении хаосу или альтернативному суверенному порядку, а nuda vita и homo sacer, которых она же и воспроизводит, как условие своего существования. Как следствие, право граждан на участие в политической жизни обретается ценой их радикальной подверженности суверенному произволу…» Ну, и так далее по тексту. Есть у нас и суверенный произвол и homo sacer’ы (понятие из классического римского права, обозначающее преступника, которого невозможно принести в жертву, но которого может убить каждый желающий). Есть свои — и даже в избытке! — animal laborans (работающие животные). Однако предложить столь наукообразные объяснения людям, которые 26 апреля 2007 года пришли к братской могиле и монументу воинам-освободителям, чтобы выразить молчаливый протест безнравственными действиями правительства, я бы всё же не рискнул. Философический концепт Ханны Арендт и Карла Шмитта соблюдён вполне, но с людьми всё же стоит говорить на человеческом, понятном им языке. Согласимся, пожалуй, только с тем, что зона неразличимости между частным и общественным расширяется с каждым днём. Отказ от свободы в обмен на безопасность не является для общества равноценным или, как это подмечено у Астрова, право граждан «обретается ценой их радикальной подверженности суверенному произволу». Думая о том, что оно отказывается от нашей свободы, эстонское общество забыло о том, что свобода – понятие неделимое. Вот и прикупили безопасность в обмен на пакет «законов бронзовой ночи», фактически отказавшись и от собственной свободы тоже в пользу государственного произвола. Тюремщик столь же ограничен в своей свободе, как и его узник. Узник не может покинуть узилище, тюремщик – свой пост. Их обоих разделяет решётка, но соединяет единство противоположностей. Но вернёмся, однако, к «гражданскому миру». Главное условие общественного мира — не разговоры о его «разумной безальтернативности», не взаимные заверения в благих намерениях, но демонтаж системы институциональной сегрегации, определение перечня взаимных обид и тем, которые ныне и присно и вовеки веков снимаются с обсуждения. Заключение мира подразумевает, что обе стороны выходят из состояния войны (межнационального конфликта). Сделать это можно одним-единственным способом — заключив общественный договор. Едва ли тусовка, собравшаяся на форум в отеле «Олимпия», способна к достижению реального мира. Кто наделил тусовщиков правом вступить в переговорный процесс? Никто. Каковы их реальные полномочия к заключению общественного договора? Полномочий нет. Каков их общественный авторитет? Крайне сомнительный. Но, главное, каковы их реальные возможности к тому, чтобы условия общественного договора (гражданского мира), если таковой будет достигнут, добровольно соблюдались обеими сторонами? Из «гражданского мира» торчат уши Центристской партии. По сути, нам предлагают замириться с Центристской партией, но никаких полномочий к заключению общественного договора у центристов нет. Конечно, блаженны миротворцы, ибо нарекутся сынами Божиими, но нынешний «мир от центристов» в преддверии выборов в Европейский парламент и выборов в местные органы самоуправления просто смердит политической целесообразностью. В условиях мононационального государства, в котором доминирует одна культура, экстраполированная отсюда и прямо в вечность, ни о каком гражданском мире и речи быть не может. От русской общины (инородцев) режим требует полной и безоговорочной капитуляции, и мы понимаем, что режим Андруса Ансипа имеет право требовать от нас капитуляции и средства (силу), чтобы ее добиться. Диспозиция ясная и понятная. Такова наша слегка обнаженная общественная жизнь —– nuda vita.